Решение по иску о взыскании компенсайии морального вреда в связи с незаконным преследованием



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего : судьи Максимовой С.А

при секретаре А.А.

с участием истицы И.П., адвоката Ударцева Ю.А, представлявшего интересы истицы по ордеру №n от (дата) г., представителя ответчика Л.Л. по доверенности от (дата) г., третьего лица- прокурора Красногвардейского района Седень А.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.П. к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, в связи с незаконным уголовным преследованием

установил :

(Дата) в отношении истицы было возбуждено уголовное дело по ст. №n УК РФ. (Дата) ей было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. №n УК РФ и в отношении нее избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. (Дата) г. районный суд, после частичного отказа от обвинения государственного обвинителя, вынес приговор, по которому И.П. признана невиновной и оправдана.

Дело инициировано иском И.П.. Она просила взыскать с казны Российской Федерации моральный вред в размере 500000 руб., причиненный в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и избрании меры пресечения и судебные расходы. Указала, что в отношении нее отбиралось обязательство о явке, избиралась мера пресечения – подписка о невыезде. В связи с уголовным преследованием длительное время испытывала нравственные страдания.

В судебном заседании истица И.П. и ее представитель Ударцев Ю.А. поддержали заявленные требования о взыскании с ответчика 500 000 руб. морального вреда. Требования о взыскании судебных расходов не поддержали.

Представитель Министерства Финансов РФ – Л.Л. не оспаривала право истицы на получение компенсации морального вреда. Считает требования И.П. несоразмерными и необоснованно завышенными.

Третье лицо: прокурор Красногвардейского района Седень А.А. полагает, что истице должна быть выплачена компенсация морального вреда в меньшем размере, чем указывает она.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.

Истицей представлены суду убедительные и достоверные доказательства, подтверждающие, что в результате незаконного уголовного преследования и избрании ей меры пресечения в виде подписки о невыезде ей были причинены нравственные страдания.

Согласно ст.ст. 151, 1099-1101 ГК РФ подлежит возмещению моральный вред, причиненный гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписке о невыезде, независимо от вины причинителя вреда.

Объяснениями сторон, материалами уголовного дела №n подтверждается факт возбуждения уголовного дела в отношении И.П.. (Дата) по ст. №n УК РФ, отобрания обязательства о явке (дата) г., избрания меры пресечения – подписка о невыезде (дата) г. и предъявление обвинения по статьям №n УК РФ. С обвинительным заключением дело направлялось в суд, проводились судебные заседания. (Дата) г. районным судом в отношении И.П. вынесен оправдательный приговор. Кассационным определением от (дата) г. приговор оставлен без изменения.

Таким образом, в связи с избранием меры пресечения, привлечением к уголовной ответственности, имеются основания для возмещения вреда, предусмотренные ст. 1070 и ст.1100 ГК РФ.

Право личности на свободу, неприкосновенность и свободу передвижения закреплено ст. ст. 22 и 27 Конституции РФ. Сам факт нарушения прав истицы, гарантированных Конституцией РФ, в силу закона является основанием для возмещения, причиненного морального вреда, поскольку само по себе свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав.

Моральный вред заключается в том, что в течение длительного периода времени И.П. испытывала нравственные страдания в связи с возбуждением уголовного дела, избранием меры пресечения, привлечением к уголовной ответственности, нахождением в статусе подозреваемой и обвиняемой, о которых было известно посторонним лицам. Избрание меры пресечения частично ограничивало ее свободу передвижения, ей неоднократно приходилось являться на допросы к следователю, в судебное заседание. Расследование дела осуществлялось в течение длительного периода (с ноября 2008 г. по август 2009 г.).

Факт причинения нравственных страданий И.П. подтверждается показаниями свидетеля А.Г..

И.П. заявлены требования о взыскании с казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. Исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных истице нравственных страданий суд полагает необходимым уменьшить компенсацию морального вреда до 50 000 рублей.

Утверждения И.П., что в связи с привлечением ее к уголовной ответственности она лишена возможности трудоустроиться по специальности, что в период расследования уголовного дела ей отказывали в оказании медицинских услуг, не подтверждены доказательствами. На протяжении всего периода расследования дела истица осуществляла предпринимательскую деятельность. Кроме того, истицей не представлено доказательств подтверждающих, что привлечение к уголовной ответственности повлекло ухудшение состояния здоровья.

Свидетельством о перемене имени и паспортом подтверждается, что истицей была изменена фамилия .

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Согласно ст.ст. 125,1071 ГК РФ от имени казны в данном случае выступает соответствующий финансовый орган – Министерство Финансов РФ.

Поскольку длительное неисполнение судебных решений признается нарушением п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола к ней, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве, ст. 395 ГК РФ, суд считает необходимым установить двухмесячный срок исполнения решения суда, а также предусмотреть производство начисления и взыскания процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 8 % годовых на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск И.П. к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, в связи с незаконным уголовным преследованием признать частично обоснованным.

Взыскать с казны Российской Федерации в пользу И.П. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, возложив исполнение решения на Министерство финансов РФ.

При неисполнении решения в течение двух месяцев с момента предъявления исполнительного листа взыскателем для исполнения производить начисление и взыскание процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 8 % на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что участниками процесса было использовано право на его кассационное обжалование.

Председательствующий судья Максимова С.А.