Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. «23» января 2012 года с. Красногвардейское Ставропольского края. Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего – судьи Гетманской Л.В., при секретаре – Пронякиной Ю.В., с участием: прокурора – старшего помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Абрамян В.И., заявителя – представителя зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Дарма А.Н. – Шевченко В.Н., действующего на основании доверенности от 18.01.2012 года, действительной сроком на три года, без права передоверия, представителя заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края Буковой Н.И., действующей на основании доверенности № 96 от 23.01.2012 года, заинтересованного лица – зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Теслюк С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Дарма А.Н. о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность Главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, установил: Кандидат на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Дарма А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность Главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, указав, что Теслюк С.П. уведомил Территориальную избирательную комиссию Красногвардейского района (далее по тексту – ТИК Красногвардейского района) о своём намерении баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, как кандидат, выдвинутый Красногвардейским местным отделением КПРФ, путём подачи заявления. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Теслюк С.П. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, выдвинутый Красногвардейским местным отделением КПРФ. Она, Дарма А.Н., является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, постановление о её регистрации прилагает. Считает решение ТИК Красногвардейского района о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность Главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям. Во – первых, в соответствии с п. 3 ст. 33 ФЗ № 67 –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения предоставляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону. Форма сведений об имуществе, предоставленная Теслюк С.П. не соответствует форме, установленной ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно приложению 1 ФЗ № 67-ФЗ, сведения называются: сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Теслюк С.П. предоставил: сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Далее, после указания фамилии, имени и отчества кандидата, должно быть: «сообщаю сведения о размере и об источниках своих доходов (доходов моего супруга), имуществе, принадлежащем мне (моему супругу) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах, ценных бумагах». В соответствии с п.п. в) п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата, а согласно п.п. в1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом. Во – вторых, в графе «земельные участки» должно быть указано: «место нахождения (адрес), общая площадь (кв.м.)». В сведениях, представленных Теслюк С.П., в данной графе не указан адрес земельного участка. В графе «акции и иное участие в коммерческих организациях» не указана организационно-правовая форма организации, местонахождение, доля %. В – третьих, в заявлении неправильно указано место работы, так как в соответствии со справкой, местом работы Теслюк С.П. является «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» посёлка Коммунар Красногвардейского района Ставропольского края», в заявлении указано «МОУ СОШ № 3». Это обстоятельство должны были стать основанием для отказа в регистрации Теслюк С.П. на основании п.п. в1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67. Несмотря на очевидные, на её взгляд, нарушения закона, Территориальная избирательная комиссия Красногвардейского района зарегистрировала Теслюк С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края. Это нарушает её избирательные права, так как в соответствии со ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 5 ФЗ № 67-ФЗ граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, основанием для участия в выборах является факт регистрации кандидата в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В связи с изложенным, очевидно, что регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. Иное применение принципа равенства кандидатов невозможно. Просит: признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края; отменить постановление о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края. В судебном заседании представитель заявителя Шевченко В.Н. настаивает на заявленных требованиях, представитель заинтересованного лица ТИК Красногвардейского района Букова Н.И. просит принять решение на усмотрение суда, заинтересованное лицо Теслюк С.П. возражает против заявленных требований. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, пришёл к следующему убеждению. Объём документов и сведений, подлежащих представлению для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, определяется соответствующими положениями Федерального закона № 67-ФЗ 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При рассмотрении данного дела суд проверил соблюдение кандидатом и избирательной комиссией требований закона, порядка выдвижения кандидата от политической партии, представления необходимых для регистрации документов, а также законность принятия решения о регистрации кандидата. Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются, в том числе следующие. Согласно п.п. «в.2)» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата и отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом, является также основанием для отказа в регистрации кандидата. Согласно п.п. «б)» п. 24 ст. 38 № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона. Исходя из предоставленной выписки из протокола 44 внеочередной (2 этап) выборной Конференции Красногвардейского местного отделения КПРФ от 25.12.2011 года в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 22.05.2002 года и Уставом КПРФ, статьи 5 п.п. 3, 4 в результате тайного голосования направлен к регистрации гражданин Российской Федерации, член политической партии «Коммунистической партии Российской Федерации» Теслюк С.П. – кандидатом на должность главы муниципального образования посёлка Штурм. Однако в силу ст. 35 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в редакции от 25.07.2011 года, с изменениями от 20.10.2011 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. Статья 36 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ (в редакции от 08.12.2011 года «О политических партиях» предусматривает, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Следовательно, понимая в буквальном смысле Закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и Закон от 11.07.2001 года № 95-ФЗ, политическая партия имеет право и наделена им – выдвигать кандидата (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Из представленного документа – протокола 44 внеочередной (2 этап) выборной Конференции Красногвардейского местного отделения КПРФ от 25.12.2011 года гражданин Российской Федерации, член политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Теслюк С.П. направлен к регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования посёлка Штурм, в связи с чем политическая партия приняла на себя не свойственные ей права и полномочия, то есть права избирательной комиссии. Суд усматривает, что по данному основанию необходимо было отказать в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Теслюк С.П. по мотиву нарушения политической партией требований к порядку выдвижения, то есть Теслюк С.П. не выдвинут кандидатом на указанную должность политической партией. Согласно п. 3 ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 года № 93-ФЗ, от 05.12.2006 года № 225-ФЗ, от 04.10.2010 года № 263-ФЗ). Не позднее, чем за один день до дня заседания территориальной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в территориальную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Из представленных материалов, суд усматривает следующее, что форма сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, предоставленная Теслюк С.П. не соответствует форме, установленной ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», прежде всего, данный документ состоит из двух листов, каждый из которых подписан кандидатом Теслюк С.П., и рядом с его подписью проставлена дата, что не соответствует форме в Приложении к Закону № 67-ФЗ от 12.06.2002 года (в редакции ФЗ от 21.07.2005 года № 93-ФЗ). На первом листе сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, кандидатом Теслюк С.П. (ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается достоверность и полнота вообще не сообщённых им никаких сведений, в виду их отсутствия на первом листе. На втором листе сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, кандидатом Теслюк С.П. (ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается достоверность и полнота сведений, не определённого к чему относящихся, поскольку оба листа разделены подписью кандидата Теслюк С.П. и датой. Кроме того, кандидат Теслюк С.П., указывая своё место работы по конкретному документу – справке директора МОУ СОШ № 3 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, должен достоверно из содержащихся в ней сведений отразить наименование места работы и занимаемой должности. В указанном документе содержится следующая запись – Теслюк С.П. работает в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» посёлка Коммунар Красногвардейского района Ставропольского края в должности учителя истории и обществознания. Предоставляя иной документ, подтверждающий сведения о его месте работы и занимаемой должности, кандидат Теслюк С.П. указал бы те сведения о месте работы и занимаемой должности, которые бы соответствовали сведениям данного документа. В то же время в представленных сведениях кандидатом Теслюк С.П. содержится запись места работы – «МОУ СОШ № 3 п. Коммунар», что имеет расхождение со сведениями, имеющимися в справке от ДД.ММ.ГГГГ №. Довод заинтересованного лица Теслюк С.П. о том, что в Уставе образовательного учреждения указано наименование как полное, так и краткое, и сокращённое наименование применяется наравне с полным наименованием, в связи с чем, он имел право указывать в сведениях о месте работы и одно и другое наименование, отнюдь не противоречит фактическим обстоятельствам, но противоречит норме об избирательном праве, где не допускается произвольного толкования порядка предоставления соответствующих сведений либо объёма предоставления их. Таким образом, кандидатом Теслюк С.П. предоставлены в этой части неполные сведения либо сведения, не соответствующие подтверждающим документам. Кроме того, суд также приходит к выводу, что в судебном заседании нашли своё подтверждение доводы заявителя о том, что кандидатом Теслюк С.П. представлены сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не по форме, установленной приложением к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно: Теслюк С.П. предоставил: сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; после указания фамилии, имени и отчества кандидата, должно быть: «сообщаю сведения о размере и об источниках своих доходов (доходов моего супруга), имуществе, принадлежащем мне (моему супругу) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах, ценных бумагах»» в графе «земельные участки» должно быть указано: «место нахождения (адрес), общая площадь (кв.м.)»; в сведениях, представленных Теслюк С.П., в данной графе не указан адрес земельного участка, хотя сведения об этом имеются из представленных документов; в графе «акции и иное участие в коммерческих организациях» не указана организационно-правовая форма организации, местонахождение, доля %, хотя сведения об этом имеются из прилагаемых документов. Из материалов дела следует, что кандидат Теслюк С.П. представил сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках, указав неверный адрес места нахождения банка. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение. Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя Дарма А.Н. подлежат удовлетворению, незаконная регистрация кандидата Теслюк С.П. нарушает её избирательные права, так как в соответствии со ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата по заявлению зарегистрированного другого кандидата, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 Федерального закона. Руководствуясь п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года, ст. ст. 260.1, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Дарма А.Н. о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность Главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, – удовлетворить. Признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края о регистрации Теслюк С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. По вступлению решение суда в законную силу его копию направить председателю территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Ставропольского края для его исполнения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение пяти дней со дня принятия решения. Судья Красногвардейского районного суда Ставропольского края: Л.В. Гетманская.