РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 8 июня 2012 года. с. Красногвардейское. Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: судьи Кулеш В.В. при секретаре Селютиной Е.П. с участием: истца Горяйнова Н.В. ответчика – представителя Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края Литовченко О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Горяйнова Н.В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о возложении обязанности об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и взыскании недополученных сумм УСТАНОВИЛ: Горяйнов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о возложении обязанности об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и взыскании недополученных сумм, указывая, что он является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы вследствие общего заболевания. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации от 12января1995года N5-ФЗ «О ветеранах» ему предоставлены меры социальной поддержки инвалида Великой Отечественной войны. Однако Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края не выполняет в полном объёме Закон и не выплачивает ему в полном объёме дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 и выплачивает ему меры социальной поддержки не как инвалиду войны не на основании п. «а», а на основании п. «б» Указа Президента Российской Федерации как участнику войны. Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края в протоколе решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере, установленном для инвалидов Великой Отечественной войны № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований действующего законодательства ему необоснованно отказало. Истец Горяйнов Н.В. просит: - обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края произвести ему перерасчёт дополнительного ежемесячного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ; - обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края компенсировать ему не дополученные суммы дополнительного ежемесячного материального обеспечения как инвалиду Великой Отечественной войны по общему заболеванию. В судебном заседании истец Горяйнов Н.В. настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края Литовченко О.А. исковые требования истца Горяйнова Н.В. не признала, пояснив суду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» устанавливается с 01 мая 2005 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО): а) инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей; б) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей; Согласно Указа Президента Российской Федерации № 363 от 30 марта 2005 года с ДД.ММ.ГГГГ Горяйнову Н.В. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение как лицу, проходившему военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее 6 месяцев, в размере 500 рублей 00 копеек в строгом соответствии с имеющимися в распоряжении Управления документами: 1. Заверенная копия военного билета №, согласно которой Горяйнов Н.В. проходил службу в рядах Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2. Заверенная копия удостоверения серия № ветерана-участника Великой Отечественной войны, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения Красногвардейского района, является документом, подтверждающим льготы, установленные ст.17 Федерального Закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в военных частях, не входивших в состав действующей армии, в период в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, а также льготы, установленные ст. 14 указанного Закона Российской Федерации. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О устанавливает необходимость ввести правоприменительную практику в части установления участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в военных частях, не входивших в состав действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее 6 месяцев, ставших, в том числе инвалидами вследствие общего заболевания, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ, но не ДЕМО - дополнительного ежемесячного материального обеспечения) в размере, предусмотренном п.п.1 п.4 ст.23.1 закона № 5-ФЗ для инвалидов войны. Таким образом, ссылка истца Горяйнова Н.В. на данное определение как на основании для увеличения размера ДЕМО или выплаты ДЕМО по иным основаниям (п.а Указа №) несостоятельна. Ссылка истца Горяйнова Н.В. на Указ Президента Российской Федерации № 247 от 24 февраля 2010 года «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов как к обоснованию своей позиции так же не оправдано, поскольку к категории лиц, имеющих право на единовременную выплату в размере 5 000 рублей действительно относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, являющиеся инвалидами Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". То есть в Указе Российской Федерации предусмотрена выплата в размере 5 000 рублей, в том числе и для военнослужащих, проходивших воинскую службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее 6 месяцев, а в Указе № 363 от 30.03.2005 года данная группа выделена в отдельный подпункт с правом на выплату в 500 рублей. На основании Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года данный вопрос рассмотрен следующим образом: Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с ДД.ММ.ГГГГ участникам Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, размер которого дифференцирован в зависимости от категории указанных лиц. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Указа Президента Российской Федерации военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, установлено дополнительное материальное обеспечение в размере 500 рублей. Таким образом, указанное обеспечение впервые установлено с ДД.ММ.ГГГГ в твердой денежной сумме, размер которой не ставится в зависимость от причины наступления инвалидности. Поэтому участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", признанные инвалидами по общему заболеванию, права на предоставление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 рублей не имеют. Таким образом, для установления дополнительного ежемесячного материального обеспечения Горяйнову Н.В. как инвалиду Великой Отечественной войны в соответствии с находящимися в распоряжении Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края вышеперечисленными документами и справкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют законные основания, поскольку Горяйнову Н.В. установлена инвалидность вследствие общего заболевания, в связи, с чем инвалидом Великой Отечественной войны он не является. Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края Литовченко О.А. просит Горяйнову Н.В. в иске к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о возложении обязанности об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и взыскании недополученных сумм отказать. Суд, изучив материала дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п.п. «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» признано установить с ДД.ММ.ГГГГ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей. На основании «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»признано установить с ДД.ММ.ГГГГ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей. В силу п. 3 Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 года N 273 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 437) гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанное обеспечение назначается по одному из них, предусматривающему более высокий размер. Назначение гражданам Российской Федерации указанного обеспечения производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4 Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 года N 273 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 437) гражданам Российской Федерации, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается на основании документов, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих назначение и выплату соответствующей пенсии или ежемесячного пожизненного содержания судьи. Согласно п. «а» - «ж» - «и» п.1 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. На основании п.2 ст.15 Федерального Закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 1августа2005года N887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установить с ДД.ММ.ГГГГ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением граждан, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Горяйнов Н.В. в соответствии с удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения Красногвардейского района Ставропольского края является участником-ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьями 14,17 Федерального Закона Российской Федерации «О ветеранах» (л.д.9). В соответствии со справкой серии №, выданной ВТЭК ДД.ММ.ГГГГ, Горяйнов Н.В. имеет вторую группу инвалидности вследствие общего заболевания и признан нетрудоспособным (л.д.11). В судебном заседании установлено, что истец Горяйнов Н.В. не относится к категории инвалидов Великой Отечественной войны, а является участником Великой Отечественной войны и вторая группа инвалидности им получена вследствие общего заболевания. В соответствии с обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с 1 мая 2005 года участникам Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, размер которого дифференцирован в зависимости от категории указанных лиц. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Указа военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, установлено дополнительное материальное обеспечение в размере 500 рублей. Таким образом, указанное обеспечение впервые установлено с ДД.ММ.ГГГГ в твердой денежной сумме, размер которой не ставится в зависимость от причины наступления инвалидности. Поэтому участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", признанные инвалидами по общему заболеванию, права на предоставление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 рублей не имеют. Следовательно, Горяйнов Н.В. имея вторую группу инвалидности по общему заболеванию, является участником Великой Отечественной войны, а не инвалидом Великой Отечественной войны и он не имеет право на выплату ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 рублей. Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 848-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Нагерова Наума Львовича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О» при принятии Определения от 4 апреля 2006 года N 89-О вопрос о размере дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривался. Ссылка истца Горяйнова Н.В. в исковом заявлении на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 N 89-О является не обоснованной, так как указанное Определение Конституционного Суда Российской Федерации касается установления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п/п. "з" п/п. 1 п. 1 ст. 2 Закона "О ветеранах", в размере, предусмотренном п/п. 1 п. 4 ст. 23.1 Закона Российской Федерации "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны, а не дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации N 363, которое к мерам социальной поддержки не относятся и Законом Российской Федерации "О ветеранах" не предусмотрено. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) являются вновь назначенными выплатами - дополнительно установленными государством мерами по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Установление таких выплат, их размеры, установление категорий лиц с учетом заслуг перед Отечеством, которым выплаты производятся, является правом государства. Их установление не влияет на объем ранее установленных государством мер социальной поддержки участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Горяйнов Н.В. является военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, он является участником Великой Отечественной войны, а не инвалидом Великой Отечественной войны и инвалидность второй группы им получена по общему заболеванию. Таким образом, исковые требования Горяйнова Н.В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о возложении обязанности об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и взыскании недополученных сумм подлежат оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.2,7,18,39,55 Конституции Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О, Федеральным Законом Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», Правилами выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 года N 273, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Горяйнова Н.В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о возложении обязанности об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и взыскании недополученных сумм оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через районный суд в течение месяца, начиная с 14 июня 2012 года. Судья Кулеш В.В.