Решение № 2-318/2012 ~ М-284/2012 от 05.06.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 года с. Красногвардейское

Ставропольский край

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе председательствующего - судьи Самойловой Т.В.,

с участием: представителя истца исполняющего обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, в лице помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Ивахненко О.А.,

при секретаре: Михайловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставропольского края о признании неза­конным бездействия в части организации водоснабжения населения в границах поселения.

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края обратился в рай­он­ный суд с исковым заявлением в защиту прав неопределен­ного круга лиц к администрации муниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставропольского края о признании неза­конным бездействия в части организации водоснабжения населения в границах поселения, указав, что согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя, в том числе, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение приведенных норм закона администрацией Медвеженского сельсовета не принимаются меры по постановке на учет бесхозяйных водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования общей протяженностью 5 400 метров.

Указанные нарушения закона, влияя на качество водоснабжения населения муниципального образования, затрагивают интересы и права неопределенного круга лиц.

Просит суд: Признать незаконным бездействие главы администрации Медвеженского сельсовета в организации водоснабжения населения в границах поселения.

Обязать администрацию Медвеженского сельсовета до 15.12.2012 года обеспечить принятие органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на учет бесхозяйных водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования общей протяженностью 5 400 метров; по истечении года со дня постановки данных водопроводных сетей на учет в указанном органе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В судебном заседании помощник и.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края поддержал исковое заявление и просил требования удовлетворить.

Ответчик - администрация муниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставропольского края, согласно представленному отзыву на заявление, иск и.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края признаёт, просит о рассмотрении дела в отсутствии представителя от­вет­чика.

Выслушав прокурора, ис­следовав ма­те­риалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края подлежит удовлетворению по следую­щим ос­нова­ниям.

Выводы суда основаны на следующих доказательствах и нормах матери­аль­ного права.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспо­рить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, ор­гана ме­ст­ного самоуправления, должностного лица, государственного или муни­ципального служа­щего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как усматривается из материалов дела, на территории муниципального обра­зования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставропольского края распо­ложены водопроводные сети общей протяженностью 5400 метров, из них в п. Зерновой - 2 км., п. Озерки – 0,9 км., п. Новомирненский – 2,5 км. на данные разводящие сети построенные в 1980-е годы никакой документации не было, на балансе филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Красногвардейский «Райводоканал» не состоят. Обслуживаются постоянно. Данные объекты коммунальной инфраструктуры являются бесхозяйным недвижимым имуществом (основание информация бесхозяйных водопроводных сетей филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Красногвардейский «Райводоканал» от 17.05.2012 года № 496), (т. 1 л.д. 14).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Аналогичные положения отражены и в п. 40, ч. 1 ст. 3 Положе­ния об администрации муниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвар­дейского района, Ставропольского края, а также в п. 4, 9 ст. 7, п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 48 Устава муниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Став­ропольского края.

Факт наличия на территории муниципального образования Медвеженского сельсовета водопроводных сетей, не имеющих собственника, обшей протяженностью 5400 метров, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность по защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций и уклонении последней от постановки указанных объектов коммунальной инфраструктуры на учет в порядке ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные сети задействованы в системе водоснабжения поселения, при этом техническое их состояние – неудовлетворительное. В целях недопущения перебоев в водоснабжении потребителей поселения питьевой водой в отсутствии правового основания ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» вынуждено обслуживать бесхозяйные сети.

Бесхозяйность данного имущества приводит к социально негативным последствиям, что негативно отражается на качестве водоснабжения населения, нарушая тем самым законные права и интересы жителей поселения Медвеженского сельсовета, Красногвар­дейского района, Ставропольского края.

Указанные нарушения стали возможными вследствие неисполнения требований действующего законодательства главой муниципального образования Медвеженского сельсовета на территории водоснабжения и водоотведения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Решение вопроса содержания бесхозяйных сетей регулируется ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» путем принятия их в муниципальную собственность теми муниципальными образованиями, на территории которых они располагаются.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципалитеты обязаны проводить мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло – и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Таким образом, вопрос по инициированию оформления бесхозяйных недвижимых вещей находится в ведении органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Органы местного самоуправления, осуществляя местную власть на своей территории, выполняют множество социально значимых функций. Одной из задач является выявление подобного имущества и принятие его в муниципальную собственность, так как неисполнение данных мероприятий может привести к социально негативным последствиям.

Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления яв­ляется единственным органом, обладающим правом подачи заявления о поста­новке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это де­лать. Отсутствие права собственности на водопроводные сети не освобождает органы местного са­моуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций в границах поселения.

Рассматриваемый объект расположен в границах муниципального образова­ния Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставропольского края, следова­тельно, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии водопроводных сетей протяженностью 5400 метров расположенных на территории муниципального образования на учет как бес­хозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного само­управления возложенных на него обязанностей. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии с данными филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Красногвардейский «Райводоканал» водопроводные сети общей протяженностью 5400 метров, расположенные на территории муниципального образования Медвеженского сельсовета Красногвардейского района, Ставропольского края на балансе водоканала не состоят (т. 1 л.д. 14).

Таким образом, отсутствие собственника объектов коммунальной инфраструктуры (водопроводных сетей) с це­лью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении феде­ральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхо­зяйного имущества.

Установив нарушения прав и свобод гражданин, суд в соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, считает необходимым возложить обязанности на администрацию му­ниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставро­польского края, устранить допу­щенные нарушения прав и свобод граждан и обязать до 15 декабря 2012 года обеспечить принятие Управлением Федеральной службы го­сударственной регистрации, ка­дастра и картографии по Ставропольскому краю, на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования общей протяженностью 5400 метров; по истечении года со дня постановки данных водопроводных сетей на учет в указанном органе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь в порядке уста­новленным Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, ут­вержденным Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 17.09.2003г. № 580.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 45, 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Ставропольского края о признании неза­конным бездействия в части организации водоснабжения населения в границах поселения, выразившиеся в не­принятии мер по принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объектов коммунальной инфраструктуры - водопроводных сетей расположенных в границах территории му­ниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского района, Став­ропольского края - удовлетворить.

Обязать администрацию му­ниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского рай­она, Ставропольского края до 15 декабря 2012 года обеспечить принятие органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования общей протяженностью 5400 метров в порядке уста­новленным По­ложением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, ут­вержденным По­становлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003г. № 580.

Обязать администрацию му­ниципального образования Медвеженского сельсовета, Красногвардейского рай­она, Ставропольского края по истечении 1 года со дня постановки водопроводных сетей на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на водопроводные сети, расположенные на территории муниципального образования общей протяженностью 5400 метров.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, уча­ст­вующим в деле, может быть принесено представление в Ставро­поль­ский краевой суд через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня принятия ре­шения в окончательной форме.

Федеральный судья: Т.В. Самойлова