РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 24 ноября 2011 года. с. Красногвардейское. Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: судьи Кулеш В.В. при секретаре Селютиной Е.П. с участием: заявителя Медведевой Г.В. представителя заявителя Медведевой Г.В. – адвоката Масловой Н.И. представившей удостоверение № 570 и ордер № 053864 представителя администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края Бочковой Л.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании в заде суда гражданское дело по заявлению Медведевой Г.В. об обжаловании постановления органа местного самоуправления УСТАНОВИЛ: Медведева Г.В. обратилось в суд с заявлением об обжаловании постановления органа местного самоуправления, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ году жилищной комиссией администрации Красногвардейского района Ставропольского края она вместе со своими детьми: ФИО4 и ФИО3 была внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Примерными правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 (редакции от 28 февраля 1996 года, с изменениями от 18 сентября 2003 года) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР». До 2000 года она состояла в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, её порядковый номер был №. В 2000 году решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края она была лишена родительских прав, и состав её семьи изменился. ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с ФИО7, от брака имеется дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С августа 2007 она является участником программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», так как все необходимые условия, указанные в Типовом положении «О предоставлении социальных выплат на строительство и приобретение жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», для этого у неё имеются. В соответствии с Типовым положением «О предоставлении социальных выплат на строительство и приобретение жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 585 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 года) право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (п.п. «б» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 года № 336); в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края были переданы списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, где она так же была указана под порядковым №. С этого времени она ежегодно предоставляла в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края документы, подтверждающие её право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, в получении социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации и Приказами Министерства сельского хозяйства Ставропольского края «О формировании и утверждении списков участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности». В декабре 2010 года со слов специалиста администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края Бочковой Л.Д. ей стало известно о том, что она в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья находится первая. Однако по сегодняшний день она никаких выплат не получала. С января по апрель 2011 года вновь проходила перерегистрация участников данной программы, и ей сообщили, что она уже не подпадает под эту программу, так как Министерство сельского хозяйства их больше не финансирует. Она созвонилась с Министерством сельского хозяйства и узнала от специалиста, что никаких изменений не было, и они продолжают финансирование данной программы, помимо этого в конце 2010 года были выделены денежные средства для социальных выплат по имеющимся у них спискам. Она вновь обратилась в администрацию села непосредственно к Главе администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ФИО6, за разъяснением по интересующему её вопросу, на что она в присутствии специалиста администрации Бочковой Л.Д. и её свекрови ФИО10 сообщила, что в Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края не дают жильё всяким санитаркам и сторожам и тут же добавила, что они могут пойти ей на уступки, сняв с первой очереди списка и с Нового года вновь поставить в очередь. Она созвонилась с Министерством сельского хозяйства, и в разговоре со специалистом отдела развития сельских территорий ФИО12, узнала, что им не важно кем она работает, так как это программа для малообеспеченных семей, и все кто стоит на очереди, должны получить выплаты на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ письмом за №, за подписью Главы администрации с. Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ФИО6, она была уведомлена о том, что она утратила право стоять в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края в связи с тем, что она и члены её семьи проживают в жилом доме, в котором жилая площадь на одного человека составляет 19,72 кв.м., а учётная норма - 15 кв.м. Постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № она исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст.2 части 1 ст.56 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Она считает указанное постановление Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и свободы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 585 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 года) «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Она относится к категории граждан нуждающихся в жилых помещениях, так как согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения». Она и её семья проживает в жилом доме, принадлежащим на праве собственности бабушке её мужа ФИО9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенном по <адрес> № в селе <адрес>. В собственности она, её муж и дочь жилого помещения не имеют, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Она, её муж и дочь не являются членами семьи собственника жилого дома, в котором они проживают в настоящее время, так как в соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 585 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 года) «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», к членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке. Администрация села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края необоснованно посчитала, что она и члены её семьи являются членами семьи собственника жилого помещения - их бабушки ФИО9. За период участия её в вышеуказанной программе её жилищные условия не улучшились, что она ежегодно подтверждала документально. Её материальное положение подтверждается справкой выданной Управлением труда и социальной зашиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края в том, что она имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для Ставропольского края, и признана в установленном порядке малоимущей. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Она считает, что Постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от 1 сентября 2011 года № 163 «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым она и члены её семьи сняты из списка нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст.2 части 1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ, нарушены её права и созданы препятствия к получению ею социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, на что она имеет полное право. Заявитель Медведева Г.В. просит: - признать Постановление Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от 1 сентября 2011 года № 163 «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным. - обязать Главу администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав и свобод, внеся её и членов её семьи в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании заявитель Медведева Г.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края Бочкова Л.Д. считает требования заявителя Медведевой Г.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что в 2007 году администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края администрации села Красногвардейского были переданы учётные дела лиц, состоящих на учёте в улучшении жилищных условий, в числе которых находилась и ФИО2 Медведева Г.В. До 2008 года администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края были направлены запросы в различные инстанции об обоснованности постановки на учёт Медведевой Г.В. в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. После проверки, проведённой счётной палатой Ставропольского края, администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края по этому основанию было сделано замечание. В 2010 году администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края были направлены запросы в ГУП СК «Крайтехинвентаризация», в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ставропольскому краю на всех граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и Медведевой Г.В. о наличии у них в личной собственности жилых помещений. Из полученных ответов было установлено, что Медведева Г.В. и члены её семьи проживают в жилом доме бабушки мужа Медведевой Г.В., расположенном по <адрес> № в селе <адрес>, а муж Медведевой Г.В. - ФИО7, состоит на регистрационном учёте в жилом доме своей матери ФИО10, проживающей по <адрес> № в селе <адрес>. Медведева Г.В. ежегодно в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края представляла документы, подтверждающие нуждаемость её и членов её семьи в жилом помещении и состояла в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении. В администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края на учёте нуждающихся в жилых помещениях состояли ФИО2 и члены её семьи ФИО4 и ФИО3 несмотря на то, что в материалах учётного дела имелось свидетельство о заключении брака между ФИО2 с ФИО7 и присвоением ФИО2 после регистрации брака фамилии Медведева Г.В. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ФИО2 и члены её семьи ФИО4 и ФИО3 сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что в 2000 году решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО4 и ФИО3, изменением её состава семьи и места жительства и отсутствием у неё документов, подтверждающих, что Медведева Г.В. нуждается в жилом помещении. Постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от 1 сентября 2011 года № 163 «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Медведева Г.В., ФИО4 и ФИО3 сняты с учёта как нуждающихся в жилых помещениях. Представитель Министерства сельского хозяйства Ставропольского края в судебное заседание не явился, представив суду ходатайство, в котором просит гражданское дело по жалобе Медведевой Г.В. об обжаловании органа местного самоуправления рассмотреть в его отсутствие и указывает, что в соответствии с п. 15 Типового Положения Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов Ставропольского края списков Медведева Г.В. в сводные списки Министерством сельского хозяйства Ставропольского края не включалась. Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Медведеву Г.В., её представителя адвоката Маслову Н.И., представителя администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края Бочкову Л.Д., приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П «По жалобе гражданина ФИО11 на нарушение его конституционных прав частью 2 стать 6 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. На основании ст. 6 Федерального Закона Российской Федерации от 29декабря2004года N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ,от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П) с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. 2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. На основании ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. 2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.04.2005 N 271, от 03.04.2006 N 190, от 17.09.2007 N 596, от 05.03.2008 N 143, от 02.06.2008 N 423, от 07.11.2008 N 821, от 31.01.2009 N 83, от 28.04.2011 N 336,с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года; предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ. Согласно п.15 Типового Положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (в редакции. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336) уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании в 1991 году жилищной комиссией администрации Красногвардейского района Ставропольского края ФИО2 со своими несовершеннолетними детьми: ФИО4 и ФИО3 была внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 (в редакции от 28 февраля 1996 года, с изменениями, внесёнными 18 сентября 2003 года) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (л.д.140). Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетние дети переданы органу опеки и попечительства Красногвардейского района Ставропольского края, и состав её семьи изменился (л.д.86-88,195,196). Согласно свидетельства о заключении брака №, выданного отделом записи актов гражданского состояния Управления записи актов гражданского состоянии Ставропольского края по Красногвардейскому району ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, о чём 2007 года февраля месяца 27 числа составлена запись акта о заключении брака №. После регистрации брака мужу и жене присвоена фамилия Медведевы (л.д.23) На основании свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния Управления записи актов гражданского состоянии Ставропольского края по Красногвардейскому району ФИО8 родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Ставрополе Ставропольского края, о чём 2007 года сентября месяца 04 числа составлена запись акта о рождении №. Её родителями указаны отец ФИО7, гражданин Российской Федерации, мать Медведева Г.В., гражданка Российской Федерации (л.д.24). Согласно сообщения заместителя Главы администрации – начальника отдела муниципального хозяйства администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 с 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ учётное дело было передано в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края (л.д.79). На основании справки о составе семьи, выданной Медведевой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края Медведева Г.В. имеет в составе семьи мужа ФИО7 и дочь ФИО8 (л.д.183). Постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № 383 от 26 декабря 2007 года «Об утверждении акта приёма – передачи учётных дел граждан, состоящих в очереди по улучшению жилищных условий, проживающих на территории муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края на 1 декабря 2007 года» утверждён общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и утверждены списки граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное улучшение жилищных условий (л.д.154, 155). В Приложении № 1 к Постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта приёма – передачи учётных дел граждан, состоящих в очереди по улучшению жилищных условий, проживающих на территории муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ» указан общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и в данном списке ФИО2 (после регистрации брака Медведева Г.В.) значится под № № (л.д.156-177). С этого периода времени Медведева Г.В., что подтверждено в судебном заседании представителем администрации села Красногвардейского Красногврдейского района Ставропольского края Бочковой Л.Д., ежегодно представляла в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края документы, подтверждающие её право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, в получении социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации и Приказами Министерства сельского хозяйства Ставропольского края «О формировании и утверждении списков участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности». ДД.ММ.ГГГГ Медведева Г.В. с письменным заявлением обратилась к Главе администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края о включении её и членов её семьи: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в состав участников по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности с представлением документов, подтверждающих её право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.14,85). Из протокола заседания комиссии по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений при администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Медведева Г.В. (ФИО2) решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении ФИО4 и ФИО3 и с 2000 года дети проживают с бабушкой ФИО2 по <адрес>, жилая площадь в проживаемом ими доме составляет 85 кв.м. и на одного человека приходится по 28,3 кв. м., Медведева Г.В. до ДД.ММ.ГГГГ проживала у своей матери ФИО5 по <адрес>, жилая площадь жилого дома составляет 34,2 кв.м. и на одного человека приходится по 17,1 кв. м., что является нормой и принято решение о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключить их из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения (л.д.148-151). Решением комиссии по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Медведеву Г.В., ФИО4, ФИО3» комиссия решила снять с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях: Медведеву Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации (л.д.84,147). Постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях: Медведеву Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации (л.д.11, 84). На основании уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок запрашиваемых сведений, представленных Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, сведения на ФИО8, 22 августа 207 года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Медведеву Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживающих по <адрес> сведения не могут быть представлены в связи с отсутствием записей о регистрации прав указанных субъектов (л.д.15-17). В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю жилой дом инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по <адрес> право собственности на жилой дом на основании акта приёма в эксплуатацию усадебного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, выданного архитектурой Красногвардейского района Ставропольского края зарегистрировано за ФИО9, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д.18). Согласно договора аренды жилого помещения, заключённого ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и Медведевой Г.В. арендодатель ФИО9 предоставила арендатору Медведевой Г.В. сроком на пять лет жилое помещение, расположенное по <адрес> (л.д.18,19). На основании справки Управления труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ Медведева Г.В., проживающая по <адрес> с мужем ФИО7, дочерью ФИО8 и бабушкой ФИО9 имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для Ставропольского края и признана в установленном порядке малоимущей (л.д.26). В соответствии с актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Медведева Г.В., проживающая в жилом помещении ФИО9, расположенном по <адрес> семья снимает квартиру у ФИО9, нуждается в предоставлении жилого помещения (л.д.125). Согласно актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Медведева Г.В., проживающая в жилом помещении ФИО9, расположенном по <адрес> семья снимает квартиру у ФИО9, нуждается в получении собственного жилого помещения (л.д.25). Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что в 1991 году ФИО2 и её несовершеннолетние дети: ФИО4 и ФИО3 жилищной комиссией администрации Красногвардейского района Ставропольского края были внесены в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ после передачи учётных дел из администрации Красногвардейского района Ставропольского края в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края постановлением Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта приёма – передачи учётных дел граждан, состоящих в очереди по улучшению жилищных условий, проживающих на территории муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ» утверждён общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и утверждены списки граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное улучшение жилищных условий. В Приложении № 1 к постановлению Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ указан общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и в данном списке ФИО2 (после регистрации брака Медведева Г.В.) значится под № №. С этого периода времени Медведева Г.В., что подтверждено в судебном заседании представителем администрации села Красногвардейского Красногврдейского района Ставропольского края Бочковой Л.Д., ежегодно представляла в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края документы, подтверждающие её право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из материалов учётного дела Медведевой Г.В., представленного администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края следует, что в материалах дела имеются: свидетельство о заключении брака ФИО2 с ФИО7 и присвоении ФИО2 после регистрации брака фамилии Медведева; копия свидетельства о рождении ребёнка ФИО8; справка о составе семьи; документы, подтверждающие отсутствие у Медведевой Г.В. и членов её семьи недвижимого имущества; акты обследования жилищных условий Медведевой Г.В. в соответствии с которыми комиссия пришла к выводу о нуждаемости семьи Медведевой Г.В. в получении жилого помещения; справка Управления труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о том, что семья Медведевой Г.В. имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для Ставропольского края и признана в установленном порядке малоимущей, документы, подтверждающие принадлежность жилого дома, расположенного по <адрес> ФИО9; договор найма жилого помещения в соответствии с которым Медведева Г.В. и члены её семьи проживают в жилом доме принадлежащем ФИО9 по договору найма жилого помещения. Снятие с учёта Медведевой Г.В. и её детей: ФИО4 и ФИО3, в отношении которых она лишена родительских прав, только по тем основаниям, что у ФИО2 (после регистрации брака Медведевой Г.В.) изменился состав семьи и фамилия, ею изменено место жительства не может служить основанием для снятия её с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Учитывая, что постановлением Главы села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» нарушены права Медведевой Г.В. и членов её семьи на получение жилого помещения, созданы препятствия к осуществлению Медведевой Г.В. прав и свобод, указанное постановлении подлежит отмене как незаконное и на Главу администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края подлежит возложение обязанности об устранении в полном объёме допущенного нарушения прав и свобод Медведевой Г.В. и членов её семьи и внесении Медведевой Г.В. и членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, заявление Медведевой Г.В. об обжаловании постановления органа местного самоуправления подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации, ст.ст.31, 51, 52, 55, 56 ЖК РФ, ст.ст.254-258, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Медведевой Г.В. об обжаловании постановления органа местного самоуправления удовлетворить. Признать Постановление Главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от 1 сентября 2011 года № 163 «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным. Обязать Главу администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод Медведевой Г.В., внеся Медведеву Г.В. и членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней, начиная с 29 ноября 2011 года. Судья Кулеш В.В.