Решение № 2-433/2011 ~ М-378/2011 от 21.09.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года с. Красногвардейское

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Николаенко А.В.,

с участием:

заявителя Селютина С.А.,

представителя заявителя Селютина С.А.Быканова И.А., представившего доверенность от 02 марта 2011 года,

заинтересованных лиц: представителя Совета депутатов села Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края, представителя администрации села Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края - Тохян Ф.В., представившей доверенность от 09 сентября 2011 года и от 11 января 2011 года,

прокурора – старшего помощника прокурора Красногвардейского районного суда Ставропольского края Тамаевой Т.С.,

при секретаре Акуловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селютина С.А. об оспаривании правового акта представительного органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Селютин С.А. обратился в Красногвардейский районный суд Ставропольского края с заявлением об оспаривании правового акта представительного органа местного самоуправления, указав, что является налогоплательщиком земельного налога, так как является собственником земельного участка, кадастровый номер , расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий и сооружений, площадью 28146,19 кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ « и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю к нему предъявлен иск о взыскании недоимки по земельному налогу, в порядке ст. 48 НК РФ. Налоговым органом был представлен расчет земельного налога, подлежащего уплате, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с п. 2 п/п 2.4 Решения Совета депутатов с. Красногвардейского, Красногвардейского района, Ставропольского края № 52 от 24 ноября 2009 года, с применением коэффициента 1,5 %, который применяется в отношении прочих земельных участков. Таким образом, принадлежащий ему на праве собственности вышеуказанный земельный участок был отнесен налоговым органом к прочим земельным участкам, однако такого вида пользования земельного участка не существует. Согласно кадастровой выписке принадлежащего ему земельного участка, участок отнесен к категории земли населенных пунктов, разрешенное фактическое использование – для размещения зданий и сооружений.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, устанавливается градостроительный регламент, который определяет правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и в последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом, градостроительный регламент устанавливается с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальных зон.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности земельного участка к одной зоне.

При этом правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенности ее расположения и развития, а так же возможности территориального сочетания различных видом использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Вышеуказанным решением Совета депутатов села Красногвардейского, Красногвардейского района Ставропольского края, земельный участок при взимания налога отнесен к прочим земельным участкам. По мнению заявителя, указанное решение не справедливое, поскольку устанавливает социальное неравенство, так как его земельный участок используется под гаражом и никакой экономической выгоды ему не приносит и на него возложены такие же обязанности по оплате 1,5 % от кадастровой стоимости при этом земельный участок под рынком, который приносит большую экономическую выгоду его владельцу так же оплачивает 1,5 % от кадастровой стоимости.

Кроме того, его земельный участок неизвестно к какой территориальной зоне относится. По мнению заявителя, в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ, его земельный участок относится к иным территориальным зонам, а Решением Совета депутатов с. Красногвардейского вообще не установлена налоговая ставка по земельным участкам, отнесенных к иным территориальным зонам. Решение Совета не отвечает требованиям закона, в частности не содержит указание на конкретную статью Налогового Кодекса РФ, на основании которой установлена налоговая ставка, устанавливает неравенство, нарушает его права и свободы. В решении нет указаний, какие земельные участки на территории с. Красногвардейского, относятся к прочим земельным участкам.

Просит отменить решение Совета депутатов с. Красногвардейского Ставропольского края № 52 от 24 ноября 2009 года о земельном налоге, как незаконное.

В судебном заседании заявитель Селютин С.А., подтвердил доводы, указанные в заявлении и настаивал на удовлетворении требований по основаниям, указанным в нем.

Представитель заявителя Селютин С.А.Быканов И.А. на заявленных требованиях настаивал, подтвердив доводы и основания, указанные в заявлении, указав, что обжалуемое решение Совета депутатов с. Красногвардейское не содержит конкретные нормы налогового законодательства и иные нормы законодательства, регламентирующих установление налоговых ставок, а так же отсутствует ссылки на территориальные зоны в соответствии с градостроительным регламентом, установленных ГрК РФ. В обжалуемом решении представительного органа местного самоуправление имеется необоснованная ссылка на установление вида пользование земель, как – «прочих», что противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.

Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов села Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края, администрации села Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края Тохян Ф.В., заявленные требования не признала, подтвердив доводы, приведенные в возражении, указав, что рассматриваемое решение представительного органа местного самоуправление в полной мере соответствует нормам закона и принято полномочным составом. В настоящее время администрацией с. Красногвардейское разрабатывается регламент по зонированию земель поселения, срок которого в соответствии с Градостроительным законодательством продлен до 01 января 2012 года. Приведенные доводы заявителем о том, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок необоснованно отнесен к виду пользования земельных участков, как «прочие» являются необоснованными, поскольку вид пользования земельного участка заявителя определен органом местного самоуправления, как земли поселений – для размещения зданий и сооружений. Установление налоговых ставок для определенных видов разрешенного использования земельных участков и установление налоговых ставок для неопределенных видов использования, (путем отнесения к «прочим» земельным участкам) не может свидетельствовать об установлении самого вида использования таких участков, как «прочие». Считает, что рассматриваемое заявление необоснованное и просит отказать в его удовлетворении. Кроме того, ходатайствовала об отказе в удовлетворении заявления, в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенных прав.

Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления и признания правового акта представительного органа местного самоуправления (незаконным) недействующим.

При этом, рассматривая дело и принимая решение по нему, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Поэтому суд рассматривает дело по представленным сторонами доказательствам.

Выводы суда основаны на следующих доказательствах и нормах материального права.

В соответствии с нормами ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными и в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно положений 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Как следует из представленных сторонами доказательств, 24 ноября 2009 года Советом депутатов села Красногвардейского принят муниципальный правовой акт - Решение № 52 «О земельном налоге», которым на территории муниципального образования с. Красногвардейского, Красногвардейского района, Ставропольского края установлен земельный налог, введенный в действие с 01 января 2010 года. Согласно указанного правого акта были установлены налоговые ставки по видам разрешенного использования земельных участков и в соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 которого:

- 0,3 % кадастровой стоимости, установлена налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящегося к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства, индивидуальных и кооперативных гаражей;

- 0,25% кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- 0,2 % кадастровой стоимости в отношении земельных участков: - занятых автомобильными дорогами, их конструктивными элементами и дорожными сооружениями; - предоставленные физическим лицам, впервые организующим крестьянское (фермерское) хозяйство, и применяется в течении 5 лет с момента предоставления им земельного участка в аренду; - нарушенных для ведения сельскохозяйственного производства на период проведения мероприятий по рекультивации и восстановлению плодородного слоя;

- 1,5 % кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с указанным муниципальным правовым актом, утвержден порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей, а так же указана дата вступления в силу и источник официального опубликования.

На основании свидетельства о регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Селютин С.А. (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) является собственником земельного участка, земель поселений – для размещения зданий и сооружений, площадью 28146.19 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, произведена запись регистрации .

Производя оценку представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемым заявителем нормативно - правовой акт представительного органа местного самоуправления принят в пределах полномочий Совета депутатов с. Красногвардейского, в установленном федеральным законодательством порядке и в соответствии с Уставом органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к форме нормативно - правого акта, порядка принятия и введения его в действие, с указанием правовых норм, направленных на урегулирование общественных отношений, в отношении неопределенного круга лиц.

Принимая решение в указанной части, суд исходит из того, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования с. Красногвардейского, Красногвардейского района, Ставропольского края, зарегистрированного в установленном порядке в ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю к исключительной компетенции Совета депутатов с. Красногвардейского отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Само обжалуемое Решение Совета депутатов с. Красногвардейское № 52 от 24 ноября 2009 года, в полной мере соответствует вышеприведенным нормам налогового законодательства о налогах и сборах.

Рассматривая позицию и доводы заявителя и его представителя, положенные в обоснование рассматриваемых требований о незаконности Решения Совета депутатов с. Красногвардейского № 52 от 24 ноября 2009 года, в виду несоответствия данного нормативно - правого акта положениям ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, положениям ст. 85 Земельного кодекса РФ и в связи с необоснованным отнесением земельного участка, принадлежащего Селютину С.А., при взимании налога, к «прочим» земельным участкам, суд находит несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм закона. Принимая решение в указанной части, суд учитывает, что обжалуемым решением представительного органа не разрешался вопрос об изменении назначения земельного участка, находящегося в собственности у Селютина С.А. и установление налоговых ставок в отношении определенных видов разрешенного использования земельных участков (указанных в п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Решения Совета депутатов № 52 от 24 ноября 2009 года) и других (иных, прочих, не указанных в решении) видов разрешенного использования земельных участков, не включенных в конкретный перечень в Решения Совета депутатов, не противоречит требованиям действующего законодательства (положениям ст. 394 НК РФ) и не могут свидетельствовать о нарушении прав заявителя.

Приведенные доводы представителем заявителя о незаконности оспариваемого нормативно - правого акта органа местного самоуправления, в виду не установления органом местного самоуправления градостроительного регламента и не установления границ и наименование территориальной зоны, в которой находится участок, принадлежащий заявителю Селютину С.А., в соответствии с положениями ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 85 Земельного Кодекса РФ, суд так же находит их несостоятельными и несоответствующими требованиям закона. Приходя к данным выводам, суд исходит из положений ст. ст. 1, 30 - 33 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми зонирования территорий муниципальных образований производится в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, для установления определенных правил землепользования и застройки территории органа местного самоуправления, используемых в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При этом, приведенную выше позицию заявителя и его представителя о незаконности Решения Совета об установлении налога на землю, в виду не установления территориальных зон, суд не может признать обоснованной, поскольку налоговая ставка установлена, с учетом вида пользования земельного участка, а зонирование территории муниципального образования проводится в соответствии с Градостроительным законом, которым срок зонирования территории в соответствии с Федеральный законом от 20.03.2011 года N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» продлен до 31 декабря 2012 года.

Производя оценку позиции представителя заявителя о незаконности нормативно - правого акта органа местного самоуправления по тем основаниям, что в Решении Совета депутатов с. Красногвардейского от 24 ноября 2009 года № 52, не указаны конкретные нормы закона, на основе которых принято обжалуемое решение представительным органом местного самоуправления, суд так же находит несостоятельными, поскольку в рассматриваемом обжалуемом решении представительного органа имеется ссылка на нормы закона, регламентирующие полномочия, размер и порядок принятия решения о земельном налоге.

Рассматривая позицию представителя заинтересованного лица (представительного органа и администрации с. Красногвардейского) о наличии самостоятельного основания для отказа в удовлетворении рассматриваемого заявления, в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд заявителя Селютина С.А., в соответствии с положениями ст. 256 ГПК РФ, то с учетом того, что оспаривание нормативных правовых актов органа местного самоуправления производится в соответствии с главой 24 ГПК РФ, указанное основание, для отказа в удовлетворении заявления, не может принято судом, поскольку установленный срок на обращение в суд, предусмотрен для иных правоотношений.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения факты нарушения прав и свобод заявителя, охраняемых законом, в связи с принятием оспариваемого Решения Совета депутатов № 52 от 24 ноября 2009 года, рассматриваемое заявление Селютина С.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Селютина С.А. об оспаривании правового акта представительного органа местного самоуправления - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней, начиная с 27 сентября 2011 года.

Председательствующий: судья Николаенко А.В.