Решение по иску Муфазаловой И.М. к ГУ-УПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



№ 2-1629-2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2010 г.

Красногорский федеральный районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области в состав:

Председательствующего федерального судьи Смирновой Л.А.

С участием истца Муфазаловой И.М.,

Представителя ответчика Пшенициной С.В.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Муфазаловой И.М. к

ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области

о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от *** истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Истец обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования и просила признать решение ответчика об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью незаконным, обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности периоды работы в должности ***, в должности *** и периоды нахождения в ученических отпусках, назначить пенсию с *** Суду пояснила, что ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, не засчитав в стаж педагогической деятельности периоды работы в должности *** в *** и ***. В период работы в указанной должности действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которым в стаж засчитывалась работа в школах в качестве ***. Следовательно, эти периоды подлежат включению в стаж. По этим же основаниям считает незаконным отказ включения в стаж периода работы в должности ***. Ранее действующим законодательством предусматривалось включение в специальный стаж периодов ученических отпусков, поэтому просит включить их в стаж.

Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что периоды работы в должности *** на момент рассмотрения заявления истца не подлежали включению в стаж на основании Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением СМ РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 г. В настоящее время периоды работы в должности *** могут быть включены в стаж при обращении с новым заявлением. Не включен в стаж период работы в должности *** ***, поскольку наименование должности и учреждения не содержится в вышеуказанном Списке. Ученические отпуска не входят в исчерпывающий перечень периодов работы, содержащийся в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2007 г.

Заслушав объяснения истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Решением ответчика от *** (л.д. *) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку истцом не выработан необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности.

В силу статьи 27 пункта 1 подпункта 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд находит обоснованными требования истца о включении в специальный стаж спорных периодов работы в должности ***.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам

статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. За данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В периоды работы истца в должности старшей пионервожатой и руководителя кружка действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых; работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.

Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08 июня 1990 г. N 400, к числу педагогических работников отнесены руководители кружков, в том числе организованных на принципе самоокупаемости.

Письмо Министерства образования Российской Федерации № 20-58-196/20-5, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 7 от 16 января 2001 г. «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» содержит Перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, согласно которому в стаж педагогической деятельности включается работа в должности педагога дополнительного образования (руководителя кружка) в культурно-просветительских учреждениях, подразделениях предприятий и организаций по работе с детьми и подростками.

Согласно Примерному перечню внешкольных учреждений, утвержденному Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 г. № 280, к таким учреждениям относится Дом (Дворец) пионеров и учащихся.

В силу пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, период работы в должности старшей пионерской вожатой и руководителя кружка может быть зачтен в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной выше, Конституция Российской Федерации предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в определенных должностях.

С учетом общего стажа педагогической деятельности, признанного ответчиком, истец более * лет работала в учреждениях для детей, в должностях, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что истец выполняла в спорные периоды педагогические обязанности и общеобразовательной школе и во внешкольных учреждениях. Действующим в указанные периоды законодательством предполагалось право лиц, работавших в названых должностях и названных учреждениях, на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет.

Исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В ***., с ***. по ***. истец обучалась в высших учебных заведениях педагогического профиля. В указанные периоды ей предоставлялись дополнительные отпуска в связи с обучением с сохранением средней заработной платы.

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. (далее – Правила), стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пункт 5 «Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года», утвержденного Приказом Министерства образования от 07 декабря 2000 г. № 3570, установлено, что в стаж непрерывной преподавательской работы засчитывается не только фактически проработанное время, но и время, когда педагогический работник фактически не

работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично.

В силу статьи 196 Кодекса законов о труде РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);

подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Данные нормы как ранее действующего законодательства, так и действующего в настоящее время относят отпуска, предоставляемые работникам в связи с обучением, к дополнительным оплачиваемым отпускам, которые подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о включении периодов ученических отпусков в стаж педагогической деятельности.

В силу части 1 статьи 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

С учетом спорных периодов на день подачи заявления об установлении пенсии педагогический стаж истца составлял более 25 лет, следовательно, пенсия истцу должна быть установлена со дня обращения к ответчику ***

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Муфазаловой И.М. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от *** об отказе в установлении Муфазаловой И.М. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области:

1. включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Муфазаловой И.М.

- период работы в должности *** *** с *** по ***,

- периоды работы в должности *** *** с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***;

- период работы в должности *** с *** по ***;

- периоды нахождения в ученических отпусках со *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***,

2. назначить Муфазаловой И.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ***

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский федеральный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий: