РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
25 мая 2011 года. с. Красногвардейское.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
судьи Кулеш В.В.
при секретаре Селютиной Е.П.
с участием:
истца Кокорина А.В.
представителя истца Кокорина А.В. – Захаровой Г.А.
представителей ответчиков: администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Ефремовой Т.А. и администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края Гринёвой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокорина А.В. к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Кокорин А.В. обратился в суд с иском к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение жилого помещения и возложении обязанности о предоставлении жилого помещения, указывая, что он уволился в запас из УКГБ СССР по Камчатской области по п.46 п.п. «а» по выслуге лет установленного срока службы.
Его выслуга лет при выходе на пенсию составляла в календарном исчислении 15 лет 6 месяцев 12 дней, льготная - 10 лет 01 месяц 12 дней.
В соответствии с выпиской из приказа начальника Управления Комитета Государственной Безопасности СССР по Камчатской Области от ДД.ММ.ГГГГ его полная выслуга составляет 25 лет 07 месяцев 24 дня.
ДД.ММ.ГГГГ он освободил и сдал служебную жилую квартиру площадью 24,6 кв.м. в связи с выездом за пределы Камчатской области.
С ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете в администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, в списке очередников на получение жилых помещений, или улучшение жилищных условий.
Своего жилья он и его семья не имеют, проживают на съёмной квартире.
С 1993 года по 2005 год в Законе Российской Федерации «О статусе военнослужащих» был установлен срок, в течение которого гражданам, уволенным с военной службы, гарантируется обеспечение благоустроенной жилой площадью. Этот срок был - более 3 месяцев со дня прибытия на избранное место жительства.
С 1999 года до 2005 года его семье жилого помещения не предоставляли, якобы из-за отсутствия финансирования.
Его обращения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры, в Управление Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю об обеспечении его жилым помещением результатов не принесли, так как на свои обращения он получал отрицательные ответы.
Лица, уволившиеся вместе с ним с военной службы, а также вставшие на учёт до 2005 года и имевшие право на обеспечение жилого помещения жилые помещения из средств Федерального бюджета получили, а его семья не получила. Этим органы государственной власти Российской Федерации ущемляют, ограничивают и лишают права его семьи на жилье по сравнению с другими военнослужащими запаса, подвергают его и его семью дискриминации по вопросу обеспечения положенному им по закону жильем.
С 1998 года по 2005 год права его семьи в области обеспечения жильем были гарантированы пунктом 14 ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции, действовашей на тот момент «военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трёх месячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечивается органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из Федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования».
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В 2011 году ему исполнилось 70 лет и его право на получение жилого помещения нарушено.
Истец Кокорин А.В. просит:
- признать наличие у него права на получение жилого помещения;
- возложить на администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края и Министерство строительства Ставропольского края обязанность о предоставлении ему и его семье жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
- В уточнённом и дополненном исковом заявлении истец Кокорин А.В. просит:
признать его право на получение жилого помещения согласно Закона, действовавшего на момент увольнения, нарушенным;
- обязать администрацию села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края и Министерство строительства Ставропольского края выделить ему единовременную сумму денежных средств в ценах 2011 года для приобретения жилого помещения согласно действующего законодательства.
В судебном заседании истец Кокорин А.В. настаивает на исковых требованиях.
Представитель администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Ефремова Т.А. исковые требования истца Кокорина А.В. не признала, пояснив суду, что истцом Кокориным А.В. без уважительных причин пропущен срок обращения с заявлением в суд.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Кокорин А.В. узнал о нарушении своих прав в 2007 году. Пропуск трёхмесячного срока обращения в суд с заявлением может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Кроме того, администрация Красногвардейского муниципального района Ставропольского края является не надлежащим ответчиком.
В соответствии с п.п. 3, 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской. Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила») гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее - Подпрограмма) оформление и выдача сертификатов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» выступало министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края согласно постановлению Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2006 года № 452 «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края».
В настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и в пределах своей компетенции - федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы выступает министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (Постановление Губернатора Ставропольского края от 7 июля 2008 года № 530 «Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края»).
Учетное дело Кокорина А.В. передано в администрацию муниципального образования села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края, согласно акту приема-передачи учетных дел граждан, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий при администрации Красногвардейского муниципального района от 21 декабря 2005 года.
Согласно Закону Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» признание граждан, нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ представитель администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края просит произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Право на участие в Подпрограмме имеют следующие категории граждан:
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.1 ст. 49 Федерального Закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
Согласно имеющимся документам Кокорин А.В. уволен в запас по ст. 46 п.п. «а» Положения о прохождении военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18 ноября 1971 года - по выслуге лет установленного срока службы, что не соответствует условиям подпрограммы.
Учитывая вышеизложенное, представитель администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края просит суд в иске Кокорину А.В.ровичу к администрации Красногвардейского муниципального района, администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на жилое помещение и возложении обязанности об обеспечении жилым помещением отказать.
Представитель администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края Гринёва Н.В. исковые требования Кокорина А.В. о признании права на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения не признала и пояснила суду, что администрация села Покровского является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с пунктом 3,36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» оформление и выдача сертификатов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан-участников подпрограммы. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортабельное жилье — гражданам России» и в пределах своей компетенции — Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы выступает Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 7 июля 2008 года № 520 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края».
Право на участие в Подпрограмме имеют следующие категории граждан:
Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штабными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.1 ст.49 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
Генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала -55 лет;
Полковника, капитана 1 ранга- 50 лет;
Военнослужащего, имеющего иное воинское звание - 45 лет.
Согласно имеющимся документам Кокорин А.В. уволен в запас по статье 46 п.п. «а» Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных сил СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 18 ноября 1971 года - по выслуге лет установленного срока службы, что не соответствует условиям подпрограммы.
Представитель администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края Гринёва Н.В. просит суд Кокорину А.В. в иске к администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения отказать.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом с согласия участников судебного разбирательства вынесено определение о рассмотрении гражданского дела по иску Кокорина А.В. к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения в отсутствие ответчика – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
В возражениях на исковое заявление Кокорина А.В. представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края указывает, что согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежал защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Поданное исковое заявление направлено на оспаривание действий органов государственной власти и местного самоуправления в части отказа Кокорину А.В. в обеспечении его жилым помещением и соответственно должно быть рассмотрено в порядке установленном главой 25 ГПК РФ.
При этом согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно приложенной к исковому заявлению переписке заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод в 2007 году, в частности из ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №), а также из ряда, других писем. Тем не менее, заявитель более чем, в течение трех лет в суд не обращался.
Как было указано выше в соответствии со ст. 256 ГПК РФ данный факт является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 5 статьи 11 ГПК РФ).
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия)
Социальные гарантии военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе порядок обеспечения их жилыми помещениями устанавливается Федеральным Законом «О статусе военнослужащих», действующим в редакции от 8 декабря 2010 года.
В соответствии с п. 2.1. ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В целях реализации указанной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1010 года № 1050 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений иди улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе:
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Как указано в исковом заявлении Кокорин А.В. уволен по подпункту «а» п. 46 Положения (по выслуге установленного срока службы). Соответственно ни к одной из указанных льготных категорий заявитель не относится, а соответственно может быть обеспечен жильем только в порядке общей очереди.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края просит суд отказать истцу Кокорину А.В. в удовлетворении требований в полном объёме.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Кокорина А.В., его представителя Захарову Г.А., представителей ответчиков: администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Ефремову Т.А. и администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края Гринёву Н.В., приходит к следующему.
В соответствии со 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
На основании с п. 2.1. ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федеральных законов от 31.12.1999 N 229-ФЗ, от 19.06.2000 N 82-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 26.07.2001 N 105-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ, от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 27.11.2002 N 155-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 20.07.2004 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.04.2005 N 37-ФЗ, от 27.12.2005 N 190-ФЗ, от 27.12.2005 N 191-ФЗ, от 02.02.2006 N 20-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 17.10.2006 N 163-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 30.12.2006 N 278-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 16.03.2007 N 36-ФЗ, от 22.06.2007 N 113-ФЗ, от 22.06.2007 N 114-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 04.11.2007 N 254-ФЗ, от 01.12.2007 N 311-ФЗ, от 04.12.2007 N 324-ФЗ, от 11.06.2008 N 86-ФЗ, от 14.07.2008 N 111-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 177-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 14.03.2009 N 34-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.12.2009 N 339-ФЗ, от 22.07.2010 N 159-ФЗ, от 08.12.2010 N 342-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.12.2010 N 418-ФЗ, от 21.04.2011 N 74-ФЗ, с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ (редакции 10.11.2004), от 24.12.2002 N 176-ФЗ (редакции 10.11.2004), от 23.12.2003 N 186-ФЗ (редакции 10.11.2004), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П, Федеральным законом от 17.12.2009 N 313-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 N 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;
в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Кокорин А.В. проходил сверхсрочную службу в звании прапорщика в Управлении комитета государственной безопасности СССР по Камчатской области и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управлении комитета государственной безопасности СССР по Камчатской области уволен с ДД.ММ.ГГГГ по п. 46 п.п. «а» (по выслуге установленного срока службы) в запас Вооружённых Сил СССР с выслугой лет 15 лет 06 месяцев 12 дней в календарном исчислении, 10 лет 01 месяц 12 дней в льготном исчислении, всего 25 лет 07 месяцев 24 дня (л.д.12, 22, 26).
В соответствии со справкой Регионального Управления по Камчатской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Кокорин А.В. ДД.ММ.ГГГГ после увольнения со службы освободил и сдал занимаемую им служебную жилую квартиру площадью 24, кв.м. в связи с выездом за пределы Камчатской области (л.д.14).
После увольнения с воинской службы Кокорин А.В. переехал на постоянное место жительство в село Покровское Красногвардейского района Ставропольского края.
ДД.ММ.ГГГГ Кокорин А.В. администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края поставлен на учёт на получение жилой площади как гражданин, проходивший военную службу (л.д.16).
В 2007 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края правопреемником которого является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, Кокорин А.В. был исключён из списка участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2005 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что он не может быть обеспечен жильём посредством государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы (л.д.18,19).
ДД.ММ.ГГГГ учётные дела граждан, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий при администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, в том числе и учётное дело Кокорина А.В., переданы в администрацию села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края (л.д.47-49).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено истцом Кокориным А.В. и представителем администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края Гриневой Н.В. после того как учётное дело Кокорина А.В. поступило в администрацию села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края оно было по просьбе Кокорина А.В. было передано ему и в течение всего времени находилось у Кокорина А.В.
В судебном заседании истцом Кокориным А.В. и его представителем Захаровой Г.А., заявлено, что он не настаивает на предоставлении ему жилого помещения посредством государственного жилищного сертификата в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2005 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, а просит обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края и администрацию села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края выделить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Согласно п. 1 ст. 49 Федерального Закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в реакции. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ,от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ,от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ,от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 28.11.2009 N 285-ФЗ, от 28.11.2009 N 286-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ,от 21.12.2009 N 328-ФЗ, от 09.03.2010 N 18-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ,от 11.03.2010 N 28-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 29.11.2010 N 319-ФЗ,от 28.12.2010 N 404-ФЗ,с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П) предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание - 45 лет.
Истец Кокорин А.В. уволен с воинской службы в запас в воинском звании прапорщика в возрасте 40 лет с выслугой установленного срока службы с календарной выслугой в 15 лет 6 месяцев 12 дней, он не достиг предельного возраст пребывания на воинской службе.
П. 2.1. ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) и п.6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Учитывая, что Кокорин А.В. уволен с воинской службы в запас в связи с выслугой установленного срока службы, он не подлежит обеспечению жилым помещением и ему не может быть выдано единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения по тем основаниям, что он уволен с воинской службы не в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, не по состоянию здоровья и не в связи с организационно-штатными мероприятиями как это предусмотрено п. 2.1. ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) и п.6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и он льготами по обеспечению жилым помещением в соответствии с действующим законодательством не имеет.
Утверждения представителей ответчиков: администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края и Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о необходимости рассмотрения искового заявления Кокорина А.В. в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ о производстве по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный и муниципальных служащих и применении к данному спору срока исковой давности, составляющей три месяца необоснованны по тем основаниям, что в исковом заявлении истцом Кокорин А.В. просит о признать за ним право на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения и не обжалуются действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный и муниципальных служащих.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что истец Кокорин А.В. уволен с воинской службы в запас в связи с выслугой установленного срока службы, он не подлежит обеспечению жилым помещением и ему не может быть выдано единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения по тем основаниям, что он уволен с воинской службы не в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, не по состоянию здоровья и не в связи с организационно-штатными мероприятиями как это предусмотрено п. 2.1. ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) и п.6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и он льготами по обеспечению жилым помещением в соответствии с действующим законодательством не имеет.
Следовательно, исковые требования Кокорина А.В. к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 40, 55 Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным Законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кокорина А.В. к администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, администрации села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение жилого помещения нарушенным и возложении обязанности о предоставлении единовременной суммы денежных средств для приобретения жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение 10 дней, начиная с 31 мая 2011 года.
Судья Кулеш В.В.