Дело № 2-162/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Каменск-Уральский 07 февраля 2011 года Красногорский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сафронова М.В., при секретаре Садыковой Ю.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» к ИП Никоновой И.Н. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, У С Т А Н О В И Л : Свердловская региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (далее СРОО ОЗПП «Общественный контроль») обратилась в суд с иском к ИП Никоновой И.Н. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в порядке ст.ст.45,46 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указала, что СРОО ОЗПП «Общественный контроль» * года была проведена проверка соблюдения норм законодательства о защите прав потребителей ИП Никоновой И.Н. осуществляющей деятельность в магазине «*» по адресу Свердловская область г.Каменск-Уральский ул. * . Истец ссылался, что проверкой установлено: в нарушение Закона о защите прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55 (далее Правила продажи отдельных видов товаров), у ИП отсутствовало фирменное наименование, место нахождения, режим работы, информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименование зарегистрировавшего ее органа. Отсутствовали Правила продажи отдельных видов товаров, книга отзывов и предложений, данные о месте нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание. Также истец ссылался, что отсутствовало единообразие оформленных ценников, отсутствовала дата на ценниках, наименование производителя, не были предоставлены сертификаты соответствия на реализуемую продукцию, отсутствовали условия для примерки товаров, товарно-сопроводительные документы на момент проверки не представлены, на товарах отсутствовали ярлыки с указанием наименования, артикула, цены, размера, информация на русском языке. Ответчику предложили устранить нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, пригласили в СРОО ОЗПП «Общественный контроль», однако нарушения не устранены, к истцу ответчик не явился. Истец просил признать противоправными, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга потребителей действия ИП Никоновой И.Н., Обязать ответчика: разместить в торговом зале ответчика вывеску с указанием фирменного наименования ответчика, юридического адреса и режима работы, разместить в торговом зале на видном и доступном месте информацию о государственной регистрации ответчика и наименовании зарегистрировавшего ее органа, Разместить в торговом зале на видном и доступном месте Правила продажи отдельных видов товаров, информацию о наименовании и месте нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий, разместить в специальном футляре книгу отзывов и предложений, Обеспечить в торговом зале на видном и доступном месте наличие сертификатов соответствия (деклараций) на реализуемую продукцию, Оборудовать примерочную кабину с зеркалами, оснастив ее банкетками или скамейками, подставками, Обеспечить на товарах наличие ярлыков, информации о товарах и изготовителях на русском языке. Взыскать судебные издержки в сумме * рублей, а также через городские СМИ или иным способом довести до потребителей решение суда. В судебном заседании представитель истца СРОО ОЗПП «Общественный контроль» Отрощенко Д.А. исковые требования поддержал. ИП Никонова И.Н. и ее представитель исковые требования не признали, указали, что на момент рассмотрения дела нарушений, о которых указывал истец, не имеется. Выслушав участвующих лиц, допросив свидетеля, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в настоящее время. Как следует из копий Протокола №* учредительного собрания, Устава СРОО ОЗПП «Общественный контроль» и свидетельств о государственной регистрации некоммерческой организации от * года, о внесении записи в ЕГРЮЛ от * года, указанная общественная организация потребителей создана с целью содействия защиты прав и свободных интересов потребителей, как отдельных физических лиц, так и неопределенного круга лиц, содействия совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей, для чего реализует в том числе указанные в ст.ст.45,46 Закона о защите право потребителей задачи. Закон о защите прав потребителей в действующей редакции регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 45 ч.ч.1,2 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе в том числе: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). На основании ст.46 Закона о защите прав потребителей уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. На основании ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, истец должен доказать наличие обстоятельств, указывающих на нарушение ответчиком норм законодательства в сфере защиты прав потребителей и совершение им действий, нарушающих права потребителей. Сторона истца ссылалась на акт проверки и фототаблицу, как доказательства. Согласно акта проверки хозяйствующего субьекта №* от * года, в ходе которой сотрудники СРООО ОЗПП первично проверили ИП Никонову. В акте указано, что отсутствует название объекта, режим работы, информация для потребителей, адрес организации, принимающей претензии от потребителей, книга отзывов, соответствует дата оформления ценника, отсутствует наименование производителя. Отсутствуют сертификаты соответствия, условия для примерки товаров, товарно-сопроводительные документы. При выборочной проверке на кроссовках черного и белого цвета отсутствуют ярлыки, при выборочной проверке на кроссовках черного цвета отсутствует информация на русском языке. Акт составлен * года в 17.45, ответчику предложено прибыть к истцу * года в 09.00. Иск подан * года Данный акт не подписан ответчиком, указано, что ИП Никонова от подписи акта, объяснений отказалась, что заверили инспекторы СРОООЗП «общественный контроль». Кроме того, истцом представлены фотографии отдела ИП Никоновой. Судом установлено следующее: Согласно ст.8 п.п.1,2 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке. На основании ст.9 п.1 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Аналогично п.п.9,10 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливают, что названные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. На основании ст.11 п.п.2,3 Закона о защите прав потребителей, п.3 Правил продажи отдельных видов товаров режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей (не государственных и муниципальных), а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Законодательство не содержит требований к ИП о размещении вывески, как не содержит требований и к параметрам вывески, а требует только информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего органа. В настоящее время на момент рассмотрения дела такая информация имеется, что подтверждается пояснениями ответчика и представленными ответчиком фотографиями. Данная информация об ИП, его государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего его органа, режиме работы имеется в наглядной и доступной форме, расположена на видном месте у входа в отдел (фото № 3). Таким образом, требования истца о размещении именно вывески с указанной информацией не основаны на действующем законодательстве, иных нарушений в данной части в настоящее время не усматривается. Доводы истца о том, что в нарушение п.8 Правил продажи отдельных видов товаров, и п.17 Приказа Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 "Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания" (вместе с "Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания", утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139) книга отзывов и предложений отсутствует, суд также не может принять во внимание. В силу п.8 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Такая книга у ответчика имеется, она была представлена суду. Таким образом, такая книга должна быть у любого продавца обязательно, но храниться она может в любом другом, недоступном для потребителей месте и выдаваться только по их требованию. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться только теми нормативными актами, принятие которых предусмотрено федеральным законом. Данный тезис подтверждается и пунктом 2 статьи 1 Закона, который гласит: "Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей". В соответствии со статьей 26 Закона правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации. Как уже говорилось выше, Правительство Постановлением от 19 января 1998 г. N 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров, пункт 8 которых обязывает продавца иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию. Никаких других требований для книги отзывов и предложений Правительством РФ не установлено, поэтому требования, содержащиеся Приказе Минторга, не являющегося Правительством, не могут применяться, как не соответствующие требованиям Правил продажи отдельных видов товаров, и юридической силы иметь не будут. Следовательно, требования истца об обязании ответчика разместить книгу отзывов и предложений в специальном футляре на видном и доступном месте не основаны на действующем законодательстве. Ответчик обязан только представить данную книгу по требованию покупателя. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998 года, и ФЗ «О защите прав потребителей» у ответчика также имеется, на момент рассмотрения дела представленными фотографиями подтверждается, что указанные документы вывешены в доступном и наглядном месте. Требования истца обязать ответчика разместить информацию о фирменном наименовании и месте нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателя, суд также находит необоснованными, поскольку в силу п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию, которая должна содержать наименование и место нахождения изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Данное требование Правил не подразумевает под собой доведение информации об организациях и государственных органах, куда потребители могут представить свои жалобы или претензии, либо обратиться за юридической помощью. Организация, о которой необходимо размещать информацию, должна быть уполномочена изготовителем или продавцом и производить ремонт и техническое обслуживание товара. При этом имеется ввиду технически сложный товар, однако, если такой организации нет и информация о нем не размещена, это не лишает потребителя обратиться за устранением недостатков непосредственно к продавцу, который сам может выбрать, где и каким образом произвести ремонт. Стороной истца не представлено доказательств, что ответчик торгует товаром, которому требуется техническое обслуживание. А продавец может никого и не уполномочивать на ремонт, и самостоятельно определять, каким образом и где он будет устранять выявленные недостатки. Требование оборудовать примерочную кабину с зеркалами и оснастить ее банкетками или скамейками, также не может быть удовлетворено. Действительно в силу п.42 Правил, продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками. Однако исходя из представленных фотографий ответчиком и договора аренды торговой площади в магазине «*», примерочная кабина, которой могут пользоваться покупатели ответчика, в торговом зале имеется. Кроме того, на фотографиях (л.д.46), представленных самим истцом видно, что примерочная кабина с зеркалом имеется, имеются места для сидения. При этом, тот факт, что данной кабиной могут пользоваться покупатели нескольких продавцов, находящихся в помещении данного магазина «*», не имеет юридического значения и законом не запрещено нескольким продавцам обеспечивать условия для примерки в одной примерочной. Доводы истца о том, что отсутствовали сертификаты на товар и товарно-сопроводительные документы, также не нашли своего подтверждения. Они опровергаются представленными ответчиком сертификатами соответствия и накладными. При этом требование истца об обязании ответчика обеспечить в зале на видном и доступном месте для покупателя сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) также не основано на действующем законодательстве. Статья 10 п.п.1-3, ст.7 п.4 Закона о защите прав потребителей, п.п.11,12,32 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливают, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Из показаний свидетеля * следует, что ему выдавали гарантийный талон при покупке обуви. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанности обеспечивать на видном и доступном месте сертификаты соответствия, данные документы должны быть предъявлены покупателю по его требованию, а размещение и хранение данных документов определяет сам продавец. Кроме того, правила обязывают предъявлять покупателю любой документ: либо сертификат соответствия либо товарно-сопроводительные документы, а не оба одновременно. В силу п.19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Остальная информация может не размещаться на ценнике, а размещаться в иных местах, в том числе и на этикетках. Из представленных истцом фотографий видно, что в настоящее время ценники на товарах выполнены единообразно, имеется указание наименование товара, цены, имеется подпись материально ответственного лица, имеется дата оформления ценника, страна производитель. То есть имеется вся необходимая информация, предусмотренная правилами. Наличие печати для ведения предпринимательской деятельности необязательно. Согласно п.41 Правил, товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха). Оснований для удовлетворения требований в настоящее время об обеспечении наличия ярлыков на товаре и информации о товарах и их изготовителях на русском языке не имеется, поскольку представленными фотографиями и пояснениями стороны ответчика подтверждено, что на момент рассмотрения дела по существу на товарах и упаковках имеются ярлыки с указанием данной информации. Доказательств обратного стороной истца не представлено. Из представленного истцом акта также следует, что ярлыки отсутствовали на момент проверки только на кроссовках, причем на каких именно, не конкретизировано и не указано. Таким образом, суд считает, что на момент рассмотрения дела какие-либо действия ответчика не нарушают нормы в сфере законодательства о защите прав потребителей. Нарушения, если они и были на момент составления акта от * года, устранены и обязать ответчика устранить нарушения нет оснований. При этом суд учитывает, что сам истец, проведя проверку вечером, на следующий же день обратился с иском в суд, не давая времени на проведение соответствующих мероприятий, хотя сам предлагал ответчику добровольно устранить нарушения, что является злоупотреблением правом в силу ст.10 ГК РФ. Таким образом, в иске следует отказать. Истец также просил взыскать в его пользу издержки, связанные с рассмотрением дела в сумме * рублей, за оплату услуг представителя ООО «Агентство по защите прав потребителей «Экспертиза». В качестве доказательств, обосновывающих расходы, представлены договор об оказании услуг от * года между истцом и ООО «Агентство по защите прав потребителей Экспертиза», квитанция к приходному кассовому ордеру от * года. Кроме того, представлены копии авансового отчета и расходного кассового ордера о получении Барсуковым С.А. на подотчет * рублей. Данные копии не заверены, печати организации не имеется. Суд определением от * года обязывал истца представить кассовые книги, подтверждающие несение расходов на предоставление интересов истца, однако данные книги не были представлены истцом. В силу п.3,14,22 Письма ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (ред. от 26.02.1996) "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с "Порядком. ..", утв. ЦБ РФ 22.09.1993 N 40), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Договором предусмотрено, что оплата может осуществляться путем оплаты в кассу исполнителя. Однако кассовой книги суду не представлено, из копии расходного кассового ордера не следует, что он был выписан именно в связи с оплатой услуг по договору. Таким образом, самим истцом не представлено достаточных и надлежащих доказательств несения расходов на оплату услуг представителя. При этом суд также учитывает, что руководителем организации – истца и ООО «Агентства по защите прав потребителей Экспертиза» является одно и то же лицо – Барсуков С.А., представитель Киряков А.Г., которому от имени ООО выдана доверенность, участвовал только при опросе сторон, а в дальнейшем в судебном заседании не участвовал, сам Киряков А.Г. является работником истца. А интересы истца в судебном заседании представлял начальник юридического отдела СРОО ОЗПП «общественный контроль». Данные действия истца суд считает также злоупотреблением правом в силу ст.10 ГК РФ. Таким образом, и в требовании о взыскании судебных издержек также следует отказать, как не подтвержденном надлежащими доказательствами. На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» к ИП Никоновой И.Н. о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и взыскании судебных издержек, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в мотивированной форме путем подачи кассационной жалобы через Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского. Решение в мотивированной форме изготовлено * года. Судья: Сафронов М.В.