РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 26 июля 2012 года. с. Красногвардейское. Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: судьи Кулеш В.В. при секретаре Селютиной Е.П. с участием: заявителя Григорьян Б.Л. представителя Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю Новикова Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Григорьян Б.Л. о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца УСТАНОВИЛ: Григорьян Б.Л. обратился в суд с заявлением о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца, указывая, что в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.ст. 254,255 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного, самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Он, Григорьян Б.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обращается в суд с жалобой на действия Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю. Незаконные действия должностных лиц вышеуказанного органа выражаются в следующем: Переехав из города Баку в село Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края из-за армяно-азербайджанского конфликта, он в апреле 1991 года обратился к специалисту Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю за оформлением документов для получения статуса вынужденного переселенца. При приёме им были предъявлены: паспорт, военный билет, трудовую книжку, памятку лист - беженца (копии прилагаются). В Баку он вынужден был оставить двухкомнатную квартиру, все свои вещи. Специалист Миграционной службы устно объяснила ему, что для оформления соответствующих документов ему необходимо получить прописку в Красногвардейском районе Ставропольского края. ДД.ММ.ГГГГ он прописался по <адрес> № в селе. <адрес> у знакомой ФИО1. В марте 1992 года он вновь обратился к специалисту Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу выдачи ему удостоверения вынужденного переселенца. Однако, на учёт он не был поставлен в связи с тем, что он не имел гражданство Российской Федерации. С марта 1992 года по июнь 1992 года он оформлял гражданство Российской Федерации. После получения гражданства Российской Федерации, он вновь обратился к специалисту Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу выдачи ему удостоверения вынужденного переселенца. Однако ему в выдаче удостоверения вынужденного переселенца было отказано в связи с пропуском срока для обращения с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем. Но его ранее никто не предупреждал об этом сроке и пропустил он его не по своей вине, а так как добросовестно исполнял указания должностного лица Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю. С 1992 года по настоящее время он за защитой и восстановлением своих нарушенных прав обращался в самые различные инстанции, но всё безрезультатно. Своего жилья он не приобрёл. Своими неправомерными действиям должностные лица Территориального органа Минфедерации в Ставропольском крае, а после его реорганизации Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю лишили его возможности получить жильё, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года № 845 как вынужденному переселенцу, так как своевременно не разъяснили порядок и сроки его обращения за получением соответствующего статуса, последствия несоблюдения установленных законодательством сроков. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 одной из основных задач Федеральной миграционной службы России являются исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев. ФМС России организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации. В 2005 году произошли изменения в системе федеральных органов исполнительной власти, и в настоящее время вопросами выдачи удостоверений вынужденного переселенца занимаются управления Федеральной миграционной службы субъектов Российской Федерации. Он считает, что срок для обращения с заявлением о получении удостоверения вынужденного переселенца он пропустил не по своей вине, а по вине специалистов государственных органов. Действия, а также бездействия по отношению к нему со стороны указанных органов повлекли нарушение его прав и свобод гражданина, созданы препятствия для их осуществления. Ему известно, что он пропустил сроки обращения в суд с жалобой на действия государственного органа, но до настоящего времени он пытался восстановить свои нарушенные права путём обращения в вышестоящие и различные по подчиненности органы, а также в этот период времени получал информацию об обжалуемых действиях и их последствиях, и с учётом вышеизложенного, прошу суд признать эти причины уважительными и пропущенный срок восстановить. Заявитель Григорьян Б.Л. просит: 1. восстановить ему срок для обращения в суд с заявлением о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложитении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца; 2. признать действия Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по не предоставлению ему, Григорьян Б.Л., статуса вынужденного переселенца незаконными; 3. обязать Управление Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю признать его, Григорьян Б.Л., вынужденным переселенцем и выдать ему удостоверение вынужденного переселенца. В судебном заседании заявитель Григорьян Б.Л. настаивает на удовлетворении заявленных требований. Представитель Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю Новиков Е.Г. считает заявление Григорьян Б.Л. о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконным и необоснованным по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением по делам миграции ГУВД Ставропольского края в адрес заявителя Григорьян Б.Л. было направлено разъяснительное письмо, в котором указывалось, что ходатайство о предоставлении статуса вынужденного переселенца или беженца в Управлении по делам миграции ГУВД Ставропольского края на имя Григорьян Б.Л. зарегистрированным не значится, заявителем пропущены сроки обращения на предоставление статуса вынужденного переселенца. Указом Президента Российской Федерации № 928 от 19 июля 2004 года утверждено Положение о Федеральной миграционной службе. В данном Указе Президента Российской Федерации и в Положении о Федеральной миграционной службе отсутствуют ссылки о реорганизации МВД Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.58,59 Гражданского Кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица возникает универсальное правопреемство, в данном случае Федеральная миграционная служба является вновь созданным юридическим лицом – органом исполнительной власти Российской Федерации, не являющимся правопреемником МВД Российской Федерации. 2 декабря 2005 года Приказом директора Федеральной Миграционной службы России № 150 утверждено Положение об Управлении Федеральной Миграционной службы. Следовательно, Управление Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю не осуществляло и не имело полномочий осуществлять действия по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца до 2005 года. В соответствии с ч.1 ст. 256 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Следовательно, заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие факт его обращения в Управление Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу признания его вынужденным переселенцем и им пропущен срок для обжалования действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца. Требования Григорьян Б.Л. о признании действий государственного органа незаконными, подлежат оставлению без удовлетворения. Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Григорьян Б.Л., представителя Управление Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю, приходит к следующему. В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В силу ч. 1 ст.254 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. На основании ст. 256 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. П 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 № 3) разъясняет, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, частью 2 статьи 441 ГПК РФ, статьей 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", статьей 357 ТК РФ, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О беженцах", пунктом 4 статьи 7 и пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О вынужденных переселенцах"). Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, в апреле 1991 года заявитель Григорьян Б.Л. после переезда на постоянное место жительства из города Баку Республики Азербайджан в село Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края обратился к специалисту Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю за оформлением документов для получения статуса вынужденного переселенца. Специалистом Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю Григорьян Б.Л. в устной форме был дан ответ о необходимости получения регистрации в Красногвардейском районе Ставропольского края. ДД.ММ.ГГГГ Григорьян Б.Л. был зарегистрирован по <адрес> № в селе <адрес>. В марте 1992 года он вновь обратился к специалисту Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу выдачи ему удостоверения вынужденного переселенца. Однако, Григорьян Б.Л. на учёт не был поставлен в связи с тем, что он не имел гражданства Российской Федерации. С марта 1992 года по июнь 1992 года Григорьян Б.Л. оформлял гражданство Российской Федерации. После получения гражданства Российской Федерации, Григорьян Б.Л. вновь обратился к специалисту Управления Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу выдачи ему удостоверения вынужденного переселенца. Однако Григорьян Б.Л. в выдаче удостоверения вынужденного переселенца было отказано в связи с пропуском срока для обращения с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем. С 1992 года по настоящее время Григорьян Б.Л. за защитой и восстановлением своих нарушенных прав обращался в самые различные инстанции, но данный вопрос не был разрешён органами, рассматривавшими жалобы Григорьян Б.Л. В судебном заседании установлено, что о нарушении своих прав, связанных с пропуском срока для получения удостоверения вынужденного переселенца Григорьян Б.Л. узнал в 1992 году. С 1992 года по ДД.ММ.ГГГГ, день обращения в суд с заявлением о признании действий государственного органа незаконным, то есть в течение 20 лет, Григорьян Б.Л. тяжёлой болезнью не болел, в беспомощном состоянии не находился, за пределы Российской Федерации не выезжал, в этот период стихийных бедствий на территории Ставропольского края не происходило, орган, действия которого заявителем обжалуются прекратил своё существование, заявителем Григорьян Б.Л. предпринимались меры для обращения в различные органы за защитой своих прав, однако обращение в государственные органы за защитой своих прав не приостанавливает течение трёхмесячного срока, установленного ст. 256 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации для обращения в суд с заявлением о признании действий государственного органа незаконными. Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Григорьян Б.Л. по неуважительным причинам пропущен трёхмесячного срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и заявление Григорьян Б.Л. о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца подлежит оставлению без удовлетворения, в связи с пропуском им по не уважительным причинам срока для обращения в суд с заявлением о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца. В соответствии с п. 4 ч.2 ст.1 Закона Российской Федерации от 19февраля1993года N4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в редакции Федеральных законов от 20.12.1995 N 202-ФЗ, от 7.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 16.10.2010 N 274-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П, Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Согласно п.2 ч.1 ст.2 указанного Закона Российской Федерации от 19февраля1993года N4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации. Григорьян Б.Л., являясь гражданином бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики Азербайджан, входившей в состав СССР, в 1991 году переехал на постоянное место жительства в село Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края и постоянно проживая на территории Российской Федерации в 1992 году, то есть по истечении двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства в городе Баку Республики Азербайджан, обратился в Управление Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю по вопросу выдачи ему удостоверения вынужденного переселенца. Управление Федеральной Миграционной службы по Ставропольскому краю рассмотрев заявление Григорьян Б.Л. о выдаче ему удостоверения вынужденного переселенца и учитывая, что срок, установленный Законом Российской Федерации от 19февраля1993года N4530-1 «О вынужденных переселенцах» Григорьян Б.Л., правомерно отказало ему в выдаче удостоверения вынужденного переселенца. Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о необоснованности поданного Григорьян Б.Л. заявления о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца и его заявление подлежит оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 17, 45, 46 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19февраля1993года N4530-1 «О вынужденных переселенцах», ст.ст. 194-198, 254,255,256 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Григорьян Б.Л. о признании действий государственного органа об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца незаконными, возложении обязанности на государственный орган о признании его вынужденным переселенцем и выдаче удостоверения вынужденного переселенца оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административный состав судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Судья Кулеш В.В.