Решение по иску Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей `Общественный контроль` к ИП Белозеровой Л.М. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей



Дело № 2-1590/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 28 декабря 2010 года

Красногорский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сафронова М.В.,

при секретаре Садыковой Ю.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» к ИП Белозеровой Л.М. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Свердловская региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (далее СРОО ОЗПП «Общественный контроль») обратилась в суд с иском к ИП Белозеровой Л.М. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в порядке ст.ст.45,46 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указала, что СРОО ОЗПП «Общественный контроль» * года была проведена проверка соблюдения норм законодательства о защите прав потребителей ИП Белозеровой Л.М. осуществляющей деятельность по адресу Свердловская область г.Каменск-Уральский ул. *. Истец ссылался, что проверкой установлено: в нарушение Закона о защите прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55 (далее Правила продажи отдельных видов товаров), у ИП отсутствует информация для потребителей, в том числе сертификаты на часть товара, фирменное наименование организации продавца, сведения о режиме работы продавца, помимо этого в нарушение Инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания, утв. Приказами Минтога РСФСР от 28.09.1973 года № 346, Минторга СССР от 23.07.1973 года № 139 (далее Инструкция о книге жалоб) в магазине не ведется в установленном порядке книга жалоб и предложений, ценники на товар не соответствуют требованиям законодательства, отсутствуют товарно-сопроводительные документы на реализуемый товар.

Ответчику предложили устранить нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, пригласили в СРОО ОЗПП «Общественный контроль», однако нарушения не устранены, к истцу ответчик не явился. Просили признать противоправными, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга потребителей вышеуказанные действия ИП Белозерову Л.М., обязать прекратить противоправные действия, а также обязать его через городские СМИ или иным способом довести до потребителей решение суда, в также взыскать с ответчика в пользу истца судебные издержки в сумме 4600 рублей.

В судебном заседании представители истца СРОО ОЗПП «Общественный контроль» Барусков С.А. и Отрощенко Д.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ИП Белозеровой Л.М. исковые требования не признал. Указал, что отсутствуют со стороны ответчика нарушения закона. Сертификаты и накладные имеются на весь товар, однако поскольку приходившие к ним представители истца товар не покупали, им не были показаны сертификаты на товар. Ценники у него оформлены однообразно в соответствии с предъявляемыми требованиями. Жалобная книга имеется.

Выслушав участвующих лиц, допросив свидетелей, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Как следует из копий Протокола №* учредительного собрания, Устава СРОО ОЗПП «Общественный контроль» и свидетельств о государственной регистрации некоммерческой организации от * года, о внесении записи в ЕГРЮЛ от * года, указанная общественная организация потребителей создана с целью содействия защиты прав и свободных интересов потребителей, как отдельных физических лиц, так и неопределенного круга лиц, содействия совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей, для чего реализует в том числе указанные в ст.ст.45,46 Закона о защите право потребителей задачи.

Закон о защите прав потребителей в действующей редакции регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 45 ч.ч.1,2 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе в том числе: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). На основании ст.46 Закона о защите прав потребителей уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, истец должен доказать наличие обстоятельств, указывающих на нарушение ответчиком норм законодательства в сфере защиты прав потребителей и совершение им действий, нарушающих права потребителей.

Сторона истца ссылалась на акт проверки и фототаблицу, как доказательства.

Согласно акта проверки хозяйствующего субьекта №* от * года, в ходе которой сотрудники СРООО ОЗПП планово проверили ИП Белозерову.

Проверкой установлено, что отсутствует фирменное название объекта, режим работы, информация для потребителей, адрес организации, принимающей претензии от потребителей, книга отзывов не пронумерована, не прошнурована и не утверждена, ценники не соответствуют требованиям, сертификаты соответствия на товар отсутствуют, товарно-сопроводительные документы отсутствуют.

Однако доводы истца о том, что отсутствует название объекта и режим работы, что нарушает права потребителей, являются необоснованными.

Согласно ст.8 п.п.1,2 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

На основании ст.9 п.1 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Аналогично п.п.9,10 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливают, что названные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

На основании ст.11 п.п.2,3 Закона о защите прав потребителей, п.3 Правил продажи отдельных видов товаров режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей (не государственных и муниципальных), а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Таким образом, законодательство не содержит требований к ИП о размещении вывески, как не содержит требований и к параметрам вывески, а требует только информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.

Такая информация в павильоне имелась, что подтверждается пояснениями ответчика, показаниями свидетеля *, а также фототаблицей, представленной самим истцом (л.д.*) Она находилась на стенде в доступном месте для обозрения.

Представитель ответчика также пояснял, что информация о режиме работы содержалась на листе в файле, прикрепленном на наружной стороне входной двери в павильон. Это сделано на период изготовления постоянной вывески. Данный факт также подтвердила и свидетель *. Из представленной фототаблицы невозможно установить или опровергнуть данное обстоятельство, поскольку дверь сфотографирована с другой стороны.

Из акта, представленного истцом, невозможно установить, что именно отсутствует: установленный режим работы, или не выполнена обязанность по доведению его до сведения потребителей. Таким образом, стороной истца не представлено достаточных, объективных и исчерпывающих доказательств, подтверждающих данный факт.

Доводы истца о том, что отсутствует информация для потребителей об изготовителе и о товарах, а также о том, что отсутствовали сертификаты на товар и товарно-сопроводительные документы, также не нашли своего подтверждения.

В силу ст.8 ФЗ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Статья 10 п.п.1-3, ст.7 п.4 Закона о защите прав потребителей, п.п.11,12,32 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливают, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров должна также содержать: наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления и дату упаковки товара; противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний); сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации). По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.

Однако из представленных материалов и пояснений участвующих лиц следует, что при проверке сотрудники не приобретали какой-либо товар и не собирались его приобретать. Однако вся необходимая информация для потребителя о товаре и о его изготовителе содержится на этикетках и упаковках. Сотрудники истца, равно как и все потребители, могли ознакомиться с данной информацией о товаре путем изучения этикеток и упаковок. Сам допрошенный по ходатайству истца свидетель *, юрист СРОО «Общественный контроль» подтвердил, что продавец предоставляла им товар, они ознакомились с ним, но ничего не приобретали.

Пояснения участвующих лиц в части того, на какой именно товар требовали показать сертификаты и товарно-сопроводительные документы, также противоречивы.

Представитель истца Отрощенко указывал, что они требовали данные документы на все товары, в то время как свидетель * указывал, что они требовали документы на жвачку, сигареты и пиво. О других товарах свидетель не упоминал, равно как представители истца Барсуков и Отрощенко не упоминали о жвачке. Сторона истца не могла пояснить, на какие конкретно товары были затребованы документы. Свидетель *, находившаяся в павильоне при проверке указывала, что какие-либо документы сотрудники СРОО не требовали. В акте, составленном истцом, нет никакого указания, на какой товар отсутствуют сертификаты соответствия и товарно-сопроводительные документы.

Вследствие этого истцом не представлено объективных и достаточных доказательств в обоснование своей позиции и подтверждения указанных обстоятельств.

Доводы истца о несоответствии ценников ответчика требованиям законодательства, также не соответствуют материалам дела.

В силу п.19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Остальная информация может не размещаться на ценнике, а размещаться в иных местах, в том числе и на этикетках.

Однако из представленной истцом фототаблицы видно, что ценники на товаре выполнены единообразно, имеется указание наименование товара, цены, объема, имеется подпись материально ответственного лица, имеется дата оформления ценника. То есть имеется вся необходимая информация, предусмотренная правилами. Наличие печати для ведения предпринимательской деятельности необязательно. Надлежащих доказательств иного стороной истца не представлено. Не представлено данных, на какие именно товары ценники не соответствуют требованиям законодательства.

Доводы истца о том, что в нарушение п.8 Правил продажи отдельных видов товаров, и п.17 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 "Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания" (вместе с "Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания", утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139) книга отзывов и предложений ответчика не пронумерована, не прошнурована и не утверждена руководителем организации, что нарушает права потребителя, суд также не может принять во внимание, поскольку действующее законодательство таких требований не содержит.

В силу п.8 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Такая книга у ответчика имелась, она была представлена сотрудникам истца. Таким образом, такая книга должна быть у любого продавца обязательно, но храниться она может в любом другом, недоступном для потребителей месте и выдаваться только по их требованию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться только теми нормативными актами, принятие которых предусмотрено федеральным законом. Данный тезис подтверждается и пунктом 2 статьи 1 Закона, который гласит: "Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей".

В соответствии со статьей 26 Закона правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации. Как уже говорилось выше, Правительство Постановлением от 19 января 1998 г. N 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров, пункт 8 которых обязывает продавца иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию. Никаких других требований для книги отзывов и предложений Правительством РФ не установлено, поэтому требования, содержащиеся Приказе Минторга, не являющегося Правительством, не могут применяться, как не соответствующие требованиям Правил продажи отдельных видов товаров, и юридической силы иметь не будут.

Таким образом, стороной истца не представлено необходимых доказательств нарушения ответчиком норм законодательства о защите прав потребителей, равно как и доказательств противоправных деяний ИП Белозеровой. Следовательно, в иске следует отказать в полном объеме.

В требованиях о взыскании судебных издержек также следует отказать в связи с отказом в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» к ИП Белозеровой Л.М. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в мотивированной форме путем подачи кассационной жалобы через Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского.

Решение изготовлено в мотивированной форме * года.

Судья: Сафронов М.В.