Решение № 2-326/2012 ~ М-292/2012 от 09.07.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

«09» июля 2012 года с. Красногвардейское

Ставропольского края.

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,

при секретаре – Жерновой Н.В.,

с участием:

истца – Литовченко А.В.,

ответчика – представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края Литовченко О.А., действующей на основании доверенности № 3 от 23.01.2012, действительной до 31.12.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Литовченко А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения государственного органа незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Литовченко А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края) о признании решения государственного органа незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что в настоящее время она работает в должности медицинской сестры физиокабинета в Привольненской участковой больнице МУЗ «Красногвардейская центральная районная больница».

Её трудовой стаж включает должности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии с п. 1. п.п. 11 ст. 28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют граждане, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Однако в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа.

Согласно протокола решения ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж лечебной деятельности не включены периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 м.) в должности медрегистратора в Ставропольском краевом противотуберкулёзном диспансере, т.к. указанная должность не предусмотрена Списком ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 л. 1 м. 16 д.) в должности медицинской сестры в Доме Ветеранов колхоза им. Свердлова, так как Дом Ветеранов колхоза не является учреждением здравоохранения или же учреждением социального обслуживания.

По решению комиссии в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежат зачету периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1м. 13д.) в должности медицинской сестры Краевого врачебно-физкультурного диспансера;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 9м. 18д.) в должности участковой медицинской сестры Ставропольского краевого противотуберкулёзного диспансера;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 8м. 1д.) в должности медицинской сестры Привольненской участковой больницы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9л. 8м. 6д.) в должностях медицинской сестры, медицинской сестры кабинета Привольненской участковой больницы.

В обоснование своего решения ГУ – УПФ РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края приводит в своем протоколе следующий текст: «Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктов пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173 – ФЗ исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее – постановление от 06.09.1991 № 464), а за периоды работы после 01.11.1999 – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (далее – Список № 1066 и Правила № 1066)».

Отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии считает незаконным по следующим основаниям.

Данное постановление не даёт руководство производить исчисление досрочной пенсии в соответствии с постановлениями СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464 и Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации 29.01.2004 явилась норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отменившая льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и, исключив из него некоторые период общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, чем законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил её на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что у таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Данным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма в пункте 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, даже если эти права приобретены до 1 января 2002 года.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 № 11-П содержит указания о невозможности ухудшения положения граждан, осуществлявших педагогическую, лечебную либо творческую деятельность и имевших на момент введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» на 1 января 2002 года стаж, необходимый для установления пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста, что несовместимо с требованиями статей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Это же Постановление № 11-П предусматривает, что во избежание неравенства в сфере пенсионного обеспечения, которое ведёт к несоразмерному ограничению конституционных прав этих лиц на социальное обеспечение, периоды работы в учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определённый в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того в этом Постановлении № 11-П указано, что Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических, медицинских работников.

Данным Постановлением подпункты 10, 11, 12 пункта 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации в части ограничений при назначении досрочной пенсии гражданам, осуществляющим педагогическую, лечебную, творческую деятельность.

Что касается её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 м.) в должности медрегистратора в Ставропольском краевом противотуберкулёзном диспансере, то Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а в частности раздел «Наименование должностей» предусматривает должности «Среднего медицинского персонала».

Должность медрегистратора, она считает, относится к категории среднего медицинского персонала и моя деятельность в этой должности была связана с охраной здоровья населения.

Что касается периода её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11л. 1м. 16д.) в должности медицинской сестры в Доме Ветеранов колхоза им. Свердлова, то вышеупомянутый Список № 781 в разделе «Наименование учреждений», кроме прочих наименований содержит в п. 31 наименования учреждений социального обслуживания: - «дом - интернат для престарелых инвалидов», «специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов». В данном случае Дом Ветеранов колхоза не являлся учреждением здравоохранения, но являлся учреждением социального обслуживания, в нём проживали и содержались именно престарелые граждане, в том числе инвалиды и ветераны. Наименование учреждения не может являться основанием для ограничения её права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В эти спорные периоды работы она выполняла деятельность по охране здоровья населения и лечебную деятельность по охране здоровья населения, что является одним из необходимых условий в досрочном назначении трудовой пенсии.

Статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 указано: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т. д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если oни объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерными». Её вины в неправильности или неточности записей профессии нет.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российское Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Просит:

признать протокол решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края об отказе ей в назначении ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения незаконным.

Зачесть периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 м.) в должности медрегистратора в Ставропольском краевом противотуберкулёзном диспансере; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 л. 1 м. 16д.) в должности медицинской сестры в Доме Ветеранов колхоза им. Свердлова при назначении ей досрочной трудовой пенсии.

Обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края.

Обязать ответчика при подсчёте её стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости применить коэффициент 1 и 3, когда год работы в сельской местности или в посёлке городского типа засчитывается в стаж работы как год и 3 месяца.

В судебном заседании истец настаивает на своём иске, ответчик иск признаёт в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, – периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 м.) в должности медрегистратора в Ставропольском краевом противотуберкулёзном диспансере в соответствии с положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в остальной части – иск не признаёт.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в разделе «Наименование должностей» прямо предусмотрена должность – медицинская сестра, а в разделе «Наименование учреждений» (31) учреждения социального обслуживания, где содержатся – дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места.

Истица Литовченко А.В. работала в должности медицинской сестры в Доме Ветеранов колхоза имени Свердлова, который не может быть отнесён ни к медицинскому учреждению, ни к учреждению социального обслуживания, которые были бы предусмотрены Списком № 781.

Усматривается, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 № 449).

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом их конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в служебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела следует, что Литовченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ – УПФ по Красногвардейскому району с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения установленного законом возраста в связи с осуществлением медицинской деятельности на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно архивной справки архивного отдела администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , из протокола заседания правления СХП «Привольное» от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены должностные обязанности медицинской сестры дома ветеранов.

Однако этот документ не подтверждает, что работа медсестры в названном учреждении сопряжена с неблагоприятным воздействием различных факторов.

Истицей Литовченко А.В. не предоставлено никаких учредительных документов Дома Ветеранов колхоза имени Свердлова (не предоставлен Устав колхоза имени Свердлова), где бы просматривалось, что данное учреждение создано на безе колхозно-кооперативной собственности для достижения уставных целей по предоставлению гражданам медицинской помощи и социального обслуживания престарелых и инвалидов. Не установлено, что данное учреждение является медицинским учреждением.

Не предоставлено доказательств, подтверждающих, что учреждению дано право на осуществление медицинской деятельности и социального обслуживания престарелых и инвалидов, что это учреждение соответствует статусу социального учреждения: дом – интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места.

Согласно материалам дела не усматривается, что Дом Ветеранов колхоза им. Свердлова является учреждением для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения колхоза им. Свердлова и впоследствии СХП «Привольное» Красногвардейского района Ставропольского края. Более того, в Красногвардейском районе Ставропольского края существовал и существует Дом для престарелых и инвалидов с. Преградное Красногвардейского района Ставропольского края.

Из показаний свидетелей ФИО3, ФИО1 и ФИО2 не представляется возможным установить, что функциональные обязанности истицы как медицинской сестры и категория обслуживаемых больных в Доме Ветеранов были тождественны функциональным обязанностям медицинской сестры, осуществляющей лечебную и иную деятельность в соответствующих учреждениях для престарелых и инвалидов, предусмотренных Списком № 781, поскольку согласно статья 60 ГПК Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При рассмотрении данного спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять только показания свидетелей в качестве допустимого доказательства для определения вида учреждения, типа, направления его деятельности, её целей и задач, характера работы и лицензирование его деятельности, разрешающей осуществление медицинской деятельности.

На основании вышеизложенного, с учётом зачёта в стаж периода её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 м.) в должности медрегистратора в Ставропольском краевом противотуберкулёзном диспансере, как признаёт ответчик в силу положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, а такое признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд пришел к выводу о том, что у истицы не имеется 25 лет (30 лет) специального стажа по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи с чем она в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 не имеет право на получение досрочной трудовой пенсии. Её стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 12 лет 04 месяца 06 дней в сельской местности (при требуемом – 25 лет) и 18 лет 07 месяцев 14 дней в сельской местности и в городах (при требуемом – 30 лет). К засчитанному периоду нельзя применить коэффициент 1:3, так как деятельность протекала в городской местности, поэтому в удовлетворении этой части исковых требований необходимо также отказать.

С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание положение ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд не может обязать ответчика назначить истице Литовченко А.В. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требования истицы подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Литовченко А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения государственного органа незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, – удовлетворить в части.

Зачесть период работы Литовченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6м.) в должности медрегистратора в Ставропольском краевом противотуберкулёзном диспансере в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В остальной части иска Литовченко А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения государственного органа незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно:

признать протокол решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения незаконным;

зачесть период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11л. 1м. 16 д.) в должности медицинской сестры в Доме Ветеранов колхоза им. Свердлова села Привольного Красногвардейского района Ставропольского края при назначении ей досрочной трудовой пенсии;

обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края;

обязать ответчика при подсчёте её стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости применить коэффициент 1 и 3, когда год работы в сельской местности или в посёлке городского типа засчитывается в стаж работы как год и три месяца к указанному периоду, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца, начиная с 16.07.2012.

Судья: Л.В. Гетманская.