Дело 2- 1256/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Каменск-Уральский 10 ноября 2010 года Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего федерального судьи Мартынюк С.Л, с участием истца Шаламовой Е.Б., представителя истца Пирязева В.А., представителя ответчика Жальских И.Г., при секретаре Самохиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаламовой Е.Б. к "*" о взыскании недополученной заработной платы, суд УСТАНОВИЛ: Шаламова Е.Б. состоит в трудовых отношениях с "*" в должности * с * года. Шаламова Е.Б. обратилась в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы за период с * года по * года в размере * руб., о возложении обязанности на ответчика привести ежемесячный размер заработной платы в соответствии с нормативно-правовыми документами (л.д. 2-3). * года истцом предъявлено заявление об уточнении исковых требований (л.д.107), согласно которому истец просит взыскать с ответчика * руб.. В судебном заседании от * года истец отказалась от требования о возложении обязанности на ответчика привести ежемесячный размер заработной платы в соответствии с нормативно-правовыми документами (л.д.168). В судебном заседании истец поддержала заявленные требования и обосновала необоснованность занижения ежемесячной заработной платы тем, что в соответствии с п. 3.4. Положения об оплате труда работников "*" от * года, п. 13 Постановления Правительства Свердловской области №930-ПП от 27.10.2005 года и п. 5.1. трудового договора от * года оплата труда * не должна быть меньше оплаты труда руководителя более чем на 30%. По ее расчетам ответчик недоплатил ей * руб.. Приказом от * года на основании решения главной аттестационной комиссии ей установлен * разряд оплаты труда и надбавка за * категорию. В течение спорного периода она получала оклад, надбавку в размере оклада и надбавку за квалификационную категорию. Она обращалась к администрации выплатить ей в добровольном порядке недополученную заработную плату, на что ответчик ответил отказом, ничем не мотивируя. Руководитель находил возможность выплачивать себе заработную плату из источника дохода предпринимательской деятельности. Ей не производились доплаты за то, что она выполняла работу за других в *. Поэтому просит суд взыскать с ответчика недополученную заработную плату в размере * руб. (л.д.47-50,115-120,167-171). Представитель ответчика Жальских И.Г. с иском не согласился и показал, что пункт 13 Постановления Правительства Свердловской области №930-ПП от 27.10.2005 года носит отсылочный характер к пунктам 3,5,9-11 Постановления Правительства от 27.10.2005 года. Шаламова Е.Б. не выполняла дополнительную работу, предусмотренную данными пунктами, например, *** Считает недоказанным, что истец выполняла дополнительную работу, за которые полагаются надбавки и поэтому ее заработная плата составляет менее 70% от зарплаты * Ссылка истца на п. 3.4. положения об оплате труда "*" необоснованна, так как данное указание, содержащееся в локальном нормативном акте противоречит статьям 8,135, 145 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 13 Постановления Правительства № 930-ПП, поскольку ухудшает положение * "*" по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами иным порядком исчисления ему заработной платы в отличие от его *, ограничивает его максимальную заработную плату. В течение * года постоянно было недофинансирование "*" по выплате заработной платы из областного бюджета. В конце * года администрация не смогла заплатить всему коллективу заработную плату из-за отсутствия денежных средств. Надтарифный фонд заработной платы был перерасходован ежегодно, в том числе и по ресурсному центру. Считает, что заработная плата истцу была начислена правильно, в соответствии с Постановлением правительства №930-ПП, просит в иске отказать (л.д.47-50,115-120,167-171). Выслушав стороны, допросив свидетеля Д., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу: Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Согласно ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора. Постановление Правительства Свердловской области №930-ПП от 27.10.2005 года «Об оплате труда работников областных государственных образовательных учреждений Свердловской области», действовавшее до 01.12.2010 года (л.д.6-10), регулировало оплату труда руководящих работников образовательных учреждений в соответствии с трудовым договором, заключаемым между работником и работодателем. Для руководителей образовательных учреждений работодателем является уполномоченный орган собственника имущества, для остальных руководящих работников- образовательное учреждение(п.2). Конкретные размеры повышения должностных окладов *** (п.3). Конкретные размеры и виды доплат, надбавок, стимулирующих выплат (ежеквартальная премия, материальная помощь) руководителю образовательного учреждения, *** устанавливаются работодателем в пределах фонда оплаты труда, утвержденного образовательному учреждению по смете доходов и расходов, определяются по соглашению сторон трудового договора (п.п.10,11,12). Положение об оплате труда работников "*" от * года принято на основании вышеуказанного Постановления Правительства Свердловской области и является локальным нормативным правовым актом в ФИО25 (л.д.12-20). Данный нормативный правовой акт регулирует условия определения оплаты труда, выплаты доплат, надбавок, премий, компенсационных выплат работникам "*" Фонд оплаты труда состоит из тарифного и надтарифного фонда. Тарифный фонд включает в себя: оплату исходя из тарифных ставок (окладов) и доплат компенсирующего характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда (глава 2, п.3.1). Надтарифный фонд оплаты труда включает в себя доплаты и надбавки (п.п.3.2, 3.3). Конкретные размеры и виды данных надбавок и доплат устанавливается директором в пределах фонда оплаты труда, утвержденного "*" по смете расходов. Источником выплаты премий является экономия фонда оплаты труда (п.3.4.). Как видно из данного документа, должность * "*" отсутствует. "*" является государственным образовательным учреждением, финансируемым из областного бюджета. * центр развития профессионального образования сельскозяйственного профиля создано как структурное подразделение государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Свердловской области "*" на основании приказа министерства общего и профессионального образования Свердловской области № *-и от * года (л.д.154-160). Одной из задач центра является создание информационного поля в системе профессионального образования специалистов для соответствующих видов экономической деятельности Свердловской области (п.21). В соответствии с разделом 5 положения о профильном ресурсном центре, утвержденного директором "*" * года, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПРЦ осуществляется "*" в соответствии с утвержденной годовой сметой расходов, включающей затраты на содержание ПРЦ (л.д.135-135). Шаламова Е.Б. состоит в трудовых отношениях с "*" в должности * "*" с * года, что подтверждается трудовым договором от * года (л.д.21-22), приказом о приеме на работу (л.д.133), должностной инструкцией (л.д.136-140), с которой ознакомлена истец. Из п. 5.1. трудового договора видно, что за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором работнику устанавливается заработная плата согласно штатному расписанию. Размер надбавки может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения на основании положения о надбавках "*" от * года и на основании постановлении Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 года № 930-ПП. Приказами от * года, от * года, от * года (л.д. 130,132) истцу выплачены надбавки в размере * оклада, а в * года работникам, в том числе и истцу, выплачена денежная премия (л.д.129). Таким образом, за период работы ответчик Шаламова Е.Б. получала заработную плату, состоящую из ****, данные выплаты производились из единого фонда оплаты труда "*", что подтверждается расчетными ведомостями за период с * года по * года (л.д.61-104), а также карточками-справками за * года (л.д.23-26), справкой о доходах истца за * год (л.д.27), штатным расписанием "*" (л.д.41-44). В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Свердловской области №930-ПП от 27.10.2005 года «Об оплате труда работников областных государственных образовательных учреждений Свердловской области» оплата труда ***, установленных в соответствии с пунктами 3,5,9-11 настоящего порядка, не может быть более чем на 30 процентов ниже оплаты труда руководителя образовательного учреждения. Истец предоставила расчет, предъявляемой к взысканию с ответчика * руб. (л.д.55-58), ссылается на п. 13 Постановления Правительства Свердловской области № 930-ПП от 27.10.2005 года и п. 3.4.положения об оплате труда работников "*". Суд считает, что в судебном заседании истец не доказала выполнение дополнительных работ согласно п.п. 3,5,9-11 Постановления Правительства Свердловской области №930-ПП от 27.10.2005 года. Пункт 13 данного постановления носит отсылочный характер к пунктам 3,5,9-11 этого постановления. Из п.3.4. положения об оплате труда работников "*" от * года следует, что оплата труда *** исчисленная с учетом стимулирующих выплат, доплат за дополнительную работу, надбавок, установленных в соответствии с настоящим положением не может быть более чем на 30 процентов ниже оплаты труда директора "*" В судебном заседании подтвердился факт выплаты истцу ежемесячной надбавки в размере должностного оклада в течение ** годов премии в * года Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Основной смысл ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заключается в том, что заработная плата работника определяется не произвольно, а на основе установленных законодательством критериев, которые отражают значимость его труда, позволяют разумно и справедливо дифференцировать оплату труда работников в зависимости от объективных обстоятельств. Установление таких критериев - основа обеспечения справедливой заработной платы, которая гарантируется всем трудящимся в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966). Заработная плата не ограничивается максимальным размером. Работник имеет право получить оплату, исчисленную на основе установленных критериев, без каких бы то ни было ограничений. В Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда. Это своего рода конкретизация положений ст. 3 ТК, запрещающей дискриминацию в сфере труда, и ст. 22 ТК, обязывающей работодателя обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Запрещение дискриминации связано и с обеспечением справедливой заработной платы. Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2010 года № 651-О-О, статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общие правила принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и сама по себе трудовые права работников не затрагивает. Кроме того, часть четвертая указанной статьи содержит норму-гарантию, не допускающую применения тех локальных нормативных актов, которые ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2009 года N 1374-О-О). Свидетель Д. пояснила в судебном заседании, что она ошибочно включила в положение об оплате труда работников "*" от 24.03.2008 года пункт 3.4., предусматривающий, что оплата труда *** исчисленная с учетом стимулирующих выплат, доплат за дополнительную работу, надбавок, установленных в соответствии с настоящим положением не может быть более чем на 30 процентов ниже оплаты труда директора "*" В зарплату * "*" входят как бюджетные, так и внебюджетные деньги. П. 13 Постановления Правительства Свердловской области № * носит отсылочный характер. Чтобы ** получить все доплаты, необходимы предпосылки, если их нет, то зарплата может быть и ниже 70 процентов от оплаты труда *. Никто из * не получал заработную плату не менее 70 процентов от заработной платы * Кроме того, в *** постоянно был перерасход надтарифного фонда (л.д.115-120). Справочная информация от ответчика (л.д.45) подтверждает факт перерасхода надтарифного фонда оплаты труда по ** за период с * - по * годы. Из выписки из лицевого счета № * о начисленной заработной плате директора "*" (л.д.59-60) видно, что заработная плата * за период с * по * год включала в себя не только тарифную ставку (должностной оклад), но и другие доходы (материальная помощь), в том числе и доходы от внебюджетной деятельности. В соответствии со штатным расписанием "*" (л.д. 36-39) за период с * года * "*" с кем истец сравнивает свою заработную плату, имеет длительный трудовой стаж по специальности, высшую, квалификационную категорию, * тарифный разряд, в отличие от истца. Кроме должностного оклада, а также выплат доплат и надбавок, установленных Постановлением Правительства Свердловской области №930-ПП, он ежемесячно на основании решения комиссии по вопросам оплаты труда руководителей при министерстве общего и профессионального образования и соответствующих приказов министра, получает доплаты, надбавки и ежеквартальные премии, к которым ** никакого отношения не имеют, поскольку в данном случае возникли трудовые отношения между работодателем (министром) и работником * . Трудовые отношения между * "*" и истцом характеризуются как отношения между работодателем и работником, которые имеют различный правовой статус и различную оплату труда, различный порядок и условия исчисления этой оплаты. Период, за который истец просит взыскать с ответчика требуемую сумму, его должность, квалификация и тарифный разряд неоднократно изменялись, как изменялась и его заработная плата, в отличие от * "*". Так, с * года по * года Шаламова Е.Б. работала в "*" в качестве * по * тарифному разряду с соответствующей оплатой труда. Согласно трудовому договору от * года она переведена на должность *** по * тарифному разряду. На основании решения аттестационной комиссии от приказом № * от * года (л.д.128) Шаламовой Е.Б. присвоена ** категория и установлен * тарифный разряд с оплатой согласно штатному расписанию. При этом истец ссылается на п. 3.4. положения об оплате труда "*", в котором записано, что заработная плата ** не может быть более чем на 30% ниже оплаты труда **. Согласно положению об оказании дополнительных платных образовательных услуг в "*" от * года (л.д.126-127) "*" имеет право оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Суд считает, что поскольку положение об оплате труда работников "*" от * года является локальным нормативным актом, то п. 3.4. данного положения не подлежит применению, так как ухудшает положение * "*" в части получения максимальной заработной платы и противоречит п. 13 Постановления Правительства Свердловской области №930-ПП и ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд учитывает, что данное учреждение является государственным, финансируется из областного бюджета, из справки о дебиторской и кредиторской задолженности ответчика (л.д.40) видно, что в * года "*" имел большую кредиторскую задолженность по заработной плате в пользу областного бюджета. Приказы Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 22.08.2008 года, от 04.02.2009 года, от 10.08.2009 года (л.д.141-147) свидетельствуют о дефиците областного бюджета, направлены на сокращение численности людей, прекращения выплаты стимулирующих выплат, доплат, введении режима жесткой экономии. Приказом ответчика от * года № * утвержден план антикризисных мероприятий (л.д.149-151). Также суд учитывает положения пункта 88 Постановления Правительства Свердловской области от 25.06.2010 года № 973-ПП, действующего с 01.12.2010 года, согласно которому оклад (должностной оклад) заместителей руководителей и главного бухгалтера устанавливается работодателем на 10-30 процентов ниже оклада (должностного оклада) руководителя, установленного в соответствии с п. 82 данного положения (л.д.161-164). Таким образом, суд считает, что заработная плата Шаламовой Е.Б. начислена и выплачена ответчиком с учетом квалификации работника, сложности труда, его количества и качества и является справедливой заработной платой, требование истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере * руб. является незаконным и необоснованным, и не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Шаламовой Е.Б. к "*" о взыскании недополученной заработной платы оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Решение в мотивированном виде изготовлено * года. Судья С.Л.Мартынюк