Решение № 2-112/2011 ~ М-60/2011 от 22.04.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«22» апреля 2011 года с.Красногвардейское

Ставропольский край

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Самойловой Т.В.

при секретаре Михайловой А.А.

с участием истца: Сопневой О.Ф., представителя истца – адвоката Жеребцова Владимира Дмитриевича, имеющего регистрационный номер в реестре адвокатов <адрес> 292, представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сопневой О.Ф. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости неправомерным, о включении в трудовой стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Сопнева О.Ф., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – Управление) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости неправомерным, о включении в трудовой стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска Сопнева О.Ф. указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ, Управлением принято решение об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Считает решение Пенсионного фонда, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, основанным на формальных доводах, и нарушающим её конституционные права на пенсионное обеспечение в соответствии с занимаемой должностью и условиями работы в период её трудовой деятельности.

Как следует из протокола №, Управление отказывает ей в назначении досрочной трудовой пенсии, путем не включения трех периодов её работы в льготный стаж, по следующим причинам:

1. «Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским пунктом и фельдшера Фельдшерского пункта х. Средний, структурного подразделения Красногвардейской центральной районной больницы т.к. Списками № и № в числе структурных подразделений предусмотрены фельдшерские здравпункты.

(Выше, по тексту протокола, не включение указанного периода в льготный стаж мотивируется отсутствием части сложного слова «здрав» в другом списке - № (Списком предусмотрены Фельдшерские Здравпукты и фельдшерско-акушерские пункты.)

Длительность указанного периода составляет 2 года 5 месяцев и 10 дней.

2. «... не включен период работы в профилактории колхоза «Путь к коммунизму» в должности медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как профилакторий колхоза не является учреждением здравоохранения».

Длительность указанного периода составляет 6 лет 4 месяца 12 дней.

3. «....с ДД.ММ.ГГГГ по 27.12. 2010 г. в должности медицинской сестры в учреждении социального обслуживания, в Преградненском доме-интернате для престарелых и инвалидов, так как учреждения социального обслуживания включены только в список № пункт 31. По ранее действовавшему законодательству в Список №, Список № учреждения социального обслуживания не включены».

Длительность не включенного периода составляет 16 лет 10 месяцев 27 дней.

Этим же протоколом, выше по тексту, указанный трудовой период Управлением включен в льготный стаж (из текста протокола) «В стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежат зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7м. 17д.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 м. 10 д.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 л. 2м. 17 д.) т.е. - вышеуказанные 16 лет 10 месяцев 27 дней.

Таким образом, как следует из первого довода протокола, препятствием для включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским пунктом и фельдшера, явилось отсутствие в записи её трудовой книжки одной из исходной части сложного слова «здрав» т.е. - «здравпункт», которое в списках обозначено.

Пенсионным фондом не оспаривается принадлежность «пункта» к медучреждениям, и наоборот, указывает, что указанный «пункт» являлся фельдшерским и был структурным подразделением Красногвардейской центральной районной больницы. Также, не оспаривается фельдшерский характер и специфика её трудовой деятельности.

Отказ во включении в льготный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Преградненском доме-интернате для престарелых и инвалидов (третий довод) мотивируется наличием в п. 31 Списка № указанного учреждения социального обслуживания, но его отсутствием в списках № и №, как обозначено в протоколе - «По ранее действовавшему законодательству...».

В постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № прилагается список нормативных актов, утрачивающих силу, в связи с вступлением в силу Постановления №, в котором фигурируют Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Излагая свой довод к отказу во включении периода её работы, Управление не мотивирует применение к её случаю не действующих законов.

Касаясь не включения Пенсионным фондом в льготный стаж периода работы в профилактории колхоза «Путь к коммунизму» в должности медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с использованием довода о том, что профилакторий колхоза не является учреждением здравоохранения».

В статью 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» законом «О внесении изменений в федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» ст.2, п.3 внесены изменения, ФИО7 которым: «Положения подпунктов 19-21, пункта 1, статьи 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ».

Положения закона, существовавшие, до внесения указанных изменений, также обязывали Пенсионный фонд включать гражданам в их льготный стаж периоды работы, независимо от принадлежности медучреждения.

В отношении отказов Государственными учреждениями гражданам во включении в льготный стаж периодов трудовой деятельности по формальным основаниям Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ разъясняет следующее - принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают. ..., правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Положения Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ разъясняют: «Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П определено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.

Истец просит суд:

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сопневой О.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда по Красногвардейскому району Ставропольского края зачесть периоды её трудовой деятельности:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 2 года 5 месяцев 10 дней, в должности заведующей фельдшерским пунктом, фельдшера Фельдшерского пункта;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 6 лет 4 месяца 12 дней, в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму».

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 16 лет 10 месяцев 27 дней в должности медицинской сестры в учреждении социального обслуживания - Преградненском доме-интернате для престарелых и инвалидов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края обязанность назначить ей - Сопневой О.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения в Пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии.

В судебное заседание истицей Сопневой О.Ф., представлено письменное заявление об отказе от части исковых требований, а именно, в части зачета периода работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 16 лет 10 месяцев 27 дней, в должности медицинской сестры в учреждении социального обслуживания - Преградненском доме-интернате для престарелых и инвалидов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и прекращении производства по указанным требованиям иска, которое разрешено судом отдельным определением суда.

В остальной части заявленных требований, истица Сопнева О.Ф. настаивает на удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в заявлении, подтвержденным ею в судебном заседании.

Представитель ответчика – ФИО3, в судебном заседании иск не признает, считает исковое заявление Сопневой О.Ф. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Закон) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом ФИО7 пункту 3 вышеуказанной статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

На дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью - ДД.ММ.ГГГГ, Управление руководствовалось Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее по тексту Список) и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Так как периоды работы заявительницы протекали в сельской местности, для наступления права на досрочную пенсию ей необходимо выработать 25 лет льготного стажа.

Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования.

Изучив документы, предоставленные Сопневой О.Ф. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, было установлено, что лечебный стаж заявительницы на дату обращения составляет 17 лет 6 месяцев 14 дней, а необходимо 25 лет.

В соответствии с пунктом 2 Правил № при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения наряду с правилами № применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ( далее – Правила №).

ФИО7 пункту 5 Правил № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Никакие другие периоды, в том числе период нахождения в отпусках по уходу за ребенком в стаж на соответствующих видах работ не включаются.

Период работы Сопневой О.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским пунктом хутора Среднего не может быть включен в стаж лечебной деятельности, так как п.1 “Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения”, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и п.6 “Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах.

ФИО7 записи № в трудовой книжке АТ-IV № ФИО5 была принята зав. ФП х.Средний Родыковского с/с.

Как видно из справки, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующей фельдшерским пунктом хутор Средний, выполняла лечебную деятельность в должности фельдшера. Фельдшерский пункт хутора Среднего являлся структурным подразделением Красногвардейской районной больницы, указанный период работы проходил в Учреждении Фельдшерский пункт, который Списком № не предусмотрен.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму не может быть включен в стаж лечебной деятельности, так как профилактории колхоза не являются учреждениями здравоохранения.

В стаж лечебной деятельности включен период работы Сопневой О.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры учреждении социального обслуживания – Преградненском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено не всем медицинским работникам.

Учитывая вышеизложенное, решение об отказе в назначении пенсии ФИО5 явля­ется правомерным и основано на правильном применении пенсионного законодательства. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у ФИО5 не определяется из-за отсутствия требуемого специального стажа (25лет).

При таких обстоятельствах, заявленные требования ФИО5 о включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы и признании незаконным отказ Управления в назначении досрочной трудовой пенсии не могут быть признаны законными и обоснованными.

На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований Сопневой О.Ф. полностью отказать, так как на дату обращения в Управление ею не был выработан необходимый лечебный стаж.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом ФИО7 пункту 3 вышеуказанной статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В силу постановления № Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в соответствующих учреждениях следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» гарантировал назначение такой пенсии на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально – зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. По смыслу статей 8 (части 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально – зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Независимо от того, в чьём ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закреплённое за ними имущество.

В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установлено ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пунктом 1 статьи 27 и подпункты 7 – 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

ФИО7 общим принципам правового регулирования выбор применяемого законодательства определяется моментом вступления субъекта права в соответствующие правоотношения, т.е. указанный выше порядок исчисления стажа работы применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости (ко всем периодам работы) для медицинских работников, которые приобрели данное право после введения в действие указанных выше нормативно- правовых актов.

Учитывая положения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-п - гражданин имеет право осуществлять оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Постановлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, разделом 2 которого: «врачи и другие медицинские работники», предусмотрены должности:

"медицинские сестры – все независимо от наименования должности",

и наименование учреждений, подп.1 раздела 2 которого, предусмотрены:

лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно – профилактические учреждения, в которые входили больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно – поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско – акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие).

ФИО7 п.2 Примечания, работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Данное Постановление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены:

1. Врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности;

2. Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

ФИО7 свидетельству о заключении брака 11-ГН №, гр.Сопнев Сергей Васильевича и гр.Пампушко Ольга Федоровна ДД.ММ.ГГГГ заключили брак (актовая запись за № от ДД.ММ.ГГГГ), после заключения брака жене присвоена фамилия Сопнева О.Ф..

ФИО7 О.Ф. в 1981 году поступило в Пятигорское медицинское училище, и в 1984 году окончила полный курс названного училища по специальности «фельдшерской», с присвоением квалификации «фельдшер».

Изложенное, свидетельствует о наличии специального образования у истицы, позволяющего осуществлять медицинскую деятельность.

ФИО7 записям трудовой книжки АТ-1У №, датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО8, с внесением изменений в фамилии на Сопневу О.Ф., в связи с заключением брака, истица, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве зав. ФП х.Средний Родыковского с/Совета, откуда, ДД.ММ.ГГГГ, была переведена медсестрой хирургического отделения № (записи № №, 2);

ФИО7 записям трудовой книжки рос №, датой заполнения 18.12. 1987 года, на имя Сопневой О.Ф., истица с ДД.ММ.ГГГГ, назначена медсестрой профилактория на период декретного отпуска медсестры, с предоставлением частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

С ДД.ММ.ГГГГ – назначена медсестрой;

С ДД.ММ.ГГГГ колхоз «Путь к Коммунизму» реорганизован в сельхопредприятие «Преградное», и с ДД.ММ.ГГГГ – уволена по собственному желанию (записи №№. 1,2, 3,4).

Оценивая представленные суду доказательства, суд также исходит из данных записей в трудовой книжке заявителя, учитывая, что книжка установленного образца, в соответствии со ст.66 Трудового Кодекса РФ, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, принимает во внимание и свидетельскими показаниями.

В судебном заседании самой истицей, а также показаниями свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, подтвержден факт выполнения истицей Сопневой О.Ф., в спорные периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

У суда не возникает сомнений в достоверности сообщенных сведений свидетелями, поскольку не установлено какой-либо заинтересованности с их стороны в исходе дела.

В период трудовой деятельности истицы, с ДД.ММ.ГГГГ, медсестрой профилактория колхоза «Путь к Коммунизма» истице предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подлежит зачету в лечебный и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

ФИО7 Свидетельству о рождении на имя ФИО9, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является истица Сопнева О.Ф..

периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Управление правильно исходило из того, что Действовавшее в период нахождения истицы Сопневой О.Ф. в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им 1,5 лет.

В соответствии с Положением о медицинском профилактории – это специально оборудованное и оснащенное помещение, представляемое колхозами и совхозами в целях максимального приближения физиотерапевтической помощи дояркам, животноводам и механизатором сельского хозяйства. Медицинский профилакторий организуется при молочно – товарных фермах и животноводческих комплексах при наличии 200 и более работающих. Организация медицинских профилакториев производится с разрешения министерств здравоохранения, после предоставления колхозами или совхозами соответствующих помещений с необходимым медицинским оборудованием и заключения договора с центральными районными больницами об открытии медицинского профилактория.

Ответственность за деятельностью медицинских профилакториев несут главные врачи учреждений.

ФИО7 приказу Менздрава СССР № от ДД.ММ.ГГГГ (п.55) в медицинских профилакториях вводятся должности медсестер по физиотерапии для отпуска процедур.

На должность медицинских сестер назначаются лица, имеющие среднее медицинское образование (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) и прошедших специальную подготовку по физиотерапии.

Помещения медицинского профилактория находятся на балансе колхоза или совхоза.

Пунктом 10 Положения о медицинском профилактории, предусмотрены обязанностью медицинской сестры профилактория, которые тождественны обязанностям медицинской сестры фельдшерского пункта.

Медицинская сестра медицинского профилактория в соответствующим законодательством о медицинских работниках имеет право на прохождение аттестации, повышение квалификации и усовершенствование.

Цели, предмет деятельности, функции медицинского профилактория соответствуют целям, предмету деятельности, функциям учреждения здравоохранения, а именно: выполнение медико – профилактической, лечебно – диагностической помощи населению, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Изложенное указывает, что ни в каком случае, работа в медицинском профилактории не может ограничивать право истицы на досрочную пенсию (п.3.4 Постановления Конституционного Суда РФ № –П - ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, период работы Сопневой О.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 2 года 5 месяцев 10 дней, в должности заведующей фельдшерским пунктом, фельдшера Фельдшерского пункта, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 6 лет 4 месяца 12 дней, в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму», подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а именно, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", и в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что спорные периоды работы истицы протекали до ноября 1999 года, и, следовательно, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд находит обоснованными доводы истицы и её представителя о незаконности выводов комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Красногвардейском районе Ставропольского края, изложившей в протоколе отказа № от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости применения к истице пунктов 5, 6 Правил и Списка №, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Списков № и №, применительно к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующей фельдшерским пунктом, фельдшера Фельдшерского пункта, учитывая, что названные Списки и Правила утверждены намного позднее указанного периода работы, и напротив, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", прямо предусмотрены здравпункты лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно – профилактических учреждений.

Также, в период действия вышеназванного Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, с ДД.ММ.ГГГГ истица в порядке перевода переведена на работу в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму», где проработала по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком не учтено Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР в 1986 -1990 гг., п.5 которого министерству здравоохранения РСФСР, предписано: повысить ответственность руководителей республиканских (АССР), краевых, областных больниц за состояние и качество медицинского обслуживания в колхозах и совхозах, внедрение современных методов обследования и лечения работников сельского хозяйства:

«Направить в 1986-1990г.г на работу в сельские лечебно-профилактические и аптечные учреждения молодых специалистов с высшим медицинским, высшим и средним фармацевтическим образованием ФИО7 приложениям № и №;

Выделить в 1986 -1990 г.г. для оснащения сельских фельдшерских пунктов, профилакториев и амбулаторий медицинские приборы и аппараты ФИО7 приложению №, …….»

Государственным архивом Ставропольского края, по запросу представителя истицы представлена копия Комплексной программы «Здоровье» на 1986 – 1990 годы населения Красногвардейского района, являющейся приложением к постановлению бюро Красногвардейского районного комитета КПСС, исполкома Красногвардейского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, а также Решение № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Красногвардейского районного Совета народных депутатов «О ходе выполнения комплексной программы «Здоровье» на 1986 – 1990 годы, вынесенного во исполнении вышеназванных программ, где предписано открыть медицинские профилактории на МТФ «Медвеженский», колхозах «Путь к коммунизму», им.Свердлова, «Путь Ильича».

ФИО7 Архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда исполкома Красногвардейского районного Совета народных депутатов, в решении от ДД.ММ.ГГГГ № «О ходе выполнения комплексно программы «Здоровье» на 1986 -1990 годы за 1986 год, имеются сведения об открытии медицинского профилактория колхоза «Путь к коммунизму» (дата открытия не указана).

Ответчик, отказывая истцу в назначении пенсии, не учёл правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – О, относительно того, что изменение пенсионного законодательства не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до изменения законодательства пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства.

ФИО7 действовавшему ранее пенсионному законодательству истица приобрела право на включение периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующей фельдшерским пунктом, фельдшера Фельдшерского пункта, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму», в стаж, дающий право на пенсию, с учётом действия Постановления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ, и Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, и она не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О, ФИО7 которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Учитывая, что в судебной практике распространение получила позиция, ФИО7 которой с учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до введения в действие нового пенсионного законодательства, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, может производиться по нормам законодательства, действовавшего ранее и утратившего силу ко времени обращения за пенсией. При этом право на пенсию определяется с учетом и тех нормативных правовых актов, которые утратили силу ранее ДД.ММ.ГГГГ, если они действовали в период работы данного лица (приобретения им трудового или страхового стажа).

Таким образом, спорные периоды работы истицы, имевшие место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При этом, учитывая разъяснения, содержащиеся в абзацах 3 - 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", ФИО7 которым стаж работы в сельской местности до ДД.ММ.ГГГГ может быть исчислен в указанном льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или и также в городе, учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца), спорные периоды работы Сопневой О.Ф., подлежат исчислению в льготном порядке – 1 год как 1 год и 3 месяца.

Управлением не учтено, что при подсчёте стажа истицы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, необходимо было применить коэффициент 1 и 3, считая год работы в сельской местности как один год и три месяца, поскольку, при назначении пенсии до ДД.ММ.ГГГГ, стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и три месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

При назначении пенсии после ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников, применяется только при смешанном стаже, то есть, если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа).

Так, период работы истицы Сопневой О.Ф., в должности заведующей фельдшерским пунктом, фельдшера Фельдшерского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 2 года 5 месяцев 10 дней, при исчислении в льготном порядке, составляет 3 года 3 месяца 3 дня;

период работы в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 6 лет 4 месяца 12 дней, при исчислении в льготном порядке, составляет 8 лет 5 месяцев 26 дней.

Принимая во внимание, что стаж работы истицы Сопневой О.Ф. дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам Федерального закона № 173-ФЗ, с учетом зачета периодов работы по настоящему решению, требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 39, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 7 подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением № Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сопневой О.Ф. к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ФИО7 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, неправомерным - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> зачесть Сопневой О.Ф., при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа:

- период работы в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 2 года 5 месяцев 10 дней, при исчислении в льготном порядке - 3 года 3 месяца 3 дня;

- период работы в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий 6 лет 4 месяца 12 дней, при исчислении в льготном порядке - 8 лет 5 месяцев 26 дней.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края обязанность назначить Сопневой О.Ф., как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края, с 27.12.2010 года,

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней, начиная с 28 апреля 2011 года.

Федеральный судья Самойлова Т.В.