РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
15 марта 2011 года. с. Красногвардейское.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
судьи Кулеш В.В.
при секретаре Пронякиной Ю.В.
с участием:
истца Захарова В.И.
представителей ответчиков: администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Букова Н.И. и отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Чилингарян С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Захарова В.И. к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учёт нуждающегося в жилом помещении и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Захаров В.И. обратился в суд с иском к администрации Красногвардейского муниципального района <адрес>, отделу образования администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учёт нуждающегося в жилом помещении и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения, указывая, что в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения им возраста 18 лет он остался круглым сиротой: его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО2 решением Красногвардейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении него и его родных братьев и сестер. Отец не восстановил свои родительские права.
С ДД.ММ.ГГГГ он являлся воспитанником ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №» <адрес>.
В 2005 году он продолжил образование в Политехническом профессиональном лицее № <адрес> и проживал временно в общежитии.
В 2009 году после окончания учебы в лицее, он возвратился в <адрес> и стал проживать у своей родной сестры ФИО6 по <адрес> №, а на регистрационном учёте состоял на жилой площади детского дома по <адрес> № в селе <адрес>.
В марте 2009 года он вместе со своими братьями ФИО22 и ФИО16, сестрами ФИО23 и ФИО24 приехал в орган опеки и попечительства отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района, <адрес> и написали заявления о предоставлении им во внеочередном порядке жилых помещений, как детям оставшимся без попечения родителей.
Его братья и сестры были поставлены на учёт нуждающихся в жилом помещении и некоторые из них получили жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ им из администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> получен ответ о том, что ему отказано в постановке на учёт, нуждающимся в жилом помещении, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением 23 летнего возраста. Федеральный Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает постановку на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.
Отказ в предоставлении ему жилого помещения является нарушением его конституционных прав, установленных ст.40 Конституции Российской Федерации. Кроме того, он неоднократно обращался к ответчику за решением жилищной проблемы, но безрезультатно.
На основании ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Ст.5 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Главы Красногвардейской районной государственной администрации Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ за ним был закреплен жилой дом, расположенный по <адрес>
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-н «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он как сирота, после окончания учебного заведения имеет право на получение субсидии (денежных средств для приобретения или строительства жилья).
Согласно заключению жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по <адрес> признан не пригодным для дальнейшего проживания.
В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам: детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
До настоящего времени он жильем не обеспечен и имеет право на получение жилого помещения по п.п. 1,2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Истец Захаров В.И. просит:
1. Обязать администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края и отдел образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края признать его, Захарова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшегося без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении и поставить на учёт граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лицо чье жилое помещение непригодно для проживания:
2. Обязать администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края и отдел образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края предоставить ему Захарову В.И., денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, не ниже установленных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации стоимости 1 квадратного метра, общей площади жилья по Красногвардейскому муниципальному району, устанавливаемой ежеквартально.
В судебном заседании истец Захаров В.И. натаивает на исковых требованиях.
Представитель ответчика - администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Букова Н.И. исковые требования истца Захарова В.И. не признала, пояснив суду, что в соответствии с постановлением <адрес>ной государственной администрации Ставропольского края Захаров В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определён в Красногвардейский детский дом и за ним закреплён жилой дом, расположенный по <адрес>, принадлежащий его отцу ФИО2.
Согласно ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за ФИО20 жилое помещение признано непригодным для проживания. К этому моменту истцу Захарову В.И. уже исполнилось 23 года и на него не распространяются гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель ответчика отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Чилингарян С.Р. исковые требования истца Захарова В.И. не признала, пояснив суду, что Зхаров В.И. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его мать ФИО1 в 1995 году умерла, отец ФИО2 решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав.
Постановлением Главы Красногвардейской районной государственной администрации <адрес> Захаров В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определён в Красногвардейский детский дом и за ним закреплён жилой дом, расположенный по <адрес> <адрес>, принадлежащий его отцу ФИО2.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Захаров В.И. являлся воспитанником детского дома.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении.
В марте 2009 года в отдел образования обратились лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ФИО5, Захаров В.И., ФИО6, ФИО7 и ФИО8, которым была дана консультация об обращении в администрацию села Ладовская Балка Красногвардейского <адрес> о признании закреплённого за ними жилого помещения непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией, назначенной постановлением администрации села Ладовская Балка Красногвардейского <адрес> жилой дом. расположенный по <адрес> признан непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО7 ФИО6, и ФИО9 обратились в отдел образования с заявлениями о постановке на учёт, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлениями Главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края №.№. 276,278,279,280 указанные лица были поставлены на учёт, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Захарову В.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 23 года и на него не распространялись гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ Захаров В.И. обратился в администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ему было отказано в связи с достижением возраста 23 лет.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.
7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федеральных Законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 34-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст.8 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федеральных Законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 34-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П «По жалобе Муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения Законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Такому подходу отвечает практика значительной части субъектов Российской Федерации (<адрес>, <адрес> и др.).
Таким образом, само по себе нормативное положение, закреплённое в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, её статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке Закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1282-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО10 на нарушение её конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Федеральный Закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Согласно статьи 7 Закона Ставропольского края от 6 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края, или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Статьей 2 указанного Закона Ставропольского края установлено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления Красногвардейского муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.
На основании со статей 4,5 указанного Закона Ставропольского края, органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.
В силу статьи 6 указанного Закона Ставропольского края финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании родители Захарова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения: отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав в отношении несовершеннолетних: Захарова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 14).
Постановлением <адрес>ной государственной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в Красногвардейский детский дом несовершеннолетних Захарова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» Захаров В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлен в Красногвардейский детский дом и п. 2 указанного Постановления за ними был закреплён жилой дом, расположенный по <адрес> <адрес>, принадлежащий их отцу ФИО2 (л.д.25).
В соответствии со справкой государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Захаров В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником детского дома (л.д.16).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> жилой дом, расположенный по <адрес> <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации за № (л.д.18).
На основании свидетельства о государственной регистрации права 26-АЕ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> земельный участок, расположенный по <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации за № (л.д.17).
В соответствии с актом об обследовании жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого дома не пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по <адрес> комиссией специалистов признан непригодным для дальнейшего проживания (л.д.13).
Согласно сведений отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от 1 марта 201 года № Захаров В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не состоит на учёте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и граждан из их числа, нуждающихся в жилых помещениях при отделе образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края (л.д.28).
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Захаров В.И., являясь ребёнком, оставшимся без попечения родителей, Постановлением Главы Красногвардейской районной государственной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ помещён и находился в государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ и в связи с имеющимся у его отца ФИО2 жилым помещением, расположенным по <адрес> <адрес> за ним было закреплено право на данное жилое помещение.
После окончания пребывания Захарова В.И. в государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № <адрес>» он с 2005 года по 2009 год проходил обучение политехническом профессиональном лицее <адрес> и проживал в период обучения в общежитии.
Захаров В.И. в связи с наличием у его отца жилого помещения администрацией Красногвардейского муниципального района <адрес> и отделом образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края не был поставлен на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и граждан из их числа, нуждающихся в жилых помещениях при отделе образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края.
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по <адрес> <адрес> комиссией специалистов признан непригодным для дальнейшего проживания. Однако к этому времени Захаров В.И. достиг возраста 23 лет и оснований для постановки его на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных Законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 34-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ) не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ Захаров В.И. обратился в администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Захарову В.И. было отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с достижением возраста 23 лет (л.д.10).
Постановлениями Главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №,№ 276,278,280 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Калугина Елена Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлены на учёт как оставшиеся без попечения родителей и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (л.д.39-41).
Истец Захаров В.И. на момент признания жилого помещения, расположенного по <адрес> непригодным для дальнейшего проживания достиг возраста 23 лет и законных оснований для постановки его на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей и выделения ему денежных средств на приобретение жилого помещения не имеется.
В судебном заседании установлено, что Захаров В.И. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учёт и предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как гражданину, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания и лицу, оставшемуся без попечения родителей, по окончании его пребывания в образовательном учреждении в соответствии с п.п.1,2 ч.2 ст. 159 ЖК РФ, не обращался и органом местного самоуправления данный вопрос не рассматривался.
Следовательно, исковые требования истца Захарова В.И. по иску к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учёт нуждающегося в жилом помещении и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.17,18,19,40 Конституции Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1282-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО10 на нарушение её конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 49,57 ЖК РФ, Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Захарова В.И. к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учёт нуждающегося в жилом помещении и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней, начиная с 19 марта 2011 года.
Судья Кулеш В.В.