№ 2-108/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Каменск-Уральский 16 марта 2011 г. Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: судьи Мартынюк С.Л., при секретаре Самохиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалобаевой С.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от * года истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Истец обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В судебном заседании истец поддержала свои требования и просит суд: Признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе № * от * года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в специальный стаж период работы с * года по * года в должности * в детском комбинате № * "*", период работы с * года по * года в должности * ДК школьников *, период работы с * года по * года в должности преподавателя детской школы искусств № * Детского культурного центра, период работы с * года по * года в должности * детской школы искусств № * муниципального учреждения культуры "*", период работы с * года по * года в должности * дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр "*", период работы с * года по * года в должности * дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр "*". Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить досрочную пенсию по старости с даты обращения за её назначением, то есть со * года. Представитель ответчика исковые требования не признала и суду пояснила, что спорный период с * года по * года в должности музыкального работника в детском комбинате № * "*" и период работы с * года по * года в должности * ДК школьников * не подлежит включению в стаж педагогической деятельности, поскольку данные должности и учреждения не предусмотрены Списком № *, кроме того не подтверждена работа с детьми. Период работы с * года по * года в должности * детской школы искусств № * Детского культурного центра и период работы с * года по * года в должности * детской школы искусств № * муниципального учреждения культуры "*" также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку * не предусмотрен Списком № *, а у детской школы искусств отсутствует статус юридического лица согласно ст. 12 Закона «Об образовании». Кроме того, периоды работы Шалобаевой С.В. с * по * годы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (реквизитом «выслуга лет», «условиями для назначения досрочной трудовой пенсии»), поэтому не могут быть включены в специальный стаж. Период работы с * года по * года в должности * дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр "*" и период работы с * года по * года в должности * дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр "*" не могут быть включены в льготный стаж, поскольку по состоянию на * года отсутствует педагогический стаж * лет. * месяцев в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № *, № *, Законом Российской Федерации №173-ФЗ. Кроме того, данные периоды работы Шалобаевой С.В. после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. С учетом спорного период стаж работы истца составил * года * месяца * дня. Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу: Решением ответчика от * года (л.д.14-16) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку истцом не выработан необходимый *-летний стаж педагогической деятельности. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации). В силу статьи 27 пункт 1 подпункт 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, значится наименование должности «музыкальный руководитель». Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 N 39 установлено тождество наименования должности "Музыкальный работник" наименованию должности "Музыкальный руководитель". Ответчик считает, что поскольку вышеназванные учреждения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, дающих право на пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., утвержденным постановлением Правительства РФ т 29.10.2002 года № 781, данные периоды не могут быть включены в льготный стаж. Суд не может согласиться с такими выводами ответчика. Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года определяет такие условия для назначения пенсии за выслугу лет, как вид и характер деятельности, а не наименование организации. Конституционный суд РФ своим Постановлением №11-П от 3 июня 2004 года признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 ст. 28 и пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей ….,в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей…, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, то законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. Следовательно, право на досрочную пенсию не зависит от организационно-правовой формы работодателя, у которого истец работала. Педагогическая деятельность в учреждениях для детей, осуществляемая во всех вышеназванных учреждениях для детей дает право на получение досрочной пенсии Шалобаевой С.Н. Назначение пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности. Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья педагогическая деятельность протекала на протяжении длительного периода в учреждениях для детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнения определенной нагрузки. Справки из детского культурного центра (л.д.24-25), Устав муниципального учреждения культуры "*" (л.д. 36-41), Положение о порядке приема учащихся в структурное подразделение «Детская школа искусств № *» (л.д.42), Лицензия детской школы искусств № * (л.д.45-46), должностные инструкции руководителя студии, преподавателя МУК "*" (л.д.47-48) подтверждают осуществление истцом педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Таким образом, наличие у детской школы искусств статуса юридического лица не влияет на условия и характер профессиональной деятельности истца в педагогической должности, не влечет ограничений в праве на пенсионное обеспечение. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Ответчик также считает, что периоды работы Шалобаевой С.В. после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (реквизитом «выслуга лет», «условиями для назначения досрочной трудовой пенсии», поэтому не могут быть включены в специальный стаж. Суд не может согласиться с данным доводом ответчика, поскольку не усматривает вины Шалобаевой С.Н. в действиях работодателя, которые не указывали реквизиты «выслуга лет», «условия для назначения досрочной трудовой пенсии» (л.д. 29-35) Пенсионные взносы перечислялись учреждением, где работала истец, и отношения по предоставлению сведений застрахованного лица возникли между работодателем и пенсионным фондом. Отсюда следует, что истец работала в учреждениях для детей, независимо от их возраста и осуществляла педагогическую деятельность. Поэтому, все спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж истца. Учитывая, что с учетом спорного периода стаж педагогической деятельности истца на день обращения в УПФ составляет * года * месяца * дня, то есть менее требуемых 25 лет, то пенсия Шалобаевой С.Н. не может быть назначена со дня подачи заявления к ответчику, то есть со * года. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Шалобаевой С.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить частично. Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от * года об отказе Шалобаевой С.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, Шалобаевой С.Н. следующие периоды: период работы с * года по * года в должности * в детском комбинате № * ЖКХ треста "*", период работы с * года по * года в должности * ДК школьников *, период работы с * года по * года в должности * детской школы искусств № * *, период работы с * года по * года в должности * детской школы искусств № * муниципального учреждения культуры "*", период работы с * года по * года в должности * дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр "*", период работы с * года по * года в должности * дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр "*". В назначении Шалобаевой С.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со * года отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в 10-дневный срок со дня вынесения решения. Судья С.Л.Мартынюк