12 мая 2012 года с.Красногвардейское Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Заздравных В.А. при секретаре Ефремовой С.Ф. с участием: заявителя - помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского А.А. Эрастова Заинтересованного лица – главы администрации с. Покровское, Красногвардейского района Ставропольского края Дикопавленко В.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и. о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц - граждан, о признании незаконным бездействие администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края в обеспечении безопасности дорожного движения на территории поселения У С Т А Н О В И Л : И.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц - граждан, о признании незаконным бездействие администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края в обеспечении безопасности дорожного движения на территории поселения, указав, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6, 12 ст. 3, ч. 8 ст. 6, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 – ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - в том числе комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. К собственности поседения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения. Согласно ч. 4 ст. 6, ст. 21 Федерального закона от 10.02.1995 года № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно п. 1.1, 1.4 «Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах», направленного для практического применения в работе совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 года № 13/6 - 3853 и Росавтодора от 07.8.2006 года № 01-29/5313, проект организации дорожного движения (ПОДД) разрабатывается на основании ст. 21 Закона. Заказчиком ПОДД для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Согласно муниципального правового акта села Покровского, (далее – поселение), утвердившего перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, на территории поселения 14 таких дорог. В нарушение ст. 21 Закона администрацией села Покровского не обеспечена разработка и не утвержден в установленном порядке ПОДД на все эти дороги. Нарушение требований Закона не реализуется более 15 лет, что является прямым свидетельством бездействия администрации, нарушающего права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Просит признать незаконным бездействие администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края, в обеспечении безопасности дорожного движения на территории поселения, обязать главу администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края, обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке документации, на основе которой должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения поселения, до 01.08.2012 года. В судебном заседании прокурор на своих заявленных требованиях настаивает. Заинтересованное лицо - глава администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края Дикопавленко В.Е., заявленные требования прокурора Красногвардейского района признал в полном обьеме. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, находит заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 3 декабря 2008 г.) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор, осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе был обратиться в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее: Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В силу ст. 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее: Федеральный закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее: Федеральный закон N 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством - субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Решением Совета Депутатов муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края № 224 от 24.05.2010 года, утвержден Устав муниципального образования села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края, где согласно пункту 5 статьи 7 главы 2 Устава - к вопросам местного значения поселения, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования расположенных в границах поселения села Покровского, отнесена к компетенции администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края, как органа местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что администрацией села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, в нарушение требований ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» не обеспечена разработка и не утвержден в установленном порядке Проект Организации Дорожного Движения на 14 автомобильных дорог, находящихся на территории поселения. Поскольку дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с п. 5 ст. 7 гл. 2 Устава муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края отнесена к вопросам местного значения, с учетом установления вышеуказанных нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения, со стороны администрации села Покровского имеет место бездействие по организации обеспечения безопасности дорожного движения, суд находит данное нарушение подлежащее устранению, заявление И.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, удовлетворению. В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, поскольку при подаче иска истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина взыскивается с ответчика в доход государства в силу прямого указания закона. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 45,194-198, 254 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края, в обеспечении безопасности дорожного движения на территории поседения. Обязать главу администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края, обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке документации, на основе которой должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения поселения, до 01.08.2012 года. Взыскать с администрации села Покровского, Красногвардейского района Ставропольского края государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход государства. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд в течение месяца. Федеральный судья В.А. Заздравных