Решение № 2-405/2011 ~ М-350/2011 от 12.09.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года с.Красногвардейское

Ставропольский край

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Самойловой Т.В.

при секретаре Михайловой А.А.

с участием истицы Батуриной В.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району, Ставропольского края, Рындиной В.В., действующей на основании доверенности №1 от 11.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батуриной В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании права на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Батурина В.Н., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании права на досрочную пенсию, указав, что обратилась в ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года за № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с протоколом решения ГУ-УПФ по Красногвардейскому району СК за от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отсутствует требуемый 25 летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей. Ее трудовой, стаж, выработанный в учреждениях для детей, согласно расчетам ГУ-УПФ по Красногвардейскому району, составляет всего 21 год 7 месяцев и 28 дней.

Считает, что в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано необоснованно и неправомерно, так как на момент обращения в ГУ-УПФ по Красногвардейскому району она уже приобрела право на досрочную трудовую пенсию, 25 летний стаж у нее имеется.

Как указано в протоколе об отказе в досрочном назначении трудовой пенсий по старости, не подлежит включению в педагогический стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2г. 10 м. 25 д.) в должности организатора внеклассной и внешкольной работы.

Действительно согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ она была назначена организатором внеклассной и внешкольной работы в СIII <адрес>. Однако указанная: запись внесена не верно, так как она работала в указанный период учителем немецкого языка в СШ <адрес>, что подтверждается документально.

За подписью начальника Управления ПФР по Красногвардейскому, району СК в ГУ - Управление ПФР по Новоалександровскому району СК был сделан запрос с просьбой проверить факт ее работы в Средней школе <адрес> в должности учителя иностранного языка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также в должности учителя иностранного языка и организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по август 1989 год.

По результатам документальной проверки факта работы достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц ГУ - Управлением Пенсионного Фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края был составлен АКТ за от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно вышеуказанному Акту, в ходе проверки было установлено, что в расчетно-платежных ведомостях за ноябрь, декабрь 1986 года, она значится в должности учителя ставка рабочего времени выполнялась. За 1987 год с января по сентябрь, она так же значится - учитель, ставка рабочего времени выполнялась.

Указанное, подтверждается копиями приказов и выписками из этих приказов, а именно приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по СШ <адрес>, в которых она указана как учитель.

Также, это подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ ведомственного архива Отдела образования администрации Новоалександровского района Ставропольского края, в которой указано, что: «при оформлении приема на работу в среднюю школу пос. Светлый Новоалександровского района СК Батуриной В.Н. допущена ошибка в наименовании должности. В соответствии с приказом по Новоалександровскому РОНО от ДД.ММ.ГГГГ , п.2 Батурина В.Н. назначена учителем немецкого языка в Светлую СШ с ДД.ММ.ГГГГ...».

Она, в соответствие с существующим законодательством, обратилась в МОУ СОШ п.Светлый Новоалександровского района Ставропольского края с просьбой внести соответствующие исправления в трудовую книжку, согласно имеющимся приказам и правильно указать наименование должности, на которую она была принята. Однако ей отказали в этом без объяснения причины, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ .

Действительно, она работала учителем немецкого языка и исполняла обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы, в соответствии с приказом № 145 п.1 от 01.10.1986 года. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (ред. от 26.05.2009 года № 499) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данном списке в графе - наименование должностей, в п.1 указана должность - организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, а в графе - наименование учреждений, в п. 1.1 указаны общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

В ее трудовой книжке не точно указана должность: организатор внеклассной и внешкольной работы, однако такого наименования должности не было. Организатор внеклассной и внешкольной работы и организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, эта одна и та же должность. Внести исправления в трудовую книжку в этой части ей так же отказали.

Она действительно исполняла обязанности, работая учителем немецкого языка, именно организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года № 392-О и от 18 апреля 2006 года № 83-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установления для лиц, осуществлявших педагогическою деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Так же считает, что комиссией ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края неправомерно из стажа педагогической деятельности исключены периоды учебных отпусков:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 10 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 7 д.)

и период курсов повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (16д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (24д.)

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4). 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. (Определение Верховного Суда РФ № 14-806-34)

Так же в соответствии с требованиями ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является одним из условий выполнения работником определенных видов деятельности.

Обязательным условием выполнения работником работы педагога является наличие категории. При направлении работника на повышение квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

За периоды нахождения меня на курсах повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата, следовательно, уплачивались страховые взносы необходимые для исчисления страхового стажа, что она считает, является основанием для включения этих периодов в страховой стаж.

Поэтому при включении в ее педагогический стаж вышеуказанных периодов работы, незаконно исключенных ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, согласно протокола комиссии, стаж ее работы на момент обращения составит более 25 лет.

Просит суд:

1. Признать протокол отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за незаконным.

2. Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ

3. Обязать ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края
зачесть в педагогический стаж период ее работы в качестве учителя и и.о. организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2 г. 10 м. 25 д.)

4. Обязать ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края
зачесть в педагогический стаж периоды курсов повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (16д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (24д.)

5. Обязать ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края
зачесть в педагогический стаж периоды учебных отпусков:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 10 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 7 д.)

6. Обязать ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края
назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании, истица Батурина В.Н., на иске настаивает, по основаниям в нём изложенным.

Представитель ответчика – Рындина В.В., иск не признала, считая его необоснованным, по следующим основаниям:

Ответчиком, при изучении документов, предоставленных Батуриной В.Н. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, было установлено, что педагогический стаж заявительницы на дату обращения составляет 21 год 7 месяцев 28 дней.

Период работы Батуриной В.Н. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в СШ п. «Светлый» не включен в специальный стаж, так как в соответствии с Законом и Правилами в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью засчитываются только периоды работы в должностях, предусмотренных Списком. Право на льготное пенсионное обеспечение по названному Списку имеют работники работающие в учреждениях для детей в должностях предусмотренных Списком № 781. Должность - организатор внеклассной и внешкольной работы вышеназванным списком не предусмотрена.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При этом, за периоды работы граждан до 01.11.1999 применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее – Список № 463), а за периоды работы граждан после 01.11.1999 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 (далее – Список № 1067).

Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781.

Списком № 463 должность организатора внеклассной и внешкольной работы в разделе « Наименования учреждений» не предусмотрены.

Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей № 1067 от 22.09.1999 г., работа дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях предусмотренных Списком. Должности: организатора внеклассной и внешкольной работы Списком № 1067 не предусмотрены.

Также из льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Направление работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность не является служебной командировкой, хотя при этом согласно ст.187 ТК РФ производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в командировки. В соответствии с действующим пенсионным законодательством указанный период включен в страховой и общий стаж работы. Что касается стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, то в него засчитываются периоды, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня ( пункт 4 Правил № 516 от 11.07.2002 года ) при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие другие периоды, в том числе периоды отсутствия на работе в связи с прохождением курсов повышения квалификации, учебных отпусков и периоды нахождения в командировках, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.

Правилами № 516, а также Правилами № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов отпуска без сохранения заработной платы, периодов прохождения курсов повышения квалификации, периодов учебных отпусков, поэтому такие периоды не могут быть засчитаны в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Заявительница считает, что отказав ей в назначении досрочной трудовой пенсии, Управление нарушает ее конституционные права. С данным заявлением Управление также не согласно. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия. Однако основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливаются пенсионным законодательством. В действующей системе пенсионного обеспечения, установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психоневрологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39. часть1 Конституции Российской Федерации).

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

В стаж педагогической деятельности включены периоды работы заявительницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в Светлой средней школе ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня в средней общеобразовательной школе <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> ;

Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы Батуриной В.Н., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 19пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 21 год 7 месяцев 28 дней.

В связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности - 25 лет, Управлением ДД.ММ.ГГГГ обоснованно принято решение об отказе в назначении Батуриной В.Н. досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, и в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ответчик просит суд: отказать Батуриной В.Н. в удовлетворении требований искового заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 ст. 27 Закона установлено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации, 29 октября 2002 года, издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанные Списки и Правила внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 N 449, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

Как следует из представленных материалов, решением Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, педагогический стаж заявительницы, на дату её обращения в Управление, составляет 21 год 7 месяцев 28 дней.

Как следует из представленных материалов, решением Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, заявительнице было отказано во включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы:

1. и.о. организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2 г. 10 м. 25 д.)

2. периоды курсов повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (16д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (24д.)

3. периоды учебных отпусков:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 10 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 7 д.)

По мнению заявительницы, отказ Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, нарушает её право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно Диплому , датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ, выданному на имя Шкуринской В.Н., истица окончила Пятигорский государственный педагогический институт по специальности: «французский и немецкий языки», с присвоением ей квалификации - «учитель».

Согласно Свидетельству о заключении брака , выданному (повторно) ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован брак между ФИО1 и Шкуринской В.Н., с присвоением последней фамилии – Батурина В.Н..

Изложенное свидетельствует о наличии специального образования у истицы, позволяющего осуществлять педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Считая требования истицы подлежащими удовлетворению в части включения в специальный стаж истицы периода работы в должности и.о. организатора внеклассной внешкольной работы в Светлой СШ п.«Светлый», суд исходит из определенных судом правоотношений, возникших между сторонами до установления нового правового регулирования, установив юридически значимые обстоятельства, с учетом доводов сторон и представленных доказательств.

Учитывая, что должность организатора внеклассной внешкольной воспитательной работы предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.

Согласно п. 10 Правил исчисления периодов, в соответствии с которыми назначается досрочная трудовая пенсия по старости и утвержденного Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы для назначения пенсии за период до 01.11.1999 г.

Кроме того, в 1984 году, в Постановление от 17 декабря 1959 года было внесено дополнение, согласно которому работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы стала засчитываться в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Причиной этого изменения послужило изменение приоритетов государственной образовательной политики: именно в данный период была поставлена цель усиления воспитательной работы в школах и максимальной загруженности подрастающего поколения в свободное время дополнительными занятиями.

Из трудовой книжки , датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, на имя Батуриной В.Н., усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2 г. 10 м. 25 д.) она работала и.о. организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Светлой СШ п.«Светлый» (записи № ,2);

Судом также установлено, что истица, в указанный период, работала также учителем немецкого языка в СШ п.«Светлый», Новоалександровского района Ставропольского края.

При обращении Управления ПФР по Красногвардейскому району СК в ГУ - Управление ПФР по Новоалександровскому району СК, с запросом о проверке факта её работы в Средней школе <адрес>, в должности учителя иностранного языка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также в должности учителя иностранного языка и организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по август 1989 года.

По результатам документальной проверки факта работы достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц ГУ - Управлением Пенсионного Фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края был составлен АКТ за от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно вышеуказанному Акту, в ходе проверки было установлено, что в расчетно-платежных ведомостях за ноябрь, декабрь 1986 года, истица значится в должности учителя, ставка рабочего времени выполнялась. За 1987 год с января по сентябрь, истица так же значится - учитель, ставка рабочего времени выполнялась.

Указанное подтверждается копиями приказов и выписками из этих приказов, а именно приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по СШ <адрес>, в которых она указана как учитель.

Что также подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ ведомственного архива Отдела образования администрации Новоалександровского района Ставропольского края, в которой указано, что: «при оформлении приема на работу в среднюю школу пос. Светлый Новоалександровского района СК, Батуриной В.Н. допущена ошибка в наименовании должности. В соответствии с приказом по Новоалександровскому РОНО от ДД.ММ.ГГГГ , п.2 Батурина В.Н. назначена учителем немецкого языка в Светлую СШ с ДД.ММ.ГГГГ...».

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ пос. Светлый Новоалександровского района СК, истице Батуриной В.Н. отказано во внесении соответствующих исправлений в трудовую книжку, согласно имеющимся приказам и правильном именовании должности, на которую истица была принята.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что период работы истицы в должности и.о. организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Светлой СШ п.«Светлый», при совмещении данной работы с должностью учителя иностранного языка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также в должности учителя иностранного языка и организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по август 1989 года, с выполнением ставки рабочего времени.

Таким образом, суд находит не обоснованной позицию ответчика, не засчитавшего в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы истицы в качестве и.о. организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2 г. 10 м. 25 д.).

Согласно данных трудовой книжки, истица с ДД.ММ.ГГГГ (запись ), по настоящее время, работает учителем немецкого языка в СШ <адрес>.

Имея высшее образование, истица, продолжает свое образование, обучаясь в Ставропольском филиале ГОУ ВПО «Пятигорского государственного университета», что подтверждается справкой ГОУ ВПО «Пятигорского государственного университета» о том, что Батурина В.Н., является студенткой заочного отделения 4 курса английского факультета по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», в связи с чем, истице были предоставлены учебные отпуска, на основании приказов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 д.) – приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 10 д.) – приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.) – приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 7 д.) - приказ /к от ДД.ММ.ГГГГ, которые истица также просит суд включить в специальный стаж.

В соответствии с пунктом 3 Приложения N 6 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку Батурина В.Н., до поступления в указанное учебное заведение имела специальное образование, и до поступления, в 2007 году в ГОУ ВПО «Пятигорского государственного университета», и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, потому, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения Батуриной В.Н. в учебных отпусках, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, решение Управления в части отказа по включению периодов учебных отпусков, оспариваемых истицей, суд находит не основанным на Законе.

Таким образом, в педагогический стаж подлежат зачету периоды учебных отпусков истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 10 д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 7 д.), имевшие место в период работы истицы учителем в СШ <адрес> СК.

Управлением не включены в специальный трудовой стаж, так как Батурина В.Н. находилась на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (16д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (24д.).

Отказ Управления в зачете Батуриной В.Н. указанных периодов в связи с нахождением её на курсах повышения квалификации не соответствует требованиям закона.

Ссылка ответчика о том, что указанные периоды не включаются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в соответствии со ст.27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, исходя из подзаконности указанного акта, который, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996г № 9-П, не может ограничивать Федеральный Закон, а также, права и свободы граждан, не является законной.

В соответствие со ст.196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В данном случае повышение квалификации Батуриной В.Н. с отрывом от производства по направлению работодателя являлось обязанностью, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью, что суд относит к иной деятельности.

Поскольку в этот период за работником в соответствии с трудовым законодательством сохраняется средняя заработная плата, и, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, что является основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии

Таким образом, Батурина В.Н. имела право на зачет спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Принимая во внимание, что ст.39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, а законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, отказ Управления о досрочном назначении трудовой пенсии Батуриной В.Н. согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, суд считает незаконным.

Суд приходит к выводу о том, что с учётом зачета в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, на период обращения Батуриной В.Н. с заявлением, стаж её работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей составляет более 25 лет, предусмотренных Законом.

Таким образом, Батуриной В.Н. выработан требуемый 25 летний стаж педагогической работы в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии со статьёй 19 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления, днём приема заявления Батуриной В.Н. о назначении пенсии, является ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право Батуриной В.Н. на досрочное назначение ей трудовой пенсии, предусмотренное ст.39 Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, иск Батуриной В.Н. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 39, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 7 подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Батуриной В.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании права на досрочную пенсию - удовлетворить.

Признать решение (по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края об отказе назначить досрочно Батуриной В.Н. пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края включить Батуриной В.Н. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, периоды её работы в качестве и.о. организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Светлой СШ п.«Светлый», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2 г. 10 м. 25 д.)

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края включить Батуриной В.Н. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения Батуриной В.Н. в учебных отпусках:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 10 д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 7 д.), в период работы учителем в СШ <адрес> СК.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края включить Батуриной В.Н. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения Батуриной В.Н. на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (16д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (24д.).

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края назначить Батуриной В.Н. досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края, в течение десяти дней, со дня принятия в окончательной форме, начиная с 16 сентября 2011 года.

Судья: Т.В.Самойлова