Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. «01» августа 2012 года с. Красногвардейское Ставропольского края. Красногвардейский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего – судьи Гетманской Л.В., при секретаре – Жерновой Н.В., с участием: заявителя – прокурора – помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Ивахненко О.А., органа, бездействие которого оспаривается, – директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Фаткиной Т.Г., представителя отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Шатохина О.П., действующего на основании доверенности № 62 от 01.08.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в защиту прав неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации), установил: Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации), указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения безопасности учебного процесса. Проверкой выявлен ряд нарушений федерального законодательства, допущенных в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с.Красногвардейского Красногвардейского района (далее – МОУ ДОД «ЦДТ»), требующих немедленного устранения. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон Российской Федерации 3266-1), образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации № 3266-1, к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации № 3266-1, образовательное учреждение несет в установленном законодательством, Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. В силу ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с пунктом 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», наряду с Правилами пожарной безопасности, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно инструкции № СО 153-34.21.122-2003 по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280 (далее – инструкция), все виды зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности должны быть оборудованы устройствами молниезащиты. В соответствии с пунктом 3.1 инструкции, комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система – МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. Согласно таблице 2.1 инструкции, удар молнии в здание МОУ ДОД «ЦДТ» может привести к отказу электроснабжения, вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий. Данное заявление подается в защиту прав неопределенного круга лиц, так как образовательное учреждение посещают лица, чей круг может меняться в течение учебного года, а также родителей и близких родственников подопечных, круг которых не определен. Кроме того, данное заявление подаётся в защиту прав детей, находящихся в образовательном учреждении, так как в силу своего несовершеннолетия и отсутствия специальных познаний в области права, последние не имеют возможности самостоятельно защищать свои права в сфере пожарной безопасности. В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит: 1. Признать незаконным бездействие МОУ ДОД «Центр детского творчества» с.Красногвардейского Красногвардейского района, выразившееся в непринятии мер по устройству молниезащиты образовательного учреждения. 2. Обязать директора МОУ ДОД «Центр детского творчества» с.Красногвардейского Красногвардейского района в срок до 01.11.2012 принять исчерпывающие меры по устройству средств молниезащиты здания школы. В судебном заседании заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований, представители не возражают против удовлетворения заявленных требований, поскольку действительно в образовательном учреждении для детей отсутствуют средства молниезащиты здания. Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, изучив материалы дела, пришёл к убеждению об удовлетворении заявленных требований. Заявленные требования прокурора района подлежат удовлетворению, поскольку они законны и обоснованны, подтверждены собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами. Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации № 3266-1, к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации № 3266-1, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. В силу ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с пунктом 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», наряду с Правилами пожарной безопасности, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно инструкции № СО 153-34.21.122-2003 по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280 (далее – инструкция), все виды зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности должны быть оборудованы устройствами молниезащиты. В соответствии с пунктом 3.1 инструкции, комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система – МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. Согласно таблице 2.1 инструкции, удар молнии в здание учреждения может привести к отказу электроснабжения, вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий. Согласно сообщения отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от 05.07.2012 № 01-10/472, имеются сведения о том, что в образовательных учреждениях Красногвардейского муниципального района Ставропольского края громоотводы не установлены. Указанные фактические обстоятельства дела дают основания полагать, что в результате бездействия руководителя образовательного учреждения нарушаются права и свободы несовершеннолетних детей, и основания для удовлетворения судом законных требований прокурора района. Руководствуясь Федеральным законом от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 194 – 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в защиту прав неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (в порядке ст. 45 ГПК РФ) – удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с. Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, выразившееся в не принятии мер по устройству молниезащиты образовательного учреждения. Обязать директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с. Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края в срок до 01.11.2012 принять исчерпывающие меры по устройству средств молниезащиты здания детского сада. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы или представления прокурора через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца. Судья: Л.В. Гетманская.