№ 2-202-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 января 2011 г. Красногорский федеральный районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области в состав: Председательствующего федерального судьи Смирновой Л.А. С участием истца Пьянковой Е.Г., Представителя ответчика Пшенициной С.В., при секретаре Качалковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пьянковой Е.Г. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л : Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от *** истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Истец обратилась в суд с иском о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В судебном заседании истец поддержала исковые требования и просила признать решение ответчика об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью незаконным, обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности период отпуска по уходу за ребенком с *** по ***, период работы в должности *** с *** по ***, периоды работы в должности *** с *** по ***., назначить пенсию с ***. Суду пояснила, что ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, не засчитав в стаж педагогической деятельности указанные периоды. Считает, что период отпуска по уходу за ребенком должен быть включен в стаж, поскольку по ранее действующему законодательству отпуск включался в педагогический стаж. Наименование должности «педагог» неправильно указано работодателем, фактически она выполняла обязанности преподавателя. Считает, что невключение периода работы с *** г. по *** г. ущемляет её право на пенсию, которое предусматривалось ранее действующим законодательством. Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что истцу отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия стажа педагогической деятельности. Отпуск по уходу за ребенком использовался истцом с ***. Тогда как законодательством предусмотрено включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком до вступления в силу новой редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР, то есть до 06.10.1992. Должность педагога не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, педагогический стаж после 01.01.2001 подлежит учёту, если на указанную дату стаж составляет не менее 16 лет 8 месяцев. У истца это условие отсутствует, поэтому на дату обращения с заявлением необходимый стаж не выработан. Заслушав объяснения истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. Решением ответчика от *** (л.д. *) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку истцом не выработан необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности. В силу статьи 27 пункта 1 подпункта 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации). Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Суд находит обоснованными требования истца о включении в специальный стаж период работы в должности педагога *** 3 с *** по ***. Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 г. утвержден «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», распространяющийся на периоды времени до 1 ноября 1999 г. В отношении периодов работы после 1 ноября 1999 г., а по желанию гражданина – и периодов работы до 1 ноября 1999 г., применяется «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 г. Указанные нормативные акты предусматривают, что право на назначение досрочной трудовой пенсии имеют преподаватели внешкольных учреждений для детей (постановление № 463) и учреждений дополнительного образования детей, в том числе детской музыкальной школы (постановление № 1067). Наименование должности «педагог» указанные Списки не содержат. Из трудовой книжки (л.д. 14-16) усматривается, что приказом № от *** истец принята на работу в Детскую музыкальную школу № в качестве преподавателя ***. С *** переведена на должность ***. Приказом № от *** истец переведена на должность ***. Однако, в судебном заседании установлено, что в спорный период истец фактически исполняла обязанности преподавателя. Из письма Министерства культуры Российской Федерации от *** видно, что существовали разночтения в наименовании должностей педагогических работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Разъяснено, что указанные школы являются образовательными учреждениями школьного типа и наименование должностей педагогических работников в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками должны быть: преподаватель и концертмейстер. Наименование должности «педагог» относится к руководителям кружков, секций, студий и других аналогичных учреждений. Факт исполнения истцом обязанностей преподавателя в спорный период подтверждается приказом № от *** (л.д. *) по Детской музыкальной школе №, которым установлен факт ошибочного указания наименования должности, на которую принята истец, внесены изменения в трудовую книжку истца, а, именно, наименование должности «педагог» изменено на должность «преподаватель». Изменения внесены на основании письма Департамента культуры Правительства Свердловской области от 05 мая 1996 г., которым также подтверждается существовавшая неопределенность в наименовании должностей педагогических работников учреждений культуры и искусства. О допущенной работодателем ошибке в наименовании должности свидетельствуют штатные расписания Детской музыкальной школы № с *** и с *** (л.д. *), согласно которым в штате школы имеются только должности преподавателей. Из объяснений истца усматривается, что в спорный период фактически исполняемые обязанности соответствовали должностным обязанностям преподавателя. Таким образом, спорный период подлежит включению в специальный стаж. Суд не может согласиться с исключением из стажа педагогической деятельности истца периодов работы в должности преподавателя МОУ ДОД «***» с *** по ***, с *** по ***. Истец работает в должности преподавателя *** с *** по ***., затем с *** по настоящее время. Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее – Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (далее – Список № 463). За данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Список № 463 не содержал никаких условий о порядке включения в стаж периодов работы в должности преподавателя внешкольного учреждения для детей, к которым отнесены детские музыкальные школы, не предусматривал ограничений при исчислении педагогического стажа для данной категории педагогических работников. Признание государством работы истца в должности преподавателя детской музыкальной школы к педагогической деятельности, являющейся основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, служит факт включения периодов работы в этой должности с *** по *** в специальный стаж (л.д. *). Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 предусмотрел, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости имеется наименование должности «преподаватель» и наименование учреждения дополнительного образования детей – «детская школа искусств, в том числе по видам искусств». Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что периоды работы начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы, если на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Суд находит, что положения пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. не согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Суд признает правильным исключение из специального стажа периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Согласно справке (л.д. *) истец с *** по *** находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункта 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. (далее – Правила), в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период получения пособия по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет не включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Согласно статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). Таким образом, ныне действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Данным правовым нормам (статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации и пункту 4 Правил) не придана обратная сила, в связи с чем, они не могут распространяться на отношения, возникшие до вступления их в законную силу. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием названного Закона период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г. Поскольку истцу отпуск по уходу за ребенком предоставлен после 06 октября 1992 г., то период отпуска не может быть включен в специальный стаж. С учетом подлежащих включению в стаж периодов работы истца педагогический стаж на день обращения к ответчику составил менее 25 лет, следовательно, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью правомерен. Оснований для удовлетворения требований истца о назначении пенсии с *** не имеется. В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд учитывает объем предоставленных истцу юридических услуг, существо спора, частичное удовлетворение требований, и признает подлежащей возмещению сумму расходов на оплату услуг представителя 500 руб. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Пьянковой Е.Г. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично. Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от *** в части невключения в стаж педагогической деятельности периодов работы Пьянковой Е.Г.: - с *** по *** в должности педагога по ***; - с *** по ***, с *** по *** в должности преподавателя МОУ ДОД «***». Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения Пьянковой Е.Г. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятлньностью периоды работы: - с *** по *** в должности педагога по ***; - с *** по ***, с *** по *** в должности преподавателя МОУ ДОД «***». В удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказать. Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Пьянковой Е.Г. расходы по оплате услуг представителя в сумме 500 (пятьсот) руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский федеральный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ***. Председательствующий: