Решение № 2-149/2012 ~ М-117/2012 от 16.01.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

«16» января 2012 года с. Красногвардейское

Ставропольского края.

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,

при секретаре – Пронякиной Ю.В.,

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Абрамян В.И.,

заявителя – Авершина Ф.Б.,

представителя заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края Буковой Н.И., действующей на основании доверенности № 91 от 16.01.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Авершина Ф.Б. о защите избирательных прав,

установил:

Авершин Ф.Б. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района от ДД.ММ.ГГГГ ему, Авершину Ф.Б., выдвинувшему в порядке самовыдвижения свою кандидатуру на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края по единому избирательному округу, отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Обосновывая принятое решение, территориальная комиссия признала все 54 подписи в семи подписных листах недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указав, что «на заседании рабочей группы по проверке подписных листов территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ установлено, что во всех семи подписных листах неверно указана занимаемая должность Авершина Ф.Б.. Согласно трудовой книжке (запись 13) Авершин Ф.Б. работает учителем истории, во всех подписных листах указано «учитель». Кроме того: во всех семи подписных листах неправильно указано наименование главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: указано «главы села Дмитриевского» вместо «главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края»; во всех семи подписных листах неправильно указано наименование муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: указано «села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края» вместо «муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края».

Указанное решение территориальной комиссии считает незаконным, необоснованным, нарушающим его избирательные права по следующим основаниям.

Согласно итогового протокола о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края, Авершина Ф.Б., ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки установлено, что в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Авершин Ф.Б. указал сведения о месте работы и занимаемой должности: МОУ СОШ № 8, учитель истории. В подписных листах № 1-7 Авершин Ф.Б., указал сведения о месте работы и занимаемой должности МОУ СОШ № 8 с. Дмитриевского, учителем. В итоговом протоколе указано, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ /д он освобожден от должности заместителя директора по воспитательной работе, оставив должность учителя истории. Рабочая группа, проанализировав копию его трудовой книжки, пришла к выводу о том, что он работает учителем истории МОУ СОШ № 8 с. Дмитриевского и сделала заключение: «Следовательно, сведения о кандидате во всех листах указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности». На этом основании рабочая группа по проверки подписных листов территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района ДД.ММ.ГГГГ признала все 54 подписи недействительными, как указано в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края Авершина Ф.Б. – на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указанный вывод рабочей группы территориальной комиссии глубоко ошибочен, поскольку согласно части 3 «Должности педагогических работников» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 года № 448н) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, должность «учитель» определена без деления на специализацию по предметам. По должности «учитель» ему приказами министерства образования Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ л/с от ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория, что подтверждается записями в трудовой книжке. Согласно справке директора МОУ СОШ № 8 от ДД.ММ.ГГГГ , он работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» учителем с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В 2011 – 2012 учебном году преподает историю, обществознание, физическую культуру. Таким образом, указанная им в подписных листах должность «учитель», является полной и соответствующей действительности.

Постановлением территориальной избирательной комиссией Красногвардейского района все 54 подписи в семи подписных листах признаны недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом, не указано конкретное нарушение, послужившее основанием для признания всех подписей недействительными.

Согласно подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011г., с изменениями от 20.10.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 – 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в которых не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Представленные им подписные листы полностью соответствуют форме, установленной приложением 6 к указанному Федеральному закону. Сведений, предусмотренных пунктами 9 и 10 статьи 37 указанного Федерального закона, которые в обязательном порядке должны быть указаны, а именно судимости, принадлежности к политической партии либо иному общественному объединению не имеется. Подписные листы изготовлены с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 указанного Федерального закона.

Не указание им слов «Муниципального образования» в указании наименования муниципального образования и главы муниципального образования является технической ошибкой, которая не может служить основанием для признания всех подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными.

Таким образом, территориальная избирательная комиссия Красногвардейского района не имела законных оснований для признания собранных в его поддержку подписей недействительными, а, следовательно, отсутствуют основания, указанные в Постановлении территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района от ДД.ММ.ГГГГ 7/74-3 (подпункт «д» пунктами 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) для отказа ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края.

Просит:

постановление территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему, Авершину Ф.Б., выдвинувшему в порядке самовыдвижения свою кандидатуру на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края по единому избирательному округу в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края, – отменить;

обязать избирательную территориальную комиссию Красногвардейского района зарегистрировать его, Авершина Ф.Б., выдвинувшему в порядке самовыдвижения свою кандидатуру на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края по единому избирательному округу кандидатом на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края.

В судебном заседании заявитель настаивает на своих требованиях, представитель заинтересованного лица возражает против их удовлетворения, согласившись с тем, что неверным основанием к отказу в регистрации кандидата Авершина Ф.Б. признано не указание занимаемой им должности, как учитель истории МОУ СОШ № 8.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, пришёл к следующему убеждению.

Заявление Авершина Ф.Б. о защите избирательных прав подлежит удовлетворению по следующих основаниям.

В силу подпунктов «з» и «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (редакции от 25.07.2011 года, с изменениями от 20.10.2011 года) недействительными признаются:

з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно;

и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 – 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Пункт 6.4 статьи 38 настоящего Закона определяет исчерпывающий перечень оснований для признания подписи недействительной.

Правила оформления подписных листов предусмотрены ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ.

Согласно ст. 37 Федерального закона № 67 – ФЗ в процедуру сбора подписей включено изготовление подписных листов, проставление данных в подписные листы избирателями (п. 11), заверение подписных листов лицами, осуществлявшими сбор подписей (п. 12), заверение подписных листов кандидатом (п. 13).

Разрешая вопрос о соответствии формы изготовления подписного листа, действительности и достоверности подписей избирателей, суд исходит из буквального толкования требований закона.

В обоснование требований заявитель указал, что он представил все предусмотренные законом документы и сведения. Нарушений законодательства при сборе подписей избирателей в его поддержку не допущено.

Суд также учитывает, что в отличие от сведений о кандидате, представляемых в избирательную комиссию, закон налагает запрет на внесение кандидатом в подписные листы каких-либо уточнений и изменений до принятия решения о регистрации кандидата (подп. 1.1 п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Анализ положений указанной нормы свидетельствует о том, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается форма подписного листа, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными в отношении подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность должностного лица выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37 – кз (в редакции от 07.07.2011 года) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» в пункте 10 статьи 15 указаны основания признания подписей недействительными. Подписной лист (приложение в редакции Закона Ставропольского края от 26.11.2010 года № 99 – кз) не содержит обязательного указания наименования выборного должностного лица местного самоуправления и наименование муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.

Согласно утверждённой формы подписного листа указывается занимаемая должность, основное место работы или службы (род занятий) кандидата.

Кроме того, согласно формы подписного листа (в редакции Закона Ставропольского края от 26.11.2010 года № 99 – кз), в ней содержатся обязательные требования по указанию занимаемой должности, основного места работы или службы (рода занятий) в отношении кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления. Суд усматривает в этом дополнительные гарантии избирательного права, предусмотренные Законом субъекта Российской Федерации.

Правомерна ссылка заявителя Авершина Ф.Б. на то, что согласно ст. 23 Устава муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено наименование в структуре органов местного самоуправления поселения как глава поселения – глава села Дмитриевского.

В связи с чем, суд пришёл к выводу, что доводы заявителя Авершина Ф.Б. о правильности указания им занимаемой должности в 7 подписных листах (54 подписи) в этой части обоснованны, а сделанный вывод рабочей группы по проверке подписных листов территориальной избирательной комиссии не верен Закону и не обоснован, поскольку согласно части 3 «Должности педагогических работников» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.05.2011 года № 448н) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, должность «учитель» определена без деления на специализацию по предметам. Согласно предоставленным истцом документам в суд, по должности «учитель» Авершину Ф.Б. приказами министерства образования Ставропольского края № 48 от ДД.ММ.ГГГГ л/с от ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория, что подтверждается записями в его трудовой книжке. Согласно справке директора МОУ СОШ № 8 от ДД.ММ.ГГГГ № 4-3, он работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» учителем с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. В 2011 – 2012 учебном году он преподает историю, обществознание, физическую культуру. Таким образом, указанная им в подписных листах должность «учитель», является полной и соответствующей действительности.

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, не усматривается чётко изложенного основания к отказу в регистрации кандидата, а имеется только ссылка на пункты Закона, расхождения в обстоятельствах, изложенных в итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края рабочей группы по проверке подписных листов территориальной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, ведомости и самом постановлении территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № 7/74 – 3, поскольку Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 7/74 – 3 по своему содержанию явно выходит за пределы результатов проверки её рабочей группы.

Во всяком случае, по смыслу статей 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статьи 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37 – кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» проведения выборов в органы местного самоуправления, подлежащих применению по данному делу, порядок заполнения и заверения подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты не является произвольным, а производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми данными Федеральным законом и Законом Ставропольского края, в том числе к форме подписного листа, несоблюдение которых является основанием для отказа в регистрации.

При этом верно будет отметить, что избирательное законодательство оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если сведения о кандидате на выборную должность, указаны не в полном объеме, не содержит и критерии, позволяющие дифференцировать нарушения требований закона при оформления подписных листов и сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений, не устанавливает.

Однако из положений Закона не следует, что допустим отказ в регистрации кандидата на выборную должность муниципального образования по основаниям в нём не предусмотренным, иначе такие правоотношения будут не урегулированы нормой права и создавать произвол.

Таким образом, требования заявителя Авершина Ф.Б. подлежат удовлетворению, как законные и обоснованны, поданные в суд в установленный Законом срок оспаривания действий избиркома.

Закон субъекта Российской Федерации не должен изменять или ограничивать закреплённые в Федеральном законе от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ). Закон обязателен для всех без исключения и должен исполняться всеми без исключения.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1 – ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 года № 1 – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и пункту 3 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ, решение суда обязательно для исполнения и служит достаточным основанием, в частности, для регистрации кандидата, списка кандидатов (восстановлении их регистрации), не требуя какого бы то ни было подтверждения со стороны соответствующей комиссии.

Руководствуясь ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37 – кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», ст. ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Авершина Ф.Б. о защите избирательных прав, – удовлетворить.

Признать постановление территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Авершину Ф.Б., выдвинувшему в порядке самовыдвижения свою кандидатуру на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края по единому избирательному округу в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края, – незаконным;

обязать избирательную территориальную комиссию Красногвардейского района Ставропольского края восстановить в полном объёме нарушенные избирательные права Авершина Ф.Б. и зарегистрировать Авершина Ф.Б., выдвинувшему в порядке самовыдвижения свою кандидатуру на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края по единому избирательному округу кандидатом на должность главы муниципального образования села Дмитриевского Красногвардейского района Ставропольского края.

По вступлению решение суда в законную силу его копию направить председателю территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края для его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы на судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья

Красногвардейского районного суда

Ставропольского края: Л.В. Гетманская.