О признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2012 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего : судьи Максимовой С.А.

при секретаре Королевой М.В.

с участием истицы Волковой Н.Н., ее представителя – адвоката Славгородского В.М., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Шершуновой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда России в Красногвардейском районе о включении периода работы в медицинском профилактории в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости

установил:

Волкова Н.Н. с (дата) по (дата) работала в должности заведующей в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты>». Предполагая о наличии у нее права на досрочное назначение трудовой пенсии, она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Красногвардейском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Ответчик отказал ей в удовлетворении заявления, не засчитав в специальный стаж указанный период работы. Отказ мотивирован тем, что учреждение «медицинский профилакторий» и должность «заведующая» не включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г..

Дело инициировано иском Волковой Н.Н.. Она просила обязать ответчика включить в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы медсестрой в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты> с (дата) по (дата), всего зачесть 16 лет 11 месяцев из расчета 1 год за 1год 3 месяца, назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения с 23 мая 2011 г.. В обоснование требований сослалась на то, что согласно законодательству, действовавшему в период ее работы, указанная деятельность подлежала включению в специальный стаж, подлежит зачету и в настоящее время. Считает, что ее права нарушены.

В судебном заседании Волкова Н.Н. и ее представитель Славгородский В.М. уточнили исковые требования. Просили обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности заведующей в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты>» с (дата) по (дата). В остальной части иск поддержали в полном объеме. Пояснили, что работа истицы в медицинском профилактории практически ничем не отличалась от работы фельдшера на ФАПе, она работала полный рабочий день, выполняла все обязанности фельдшера. Различие заключалось в том, что в основном обслуживались работники колхоза, но неоднократно приходилось оказывать необходимую медицинскую помощь и другим гражданам.

Представитель Управления Пенсионного фонда в Красногвардейском районе Шершунова В.В. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что по действующему законодательству должность «заведующей» и учреждение «медицинский профилакторий» не предусмотрены действующим Списком должностей и учреждений. Кроме того, у истицы нет документального подтверждения специфики работы в данном учреждении. Волковой Н.Н. не доказан факт работы именно фельдшером. При этом не отрицала, что при назначении пенсии оценка пенсионных прав гражданина должна производиться с учетом законодательства, действовавшего в момент работы, как предусмотрено в Постановлении Конституционного Суда от 29 января 2004 г. №2-П. Применительно к Постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 и Списку, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, медицинский профилакторий мог быть отнесен к учреждениям, работа в которых могла засчитываться в медицинский стаж, так как эти Списки не были закрытыми.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Волковой Н.Н. подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п\п 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, не менее 25 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной помощи в настоящее время утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. «О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором должность заведующая и учреждение «медицинский профилакторий» не значатся.

Однако в связи с положениями ч. 2 ст.6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч.1 ст. 55 Конституции РФ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…» оценка пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 1 января 2002 г., должна производиться с учетом ранее действовавшего законодательства. Об этом указано также в п.п. 10 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов, при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии. Это обстоятельство признает и представитель ответчика. Суд считает обоснованными доводы истицы о том, что следует учитывать законодательство, действующее в период ее работы.

Из справки администрации <данные изъяты> сельского поселения от 30 марта 2012 г., предписания, доверенностей видно, что с 1989 г. на территории <данные изъяты> находился медицинский профилакторий.

Трудовой книжкой истицы подтверждается, что она с 1987 г. работала в должности медицинской сестры в детском отделении <данные изъяты>. С (дата) по (дата) Волкова Н.Н. работала заведующей в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты>». Данная запись внесена в трудовую книжку на основании приказа от (дата)

Начало работы истицы в медицинском профилактории приходится на период действия Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п\п «б» п. 1 Постановления, при назначении пенсии за выслугу лет работника здравоохранения в стаж засчитывалась, в частности, работа в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований. Перечень учреждений не был закрытым. Среди них указаны фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, амбулатории всех типов, медицинские кабинеты и пункты и «другие».

Кроме того, в оспариваемый период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, который также не содержал жестких ограничений и наименований. В нем было предусмотрено, что в выслугу лет засчитывалась «работа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности». Конкретного перечня учреждений данными Списками не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что медицинский профилакторий в колхозе был создан на основании нормативных актов – Постановления СМ РСФСР от 28 июля 1982 г. № 428 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР», приказа Минздрава РСФСР от 12 августа 1982 г. № 535, в целях улучшения медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического, обслуживания работников колхозов и совхозов. Из этих документов видно, что созданием медицинского профилактория занималось непосредственно Министерство здравоохранения, что в совокупности с их целевым назначением определяло характер работы профилактория. Согласно п.2.2.7 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. № 1480, работа в профилакториях засчитывалась в стаж работы по специальности. Следовательно, законодатель последовательно относил работу в медицинском профилактории к работе по специальности (к медицинской деятельности по охране здоровья населения).

Как утверждает истица, в указанный период времени в соответствии со своей квалификацией работала фельдшером в профилактории, основным направлением деятельности которого являлась лечебно-профилактическая деятельность в отношении как членов колхоза, так и жителей <данные изъяты>. Доказательств, опровергающих доводы истицы в указанной части, представителем ответчика не представлено.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей В.П., М.Ф., Л.И. подтвердили, что Волкова Н.Н. выполняла работу фельдшера, работала в медицинском профилактории на полную ставку. Характер работы профилактория соответствовал амбулаторно-поликлиническому учреждению, а также лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической деятельности.

Кроме того, В.П. (<данные изъяты>) пояснил, что медицинский профилакторий был создан в централизованном порядке для обеспечения медицинской помощи работникам колхоза. По характеру деятельности его можно отнести к амбулаторно-поликлиническому учреждению. В этих целях он был оборудован как фельдшерско-акушерский пункт, приближен к сельской больнице. В нем проводилось лечение, работал физиотерапевтический кабинет. ЦРБ контролировала медицинскую деятельность профилактория, а колхоз только предоставлял помещение и выплачивал заработную плату. Волкова Н.Н. оказывала медицинскую помощь, по назначению врачей выполняла лечебные и физиотерапевтические процедуры, вела медицинскую документацию, то есть выполняла весь объем работы фельдшера. В профилактории работал также аптечный пункт.

М.Ф. показала, что работала экономистом в колхозе «<данные изъяты>». В 1989 г. колхозом с целью оказания медицинской помощи, лечения и профилактики граждан в колхозе «<данные изъяты>» был создан медицинский профилакторий, куда сразу после его образования заведующей была назначена Волкова Н.Н.. Работала она фельдшером в профилактории одна, выполняла обязанности и заведующей, и врача, и медсестры, и акушерки. Она также занималась санитарно-эпидемиологической работой, брала пробы пищи из столовой, контролировала соблюдение гигиенических требований.

Л.И. (бывшая работница колхоза «<данные изъяты>») подтвердила, что в профилактории оказывалась необходимая медицинская помощь как работникам колхоза, так и другим жителям села. Истица выполняла все обязанности фельдшера.

Показания свидетелей последовательны, подробны и мотивированы, у суда нет оснований им не доверять.

Показания свидетелей также подтверждаются дипломом истицы, из которого следует, что она имеет квалификацию фельдшера; журналами согласно которых Волкова Н.Н. вела прием граждан, устанавливала диагноз, назначала лечение. В удостоверении по технике безопасности и допуску к работе в физиотерапевтическом кабинете № 341 от 15 ноября 1991 г., сведениях о прохождении специализации и повышении квалификации за 1991 г. указано, что истица занимала должность фельдшера.

Из справок, накладных, показаний Волковой Н.Н. и свидетелей видно, что в профилактории работал также аптечный пункт, которым заведовала истица.

Архивными справками, выпиской из протокола №1 от 1 января 1989 г., представленными истицей, подтверждается период работы истицы в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты>» в должности медработника, работа на полную ставку, переименование колхоза в АО «<данные изъяты>», «СХП «<данные изъяты>», СПК «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».

Судом установлено, что в указанный спорный период истица работала фельдшером в соответствии со своей квалификацией и осуществляла именно лечебную деятельность по охране здоровья граждан.

В совокупности с содержанием нормативных документов, письменными доказательствами, можно сделать однозначный вывод о том, что применительно к Постановлению от 17 декабря 1959 г. медицинский профилакторий можно отнести к амбулаторно-поликлиническим учреждениям, или к лечебно-профилактическим – применительно к Списку от 6 сентября 1991 г. В профилакториях осуществлялась лечебная и иная деятельность, направленная на охрану здоровья населения, что предусмотрено в постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г..

Суд считает, что право на досрочную пенсию не зависит от наименования учреждения, основным критерием для решения данного вопроса является осуществление лечебной деятельности, которую осуществляла в профилактории истица. Согласно Приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 г. № 1104 « Об аттестации средних медицинских работников», работа фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего Постановления.

В указанном Постановлении не предусмотрена должность заведующей и такое учреждение как медицинский профилакторий, работа в котором позволяла бы лицу претендовать на получение досрочной трудовой пенсии. В данном нормативно-правовом акте перечислены санатории (курорты), которые нельзя отнести к медицинским профилакториям. Тем более, что в нем указаны санатории только определенного профиля: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Таким образом, истице подлежит включению в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии, период работы с (дата) по (дата).

С учетом того, что в период с 1 ноября 1999 г. действовал определенный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, у истицы, работавшей в учреждении, которое не было предусмотрено Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 г. № 1066, отсутствует право на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности заведующей в медицинском профилактории колхоза «Россия» с (дата) по (дата).

В связи с тем, что у истицы отсутствует необходимый 25-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ее требования о назначении досрочной пенсии с момента первоначального обращения, то есть с 23 мая 2011 г., удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Волковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда России в Красногвардейском районе о включении периода работы в медицинском профилактории в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости признать частично обоснованным.

Обязать Управление Пенсионного фонда в Красногвардейском районе включить Волковой Н.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности заведующей в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты>» с (дата) по (дата)

В части включения Волковой Н.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы в медицинском профилактории колхоза «<данные изъяты>» с (дата) по (дата), назначении и выплате ей досрочной трудовой пенсии с момента первоначального обращения с – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

Председательствующий судья С.А. Максимова