Решение № 2-366/2012 ~ М-332/2012 от 24.07.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года с. Красногвардейское

Ставропольский край

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе председательствующего - судьи Самойловой Т.В.,

с участием: представителя истца прокурора Крас­ногвардейского района Став­ропольского края, в лице помощника прокурора Крас­ногвардейского района Став­ропольского края Ивахненко О.А.,

ответчика Медведева А.И.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Медведева И.А.,

представителя органа опеки и попечительства отдела образования админист­рации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края главного специалиста – Мирошниченко Н.Н., (доверенность от 12.01.2012 года № 02-11/20),

при секретаре: Михайловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах несовершеннолетнего Медведева И.А. к Медведеву А.И. о компенсации морального вреда, причиненного преступле­нием.

установил:

Прокурор Красногвардейского района Ставро­польского края обратился в рай­он­ный суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего Медведева И.А. к Медведеву А.И. о компенсации мораль­ного вреда, причиненного преступлением, указав, что приговором мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского района Ставропольского края от 13.10.2011 года (так написано в исковом заявлении) Медведев А.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 200 часов обязательных работ.

Судом, бесспорно, установлено, что Медведев А.И., являясь отцом несовершен­нолетнего Медведева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащим образом исполнял обязанности по воспитанию сына, жестоко обращался со своим несовершеннолетним сыном, причиняя ему физиче­скую боль путем нанесения побоев.

Таким образом, ответчик своими вышеуказанными действиями причинил Медведеву И.А. физическую боль, нравственную и душевную травму, т.е. нанес фи­зический и моральный вред. Указанные обстоятельства подтверждаются материа­лами уголовного дела.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвер­гаться пыткам, насилию, другому жестокому ли унижающему человеческое досто­инство обращению или наказанию. Своими действиями Медведев А.И. нарушил указанные права несовершеннолетнего Медведева И.А., а также его право на лич­ную неприкосновенность, предусмотренную ст. 22 Конституции Российской Феде­рации.

Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также, в других случаях, предусмотренных законно, суд может возложить на нарушителя обязан­ность денежной компенсации указанного вреда.

Являясь несовершеннолетним, Медведев И.А. в силу возраста не способен защи­тить свои права и законные интересы в суде, что в соответствии со ст. 45 Граж­дан­ского процессуального кодекса Российской Федерации дает прокурору право на обращение в суд с иском о компенсации причиненного ему морального вреда.

Просит суд: Взыскать с Медведева А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего <адрес> в пользу несовершеннолетнего Медведева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию причиненного морального вреда в размере 5000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Ставропольского края поддержал исковое заявление и просил требования удовле­творить.

Ответчик Медведев А.И. согласно представленному заявлению исковое заяв­ление прокурора Красногвардей­ского района, признает, находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Медведев И.А., пояснил, что требования указанные в заявлении подлежат удовле­творению.

Представитель органа опеки и попечительства отдела образования админист­рации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Мирошниченко Н.Н., что она не возражает удовлетворить заявленные требования, так как считает их обоснован­ными и законными.

Выслушав прокурора, ответчика, третье лицо, не заявляющее самостоятель­ных требований на предмет спора, представителя органа опеки и попечительства от­дела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, ис­следовав ма­те­риалы дела, суд приходит к выводу, что ис­ковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края под­лежит удовлетворению по следую­щим ос­нова­ниям.

Выводы суда основаны на следующих доказательствах и нормах матери­аль­ного права.

Согласно ст. 45 Граждан­ского процессуального кодекса Российской Федера­ции, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и закон­ных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации, потерпевший имеет право на возмещение вреда, причиненного ему преступлением, в полном объ­еме.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причинен­ный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины наруши­теля и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными осо­бенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Как следует из положений ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Феде­рации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также сте­пени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмеще­ния вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться тре­бования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных стра­даний оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федера­ции, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обяза­телен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях дей­ствий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Как установлено в судебном заседании, при исследовании доказательств по делу, приговором мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского рай­она Ставропольского края от 20 сентября 2011 года, Медведев А.И. был признан ви­новным в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде обязательных работ сро­ком на 200 часов (том 1, л.д. 9-12).

Согласно, указанного приговора суда, вступившего в законную силу, было ус­тановлено, что Медведев А.И. был признан виновным в умышленном причинении Медведеву И.А. физической боли совершив ненадлежащее исполнение обязанно­стей по воспитанию несовершеннолетнего, связанного с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Производя оценку указанного приговора суда, исходя из положений ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что ус­тановленные обстоятельства по причинению ответчиком Медведевым А.И. физиче­ской боли гр. Медведеву И.А., не подлежат оспариванию при рассмотрении настоя­щего дела и обязательны для суда, в части установления гражданско-правовых по­следствий.

Принимая во внимание, что в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу, была установлена вина Медведева А.И., в со­вершении преступления, связанного с ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанного с жестоким обращением с несовер­шеннолетним Медведевым И.А., суд приходит к выводу о наличии гражданско-пра­вовой ответственности ответчика Медведева А.И., в соответствии с положениями ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, по возмещению вреда, при­чиненного личности. При этом представленный и исследованный приговор суда, суд относит к доказательствам, подтверждающим вину ответчика в причинении мораль­ного вреда (физических и нравственных страданий) третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, причинную связь между наступле­нием морального вреда третьему лицу и противоправным поведением ответчика.

При рассмотрении вопроса о компенсации морального вреда, а именно при определении оснований, способа и размера компенсации морального вреда, суд ру­ководствуется положениями ст.ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, действующего постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года (ред. от 06.02.2007 года) «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».

Факт причинения третьему лицу нравственных страданий, вследствии причи­нения ему физической боли, суд считает установленными обстоятельствами, со­гласно представленного приговора мирового судьи судебного участка № 2 Красно­гвардейского района Ставропольского края от 20 сентября 2011 года.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя, а так же степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, при этом суд так же исходит из требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание, что моральный вред был причинен умышленно, учи­тывая вину ответчика, а так же учитывая нравственные страдание причиненные третьему лицу, в связи с физическими страданиями, исходя из требований разумно­сти и справедливости, суд считает, что исковые требования, связанные с компенса­цией морального вреда, подлежит полному удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 Граждан­ского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах несовершеннолетнего Медведева И.А. к Медведеву А.И. о компенсации морального вреда, причиненного пре­ступлением - удовлетворить.

Взыскать с Медведева А.И. в пользу Медведева И.А. компенсацию причиненного морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, уча­ст­вующим в деле, может быть принесено представление в Ставро­поль­ский краевой суд через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня принятия ре­шения в окончательной форме.

Федеральный судья: Т.В. Самойлова