Решение № 2-74/2012 ~ М-42/2012 от 14.02.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года с. Красногвардейское.

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

В составе председательствующего судьи Николаенко А.В.,

с участием:

истца – прокурора, в лице помощника прокурора Красногвардейского района Став­ропольского края Эрастова А.А.,

представителя ответчика – муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5» Чуриловой И.М.,

при секретаре Селютиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Красногвардейского район­ного суда гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Красногвардей­ского района Став­ропольского края, в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №5» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края обратился в Красногвардейский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением, в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №5» (далее по тексту МДОУ «Детский сад № 5», Учреждение) о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, указав, что согласно ст.ст. 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ, п. 1,4,8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении По­рядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», работодатель обя­зан соблюдать трудовое законодательство, обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производст­венных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Ат­тестация проводится в порядке, установленном уполномоченным федеральным ор­ганом исполнительной власти.

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации с последующей сер­тификацией организации работ по охране труда. Требования Порядка проведения аттестации распространяются на работодателей – юридических лиц (за исключе­нием лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Аттестации под­лежат все рабочие места работодателя. Каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение приведенных норм закона в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №5» не проведена аттестация всех рабочих мест.

Не проведение аттестации не отвечает целям трудового законодательства (ст.1 ТК РФ), в части создания благоприятных условий труда, и нарушает основные принципы правого регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, изложенные в ст.2 ТК РФ, а именно: обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Указанные нарушения закона затрагивают интересы и права неопреде­ленного круга лиц – как работающих в данной организации, так и лиц, которые мо­гут работать в будущем.

Просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу реше­ния суда по данному делу.

В судебном заседании помощник прокурора Эрастов А.А. на заявленных требованиях настаивал, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика – муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» Чурилова И.М., показала, что исковые требования прокурора Красно­гвардейского района Став­ропольского края признаёт частично, указав, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда это обязанность работодателя, но на счетах учреждения не имеется денежных средств.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения рассматриваемых требований.

Выводы суда основаны на следующих доказательствах и нормах материального и процессуального права.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражда­нина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

При этом, рассматривая дело и принимая решение по нему, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказывать те об­стоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и воз­ражений. Поэтому суд рассматривает дело по представленным сторонами до­каза­тельствам.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соот­ветствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно положений ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, и работода­тель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

Как следует из положений ч. 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведе­нию условий труда в соответствие с государственными нормативными требова­ниями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Как следует из представленных и исследованных доказательств, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» аттестация рабочих мест не проводилась. (том 1, л.д. 6 - 7)

Согласно представленной копии свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», поставлено на учет в соответствии с Налоговым кодексом РФ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю (том 1, л.д.11).

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения рассматриваемых исковых требований, поскольку представленные доказательства по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ по охране труда в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5», не отвечает целям трудового законодательства, в части создания благоприятных условий труда, и нарушает основные принципы правового регулирования трудовых отношений по обес­печению права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Приведенные доводы представителя ответчика о том, что МДОУ «Детский сад № 5» не имеет денежных средств на счетах, поскольку главным распределителем бюджетных денежных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, является отдел образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, суд находит несостоятельными и несоответствующими представленным доказательствам.

Приходя к данному выводу, суд исходит из вышеуказанного свидетельства о постановке на налоговый учет муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5», а так же положений Устава МДОУ «Детский сад № 5», согласно которых Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет бюджета Красногвардейского муниципального района Ставропольского края на основании бюджетной сметы и Учреждение выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством РФ.

Помимо указанного, производя оценку доводов представителя ответчика об отсутствии гражданско-правовой ответственности Учредителя по рассматриваемым исковым требованиям, в связи с тем, что главным распределителем бюджетных денежных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, является отдел образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, суд находит несостоятельными и необоснованными, поскольку согласно положений вышеприведенного Устава МДОУ «Детский сад № 5», к компетенции Учреждение отнесены обязанности по созданию необходимых условий для работы работников учреждения и в полномочиях учредителя и отдела образования администрации Красногвардейского района Ставропольского края не оговорены обязанности по созданию необходимых условий работы работникам учреждения. Кроме того, суд так же находит данные доводы несостоятельными, поскольку противоречат вышеприведенным нормам Трудового законодательства, в соответствии с которыми на работодателя (Учреждение) возложены обязанности по аттестация рабочих мест по условиям труда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрация Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, как учредитель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» и отдел образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, как структурное подразделение администрации муниципального района, в соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ, не несут гражданско-правовую ответственность по рассматриваемым правоотношениям.

Приведенная позиция ответчика, об отсутствии расчетных счетов, а так же необходимых запланированных денежных средств, для проведения аттестации рабочих мест, не является основанием для освобождения работодателя от выполнения соответствующей обязанности по обеспечению охраны труда работников Учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Красногвардейского района Став­рополь­ского края, в защиту прав неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №5» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда – удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» провести аттестацию рабочих мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участ­вующим в деле, может быть принесено представление в судебную коллегию по гра­жданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский район­ный суд Ставропольского края в течение месяца, начиная с 20 февраля 2012 года.

Председательствующий: судья: Николаенко А.В.