Решение № 2-306/2012 ~ М-272/2012 от 13.06.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года с.Красногвардейское

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Самойловой Т.В.

при секретаре Михайловой А.А.

с участием: истицы Алпеевой Е.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району, Ставропольского края, Литовченко О.А., действующей на основании доверенности №3 от 23.01.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алпеевой Е.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании права на досрочную пенсию,

установил:

Алпеева Е.И., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании права на досрочную пенсию, указав, что она обратилась в ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года за № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с протоколом решения ГУ-УПФ по Красногвардейскому району СК за от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отсутствует требуемый 25 – летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Её трудовой стаж, выработанный в учреждениях для детей согласно расчетам ГУ-УПФ по Красногвардейскому району, составляет всего 18 лет 11 месяцев 16 дней.

Считает, что в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано необоснованно и неправомерно, так как, на момент обращения в ГУ-УПФ по Красногвардейскому району она уже приобрела право на досрочную трудовую пенсию, 25-летний стаж у нее имеется.

Как указано в протоколе об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не подлежит включению в педагогический стаж период её работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (9 л. 11 м. 7 д.), в должности концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище.

С данным выводом ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края категорически она не согласна.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года № 392-О и от 18 апреля 2006 года № 83-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установления для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Работая в Махачкалинском музыкальном училище концертмейстером она занималась педагогической деятельностью, а именно: разрабатывала совместно с преподавателями общих, специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы проводила индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. Её задачей было – формирование у обучающихся исполнительных навыков, развитие художественного вкуса, воспитание творческой индивидуальности и т.д.

Указанное подтверждается должностными обязанностями концертмейстера, а так же справкой за подписью директора ГБОУ СПО «Махачкалинское музыкальное училище им. Г.А. Гасанова» от ДД.ММ.ГГГГ , где указано, что на основании тарификационных списков она имела педагогическую нагрузку 1988 год – 150 часов, 1989 год – 150 часов.

Также, в соответствии с приложением № 5 к Приказу Министерства Просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий», в котором указан Перечень учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время и работа в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения. В графе – наименование учебных заведений, учреждений и организаций – значится средние специальные учебные заведения, в графе – наименование должностей – значится концертмейстеры.

Поэтому, с учетом положений ст.ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период моей работы в должности концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (9 л. 11 м. 7 д.) должен быть включен в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Также считает, что комиссией ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, неправомерно, из стажа педагогической деятельности исключены период прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 д.).

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, п.3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поэтому, с учетом положений ст.ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, указанный период нахождения в учебном отпуске подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, (Определение Верховного Суда РФ № 14-В06-34).

Также, в соответствии с требованиями ст. 196 ТК РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является одним из условий выполнения работником определенных видов деятельности.

Обязательным условием выполнения работником работы педагога является наличие категории. При направлении работника на повышение квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

За период нахождения её на курсах повышения квалификации, за нею сохранялась заработная плата, следовательно, уплачивались страховые взносы необходимые для исчисления страхового стажа, что является основанием для включения этих периодов в страховой стаж.

Так же считает, что комиссией ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, неправомерно, из стажа педагогической деятельности исключены период ее работы в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Гимназия» , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 мес. 1 д.), как работа на неполную ставку.

Работая в должности учителя русского языка и литературы в указанный период времени на 0,95 ставки, приказом директора МОУ «Гимназия №1» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за ей была установлена учебная нагрузка – 0,05 ставки педагога дополнительного образования.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в котором в графе – наименование должностей, в п.2 указана должность – педагог дополнительного образования, а в графе – наименование учреждений – общеобразовательное учреждение – гимназия.

То есть, работая в должности учителя русского языка и литературы в указанный период времени на 0,95 ставки и выполняя в этот же период работы работу педагога дополнительного образования на 0,05 ставки, она работала педагогом фактически на полную ставку.

Поэтому, при включении в её педагогический стаж вышеуказанных периодов работы, незаконно исключенных ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, согласно протоколу комиссии, стаж её работы на момент обращения, составляет более 25 лет.

Просит суд: признать протокол отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за - незаконным.

Признать за нею право на досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края зачесть в педагогический стаж период её работы в качестве концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (9 л. 11 м. 7 дн.).

Обязать ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края зачесть в педагогический стаж период её работы в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Гимназия» № 1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 м. 1 д.).

Обязать ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края зачесть в педагогический стаж периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (20 дн.).

Обязать ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании, истица Алпеева Е.И. на иске настаивает, по основаниям в нём изложенным.

Представитель ответчика – Литовченко О.А., иск не признала, считая его необоснованным, по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 года (далее по тексту Закон) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом согласно пункту 2 вышеуказанной статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Наименование типа и вида учреждения должно соответствовать разделу «Наименование учреждения», наименовании должности разделу «Наименование должности».

Установление типа и вида учреждения производится на основании наименования образовательного учреждения, т.к. в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно правовую форму. Право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью предоставлено только работникам организационно-правовых структур, являющихся по статусу учреждением. После даты введения в действие главы IV Гражданского кодекса Российской Федерации, 08.12.1994 г., о регистрации и перерегистрации учреждений, все учреждения должны быть зарегистрированы как юридические лица. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, свою печать, устав и т.д..

На основании пункта 4 Правил № 781, выполнявшиеся до 01 сентября 2000 г. периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), начиная с 01 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие другие периоды, в том числе периоды отсутствия на работе в связи с прохождением курсов повышения квалификации, учебных отпусков и периоды нахождения в командировках, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.

Правилами № 516, а также Правилами № 781, не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов отпуска без сохранения заработной платы, периодов прохождения курсов повышения квалификации, периодов учебных отпусков, поэтому такие периоды не могут быть засчитаны в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При этом, за периоды работы граждан до 01.11.1999 применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее – Список № 463), а за периоды работы граждан после 01.11.1999 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 (далее – Список № 1067).

Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781.

С учетом вышеизложенного, при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781, в том числе и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, не подлежит включению в педагогический стаж периоды работы: с 15.08.1980 г. по 21.07.1990 г. (9 л. 11 м. 7 д.) - работа в Махачкалинском музыкальном училище в должности концертмейстера, так как указанная должность не предусмотрена в разделе « Наименование профессии» Списков № 463, № 1067, № 781; периоды прохождения курсов повышения квалификации: - с 05.01.2004 г. по 24.01.2004 г. (20 д.); работа на не полную ставку: с 01.09.2010 г. по 31.03.2011 г. (7 м. 1 д.)- педагогическая нагрузка 0.94 ставки, условие противоречит требованиям пункта 4 Правил № 781.

С учетом вышеизложенного, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на дату подачи заявления – 20.10.2011 г. составляет 18 лет 11 месяцев 16 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем, Алпеевой Е.И. было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как на дату обращения в Управление ею не был выработан необходимый педагогический стаж.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 28, предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу части 3 статьи 28 данного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 27 Закона, предусматривающей «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии», пункт 1 дополнен подпунктами 16 – 21, из них, пунктом 19, предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 28 предусмотрено, что положения подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.

Положение абзаца второго пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации, 29 октября 2002 года, издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанные Списки и Правила также внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 N 449, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

Управлением, при рассмотрении заявления Алпеевой Е.И. было установлено, что педагогический стаж заявительницы, на дату её обращения в Управление, составляет 18 лет 11 месяцев 16 дней.

Как следует из представленных материалов, решением Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за , заявительнице было отказано во включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы, которые оспаривает истица:

- в качестве концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (9 л. 11 м. 7 дн.).

- в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Гимназия» № 1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 м. 1 д.).

- период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (20 дн.).

Суд, рассматривает обоснованность решения ответчика с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, согласно которому, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года, могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При назначении пенсии, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст.27 Закона, в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа).

По мнению заявительницы, отказ Управления Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за , нарушает её право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ, Алпеева Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, (том 1 л.д.11);

Согласно Свидетельству о заключении брака , выданному ДД.ММ.ГГГГ, Ленинским райЗагсом г.Махачкалы ДАССР, был зарегистрирован брак между ФИО1 и Катасоновой Е.И., с присвоением последней фамилии – Алпеева, (том 1 л.д.17).

Согласно Диплому , датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ, выданному на имя Катасоновой Е.И., последняя в 1976 году поступила в Махачкалинское музыкальное училище и в 1980 году окончила полный курс названного училища по специальности «фортепиано», с присвоением ей квалификации: «преподаватель ДМШ, концертмейстер», (том 1 л.д. 20).

Согласно Диплому , датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ, выданному на имя Катасоновой Е.И., последняя в 1981 году поступила в Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина, и, в 1987 году окончила полный курс названного университета по специальности: «русский язык и литература», с присвоением ей квалификации - «преподавателя филолога», (том 1 л.д. 39).

Изложенное свидетельствует о наличии специального образования у истицы, позволяющего осуществлять педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно записям трудовой книжки, датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, на имя Алпеевой (до заключения брака – Катасоновой ) Е.И., имеющих отношение к спорным периодам, (том 1 л.д. 14-16):

истица, с ДД.ММ.ГГГГ, принята на работу в качестве концертмейстера в Махачкалинское музыкальное училище, и, с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности по собственному желанию, (записи );

с ДД.ММ.ГГГГ, истица принята учителем русского языка и литературы в гимназию № 1 с.Красногвардейского, где продолжает работать по настоящее время (записи №).

Алпеевой Е.И., не был засчитан в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 11 месяцев 7 дней), в качестве концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище, поскольку, как указано в протоколе заседания комиссии ответчика, такая должность не предусмотрена Списком.

Суд находит, что спорный период работы истицы в должности концертмейстера должен быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, так как концертмейстер осуществляет педагогическую деятельность.

В соответствии с действующей в спорный период Инструкцией о порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 года N 2, в педагогический стаж работы засчитывалась работа в качестве концертмейстера (пп. "ж" п. 5 приложения 6).

Кроме того, приложением N 2 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620 предусматривалась выплата соответствующих ставок, в том числе учителям, концертмейстерам за преподавательскую работу (абзац 1 пункта 2). В приложении N 1 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года N 1057 отдельным категориям педагогических работников, в том числе концертмейстерам, были установлены повышенные ставки заработной платы.

Исходя из вышеизложенного, суд находит, что должность концертмейстера в спорный период, Советом Министров СССР была отнесена к педагогическим должностям.

В последующем данное положение было закреплено также в подпункте "н" пункта 5 приложения N 6 "О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" приказа Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94.

В спорный период работы Алпеевой Е.И. в качестве концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397. В п. 2 раздела "Наименование учреждений и организаций" имеются техникумы и другие средние специальные учебные заведения (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и др.).

Согласно справке за от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ «Махачкалинское музыкальное училище им.Г.А.Гасанова», Алпеева Е.И., действительно работала в Махачкалинском музыкальном училище в качестве концертмейстера, с <данные изъяты>, приказ от ДД.ММ.ГГГГ, по <данные изъяты>, приказ от ДД.ММ.ГГГГ

На основании тарификационных списков имела педагогическую нагрузку 150 пед.часов.

Махачкалинское музыкальное училище переименовано в ГУ «Махачкалинское музыкальное училище им.Г.А.Гасанова» ДД.ММ.ГГГГ, приказ на основании Постановления Правительства Р.Д. от 28.01.2004 года за № 16.

Изложенное позволяет суду сделать вывод, что по делу бесспорно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 11 месяцев 7 дней), истица работала в специальном учебном заведении - Махачкалинском музыкальном училище.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 "Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию".

Данное условие в рассматриваемом споре выполнено. Так, 2/3 от требуемого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности, составляет 16 лет и 8 месяцев.

Зачтенный ответчиком педагогический стаж работы истицы в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 18 лет 11 месяцев 16 дней, что больше 16 лет и 8 месяцев, установленных пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, за периоды, начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих двух условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067.

Истица, имея стаж 18 лет 11 месяцев 16 дней, что больше 16 лет и 8 месяцев, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в муниципальном образовательном учреждении «Гимназия № 1» с.Красногвардейского, Красногвардейского района Ставропольского края в должности учителя русского языка и литературы, т.е. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Поскольку указанные условия выполнены применительно к трудовой деятельности истицы, то период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 11 месяцев 7 дней), в Махачкалинском музыкальном училище, в качестве концертмейстера подлежит включению в ее педагогический стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы истицы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище, общей продолжительностью 9 лет 11 месяцев 7 дней, подлежат включению в педагогический стаж истицы.

Решением Управления, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173, в соответствии со Списком № 781, в педагогический стаж истицы не включен период прохождения курсов повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), в период работы в должности учителя русского языка и литературы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 1», что не соответствует требованиям закона.

В соответствие со ст.196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, и в данном случае, повышение квалификации с отрывом от производства по направлению работодателя являлось обязанностью, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.

Истица была направлена на курсы повышения квалификации приказом пункт 2 от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки директора МОУ «Гимназия №1» (том 1 л.д.22), и за нею, в соответствии с трудовым законодательством сохранялась средняя заработная плата, и уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, в связи с чем, за нею должно сохраняться право на включение указанного периода для досрочного назначения трудовой пенсии.

Таким образом, истица имеет право на зачет спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Оценивая представленные суду доказательства, суд также исходит из данных записей в трудовой книжке заявителя, учитывая, что книжка установленного образца, в соответствии со ст.66 Трудового Кодекса РФ, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

При этом, суд находит обоснованным отказ Управления включить в педагогический стаж дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период работы истицы в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Гимназия» № 1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 м. 1 д.), на не полную ставку, учитывая, что педагогическая нагрузка составляла 0.94 ставки, что противоречит требованиям пункта 4 Правил № 781.

На основании пункта 4 Правил № 781, выполнявшиеся до ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), начиная с ДД.ММ.ГГГГ – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Доводы истицы о возложении на нее в этот период времени нагрузки 0,05 ч по должности педагога дополнительного образования, суд находит не основанными на Законе.

Такая должность была включена в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, но право на пенсию за выслугу лет согласно данному Списку имели только педагоги дополнительного образования, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей.

Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Таким образом, должность педагога дополнительного образования в школе, что имеет место быть в данном случае, не дает право на включение в льготный стаж периода работы в указанной должности. Периоды работы в должности педагога дополнительного образования включаются в специальный стаж для назначения пенсии в том случае, если они протекали в учреждениях дополнительного образования (внешкольных учреждениях).

Период работы истицы в должности педагога дополнительного образования при совмещении с должностью учителя русского языка и литературы в МОУ «Гимназия» № 1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 м. 1 д.), не может быть включен в специальный стаж в связи с тем, что МОУ «Гимназия №1», не является учреждением дополнительного образования, работа в котором в должности педагога дополнительного образования, может быть зачтена как педагогический стаж, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в этой части, в удовлетворении требований истице необходимо отказать.

С учетом зачета спорных периодов работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 11 месяцев 7 дней), в Махачкалинском музыкальном училище, в качестве концертмейстера, и, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней) прохождения курсов повышения квалификации, в период работы учителем русского языка и литературы, в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 1, стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составляет более 25 лет.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года N 392-О, от 18 апреля 2006 года N 83-О и от 21 декабря 2006 года N 584-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к числу которых относится заявительница.

В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Принимая во внимание, что ст.39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, а законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, отказ Управления о досрочном назначении трудовой пенсии Алпеевой Е.И., согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, суд считает незаконным.

Суд приходит к выводу о том, что с учётом зачета в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, на период обращения Алпеевой Е.И. с заявлением, стаж её работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей составляет более 25 лет, предусмотренных Законом.

Таким образом, Алпеевой Е.И. выработан требуемый 25 летний стаж педагогической работы в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии со статьёй 19 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления, днём приема заявления Алпеевой Е.И. назначении пенсии, является ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право Алпеевой Е.И. на досрочное назначение ей трудовой пенсии, предусмотренное ст.39 Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 39, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 7 подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Алпеевой Е.И. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании права на досрочную пенсию – удовлетворить в части.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края включить Алпеевой Е.И., в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 11 месяцев 7 дней), в качестве концертмейстера в Махачкалинском музыкальном училище;

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края включить Алпеевой Е.И. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (20 дней) в период работы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 1, в должности учителя русского языка и литературы.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края назначить Алпеевой Е.И., досрочную пенсию по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с момента обращения с заявлением, с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска, а именно, в части требований о включении Алпеевой Е.И. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периода работы в должности учителя русского языка и литературы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 1 день) – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края, в течение одного месяца, со дня принятия в окончательной форме, начиная с 19 июня 2012 года.

Судья: Т.В. Самойлова