Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 января 2012 года с.Красногвардейское Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Заздравных В.А. при секретаре Ефремовой С.Ф. с участием: пом. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизова Д.В., представителя администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края Кондратова Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействий администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края УСТАНОВИЛ: Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Красногвардейский районный суд Ставропольского края с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействий администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края. В обоснование заявления природоохранный прокурор указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Красногвардейского муниципального района. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «Обезопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон №117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Проверкой, установлено, что в границах муниципального образования с. Красногвардейское на расстоянии 17,2 км до впадения в р. Егорлык (водоток р. Горькая Балка) (географические координаты т.1: 45047’10,6”с.ш. 41026’08,2”в.д. т.2: 45047’11,9”с.ш. 41026’15,3”в.д.) в виде плотины, образующей русловой пруд. По информации Красногвардейского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС не зарегистрировано, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) органами местного самоуправления не принято. Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580. В полномочия иных органов, обращение с таким заявлением не входит. В силу ст.8 Закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В соответствии со ст.9 Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона№117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния плотины пруда, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка. Однако, проверкой установлено, что несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в виду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям п.п. 7.1, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального района не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющим, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановки пруда с плотиной на баланс муниципального образования. Бездействие администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит: 1. Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального района, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на расстоянии 17,2 км до впадения в р. Егорлык (водоток р. Горькая Балка) (географические координаты т.1: 45047’10,6”с.ш. 41026’08,2”в.д. т.2: 45047’11,9”с.ш. 41026’15,3”в.д.). 2. Возложить на администрацию муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района обязанность обратиться в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на расстоянии 17,2 км до впадения в р. Егорлык (водоток р. Горькая Балка) (географические координаты т.1: 45047’10,6”с.ш. 41026’08,2”в.д. т.2: 45047’11,9”с.ш. 41026’15,3”в.д.) в порядке установленным Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580. В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора поддержал заявление и просил требования удовлетворить. Представитель администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края Кондратов Е.В. заявления признал в полном обьеме. Суд, выслушав помощника природоохранного прокурора, представителя администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края, оценив в совокупности представленные доказательства приходит к следующему: В силу ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В судебном заседании при рассмотрении заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, представитель администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края Кондратов Е.В. заявления признал в полном обьеме, что в силу ст. 173 ГПК РФ. Смысл данных разьяснений стороне был понятен. Суд не усматривает при рассмотрении дела противоречий закону и нарушений прав других лиц, поскольку плотина, расположенная на расстоянии 17,2 км до впадения в р. Егорлык (водоток р. Горькая Балка) (географические координаты т.1: 45047’10,6”с.ш. 41026’08,2”в.д. т.2: 45047’11,9”с.ш. 41026’15,3”в.д.) не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом. Данный факт подтверждается актом проверки состояния гидротехнического сооружения от 25.11.2011г., уведомлением Красногвардейского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 13.12.2011г. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено. В силу ст.8 Закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В соответствии со ст.9 Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона№117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния плотины пруда, обеспечивающего безопасность её эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка. В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации 17.09.2003 года №580. Исходя из смысла п.3 ст. 225 ГК РФ и пункта 5 вышеназванного Положения орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного а, следовательно, обязан выполнять соответствующие обязанности. Поскольку такого рода обьект расположен в административных границах муниципального образования с. Красногвардейское, то бездействие администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций. Руководствуясь гл. 25, ст.ст. 194-199 ГПК РФ РЕШИЛ : 1. Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального района, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на расстоянии 17,2 км до впадения в р. Егорлык (водоток р. Горькая Балка) (географические координаты т.1: 45047’10,6”с.ш. 41026’08,2”в.д. т.2: 45047’11,9”с.ш. 41026’15,3”в.д.). 2. Возложить на администрацию муниципального образования с. Красногвардейское Красногвардейского района обязанность обратиться в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на расстоянии 17,2 км до впадения в р. Егорлык (водоток р. Горькая Балка) (географические координаты т.1: 45047’10,6”с.ш. 41026’08,2”в.д. т.2: 45047’11,9”с.ш. 41026’15,3”в.д.) в порядке установленным Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через райсуд в течении месяца. Судья В.А.Заздравных