Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года <адрес> Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Никулиной Т.В. при секретаре Винниковой Л.В. с участием истца Королева Ф.П., представителя истца – Королевой А.В., представителей ответчиков: администрации Красногвардейского района Липского А.А., департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева ФП. к администрации Красногвардейского района и департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании незаконным отказа администрации Красногвардейского района во включении в список граждан, имеющих право на обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета и обязании администрации Красногвардейского района и департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», у с т а н о в и л: Королев Ф.П. проходил службу в органах внутренних дел Красногвардейского района с (дата) по (дата), уволен по п. «з» ч.7 ст.19 Закона «О милиции» - ограниченному состоянию здоровья. В период с августа 1992 года по март 1996 года и с сентября 2004 года по (дата) содержался за счёт средств федерального бюджета. С учетом периода службы в Вооруженных Силах СССР с (дата) по (дата) имеет общий срок прохождения службы за счет средств федерального бюджета свыше десяти лет. С (дата) Королев Ф.П. состоит на жилищном учете в органе местного самоуправления, имеет статус нуждающегося в жилом помещении. (дата) по решению жилищной комиссии администрации Красногвардейского района был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Однако в последующем не был включен в сводные списки граждан на получение жилищного сертификата. На обращение в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в августе 2011 года получил ответ из администрации Красногвардейского района о том, что не может быть включен в сводный список поскольку стаж прохождения службы за счет средств федерального бюджета составляет 9 лет 6 мес вместо требуемых 10 лет. Дело инициировано иском Королева Ф.П. к администрации Красногвардейского района и департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании незаконным отказа администрации Красногвардейского района включить его в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и обязании администрации Красногвардейского района и департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить его в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2012 год. Считает, что все условия для включения его в сводный список на получение жилья, установленные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, им соблюдены. Он был поставлен на жилищный учет в органе местного самоуправления до (дата), с учетом службы в Вооружённых Силах имеет необходимый 10-летний стаж прохождения службы за счет средств федерального бюджета, уволен по ограниченному состоянию здоровья в период действия Подпрограммы. В судебном заседании Королев Ф.П. и его представитель Королева А.В. поддержали иск. Представитель администрации Красногвардейского района Липский А.А. иск не признал, сославшись на письменный отказ от (дата) об отсутствии стажа. При этом не смог пояснить, каким образом посчитали стаж 9 лет 6 мес. Представитель департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищев М.В. возражал против удовлетворения иска. Сослался на несоблюдение порядка постановки на жилищный учет в соответствии со ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» (отсутствие ходатайства руководителя органа внутренних дел) и Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054 и на отсутствие десятилетнего стажа. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих и приравненных к ним лиц. Порядок участия в Подпрограмме, категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, были детально определены в Постановлении Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвердившей Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2011 года срок действия подпрограммы продлен на 2011-2015 годы. Согласно п/п «г» п.5 данного Постановления (в редакции, действующей на момент увольнения Королева Ф.П.) к таковым относились граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, в том числе, граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет. В действующей редакции Постановления от 12 июля 2011 года (п/п «а» п.5) для сотрудников органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета, сохранены условия – увольнение по состоянию здоровья, общая продолжительность службы в календарном исчислении - 10 лет и более. В соответствии с п.10 Постановления в общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту или призыву и службы в органах внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Таким образом, для участия Королеву Ф.П. в Подпрограмме требовалось состоять в очереди нуждающихся до 1 января 2005 года в органе местного самоуправления, быть уволенным по состоянию здоровья, иметь общий срок службы за счет средств федерального бюджета более 10 лет. Указанные условия были им соблюдены. Копией военного билета, справкой райвоенкомата подтверждается, что в период с (дата) по (дата) Королев Ф.П. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, что составляет 2 года 5 дн. Справкой Красногвардейского РОВД от (дата) подтверждается, что в период с августа 1992 года по март 1996 года и с сентября 2004 года по июнь 2010 года он проходил службу в органах внутренних дел и содержался за счет средств федерального бюджета, что составляет 9 лет 3 мес 4 дн, а всего с учетом военной службы по призыву - 11 лет 3 мес 9 дн. Доводы ответчиков об отсутствии 10 летного стажа ничем не мотивированы и явно несостоятельны. Копией приказа от (дата) подтверждается основание увольнения Королева Ф.П. по п. «з» ч.7 ст.19 Закона «О милиции» – ограниченному состоянию здоровья. Ответчиками не оспаривается и представленными справками, уведомлениями из Росреестра подтверждается, что Королев Ф.П. является нуждающимся в получение жилого помещения, так как собственного жилья не имеет, обеспеченность жилой площадью в проживаемом помещении составляет менее учетной нормы на одного человека Согласно выписке из протокола жилищной комиссии при администрации Красногвардейского района Королев Ф.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (дата). Постановка на жилищный учет имела место до 1 января 2005 года, что было определено в качестве обязательного условия п/п «г» п.5 Постановления от 21 марта 2006 года № 153. Доводы представителя департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о несоблюдении порядка постановки на очередь не убедительны. Суд считает, что следует руководствоваться положениями Правил от 21 марта 2006 года, поскольку Королев Ф.П. был поставлен на жилищный учет до 1 января 2005 года, подавал заявление и был включен в состав участников подпрограммы до внесения изменений в нормативные акты. В п/п «г» п.5 Правил было прямо указано «лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся». Пунктом 19 Правил предусматривалось (и предусматривается в действующей редакции), что заявление и документы можно было подать как в воинские части, организации, так и в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это соответствует также положениям ст.52 ЖК РФ о том, что постановка на очередь осуществляется органом местного самоуправления. Содержание ч.2 ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» в редакции Закона от 8.12.2010 года, на которую ссылался представитель ответчика, также подтверждает, что военнослужащие, нуждающиеся в жилом помещении, принимались на учёт в органе местного самоуправления и обеспечивались жильем за счет средств федерального бюджета. Оснований считать, что Королев Ф.П. был принят на жилищный учет в нарушение закона, не имеется. Кроме того, в январе 2010 года (до увольнения) Королев Ф.П. обращался в УВД Белгородской области с заявлением о включении в очередь на получение жилья, но получил отказ со ссылкой, что в соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на жилищный учет осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства заявителя. Отсутствие в администрации района ходатайства руководителя органа внутренних дел само по себе не может служить основанием для отказа во включении Королева Ф.П. в число участников Подпрограммы при соблюдении всех условий, установленных Постановлением от 21 марта 2006 года №153. Доводы возражений о том, что в связи с изменениями ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» не составляются сводные списки граждан, противоречат содержанию п.3,26,29 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 в ред. от 12 июля 2011 года, которым был продлен срок действия подпрограммы до 2015 года. Ссылка на несоблюдение порядка постановки на жилищный учет, установленный Постановлением Правительства РФ № 1054 неубедительна, поскольку Королев Ф.П. не относится к числу лиц подпадающих под действие данного постановления. В данном случае следует руководствоваться Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ №153. На момент рассмотрения гражданского дела имеется не оспоренное и не отменное решение жилищной комиссии администрации от (дата) Красногвардейского района о включении Королева Ф.П. в число участников подпрограммы. Тем самым за ним признавалось право на участие в данной подпрограмме. Однако по независящим от заявителя обстоятельствам, Королев не только не был включен в сводные списки, но и не был своевременно проинформирован об этом, чем нарушено его право. Оно подлежит восстановлению в судебном порядке. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 года №5-П также указывалось на необходимость выполнения обязательств по обеспечению жильем военнослужащих, которые имеют общий срок службы не менее 10 лет и уволены по состоянию здоровья, за счет средств федерального бюджета. Исходя из характера их деятельности, государство предусмотрело и особое правовое регулирование порядка обеспечения военнослужащих жилым помещением, гарантируя доступность в обеспечении жилым помещением при соблюдении условий о сроке службы и основаниях увольнения. Утверждения, что Королев Ф.П. должен обеспечиваться жилым помещением на общих основаниях явно противоречат закону и фактическим обстоятельствам дела. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Королева ФП. признать обоснованным. Признать незаконным отказ администрации Красногвардейского района от (дата) включить Королева ФП. в список граждан, имеющих право на обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. Обязать администрацию Красногвардейского района и департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить Королева ФП. в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Красногвардейский районный суд. Председательствующий судья