г.Каменск – Уральский 16 марта 2011 года Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сафронова М.В., при секретаре Садыковой Ю.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первушиной Л.С. к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения» г.Каменска-Уральского и Каменского района о взыскании компенсационных выплат. У С Т А Н О В И Л: Муж истца * являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имел право на получение компенсаций и льгот, установленных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее базовый закон). * года * умер. Истец обратилась к ответчику за назначением компенсационных выплат по ст.14 базового закона, выплате пособия на погребение, выплате единовременной компенсации, предусмотренной ст.39 базового закона. Ответчик потребовал предоставления дополнительных документов. Истец обратилась в суд к ответчику с требованием об обязании назначить и выплачивать ей ЕДК по возмещению вреда здоровью в связи со смертью мужа-инвалида, ЕДК на приобретение продовольственных товаров, взыскать пособие на погребение и единовременную компенсацию по ст.39 базового закона, а также признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.13 и 15 ст.14 базового закона. В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, указали, что закон не предусматривает обязательное наличие нетрудоспособности иждивенцев. Представитель ответчика УСЗН иск не признала, указала, что истцом не представлено документов о нахождении ее на иждивении умершего, и о ее нетрудоспособности, следовательно, право на получение выплат на нее не распространяется. Пособие на погребение истец получила по другому закону в УПФ РФ. Заслушав объяснения и письменные отзывы сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.13 и 15 ст.14 базового закона, умершему гарантировались: Ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров; Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на данную ежемесячную денежную компенсацию, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако суд не может согласиться с позицией истца о ее праве на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в соответствии с положениями пункта 13 и 15 части первой и части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права. Частью четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Анализ вышеприведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи, только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки. В пункте 13 части первой статьи 14 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров. В указанных нормах определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в пунктах данной статьи не предусмотрено. Таким образом, право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров и на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по данному Закону, при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти. Кроме того, согласно статье 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. Что касается также ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам, то в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ее получение распространяется только на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Доказательств того, что истец или дети умершего являются нетрудоспособными и находились на иждивении умершего, не представлено. Каких-либо документов, подтверждающих данные обстоятельства, нет. Истец не является инвалидом, пенсионером, у нее не имеется утраты трудоспособности. Истец является трудоспособной, длительное время и в момент смерти и после смерти супруга истец работала и работает по настоящее время, что подтверждается справкой с места работы. (л.д.15). Доводы о том, что доход супруга был выше ее заработной платы не имеют юридического значения. Доводы о том, что в силу заболевания истец длительное время находилась на больничном, суд во внимание принять не может, поскольку это периоды именно временной нетрудоспособности, а не постоянной. Таким образом, нельзя считать истца нетрудоспособной, состоявшей на иждивении умершего. Факт совместного проживания не указывает на факт иждивенчества. Документов, подтверждающих нетрудоспособность иных членов семьи, также не представлено. При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации в возмещения вреда здоровью не имеется, как не имеется и оснований для признания права на получение истцом мер данной социальной поддержки. Что касается требования о взыскании пособия на погребение в порядке ст.14 базового закона, суд учитывает следующее: Согласно ст.3 базового закона, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. В силу ст.10 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем * рублей, с последующей индексацией. Истец такое пособие получила в органах Пенсионного Фонда РФ, что она сама подтвердила. Таким образом, данное пособие может быть предоставлено только по одному основанию. И поскольку истец данное пособие получила по ФЗ «О погребении и похоронном деле», то по базовому закону она не имеет права на получение такой же меры социальной поддержки. К тому же она получила пособие в большем размере, чем получила бы его по базовому закону. Что касается требований о взыскании единовременной компенсации, то в данных требованиях также необходимо отказать по следующим основаниям: Согласно ст.39 базового закона, семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация. Она составляла * рублей на момент смерти *. Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 в целях реализации базового Закона. Пунктом 3 Правил установлено, что члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в статьях 39 и 41 Закона, прилагают к заявлению документы, дающие право на меры социальной поддержки. Согласно подпункту "в" этого пункта к заявлению должна быть приложена заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона. Правила изданы во исполнение статьи 4 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный в подпункте "в" пункта 3 Правил документ представляется для получения мер социальной поддержки, установленных частью четвертой статьи 39 Закона. Из анализа названной нормы Закона следует, что предусмотренная в ней единовременная компенсация выплачивается, если смерть кормильца явилась следствием чернобыльской катастрофы. При этом никакого исключения для семей умерших инвалидов-чернобыльцев не содержится. Во всех случаях обязательным условием выплаты единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца, является наличие причинной связи между смертью кормильца и аварией на Чернобыльской АЭС. Следовательно, предписание подпункта "в" пункта 3 Правил о необходимости представления, в том числе членами семьи умершего инвалида-чернобыльца, заверенной копии заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы основано на требованиях части четвертой статьи 39 Закона, определяет порядок предоставления установленной этой нормой меры социальной поддержки. Довод истца, что представления такого заключения не требуется, не соответствует действительности. Кроме того, подпункт «д» п.3 Правил также требует предоставить документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца. Таких документов истцом также не представлено, как не представлено доказательств ее нетрудоспособности и нахождения на иждивении умершего. Следовательно, оснований для выплаты данной компенсации не имеется. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Первушиной Л.С. к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения» г.Каменска-Уральского и Каменского района о взыскании компенсационных выплат, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Красногорский районный суд. Каменска-Уральского Свердловской области Сафронов М. В.