Решение по иску Маминой Е.А. к ГУ УПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью



Дело № 2-1010/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2011 года

Красногорский федеральный районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

Судьи Сметаниной Н.Н.

При секретаре Юдиной А.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маминой Е.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью

УСТАНОВИЛ:

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе №*** от *** Маминой Е.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Мамина Е.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе об отказе в назначении пенсии по старости, о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной пенсии по старости.

В судебном заседании истец поддержал свои требования и просит суд:

1.      Признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным.

2.      Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в специальный стаж спорные периоды работы в Санатории-профилактории ОАО «***» и Каменск-Уральском ***.

3.      Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить досрочную пенсию по старости с даты возникновения права.

В обоснование требований истец показала, что с *** года она осуществляет медицинскую деятельность и кроме этой деятельности другую работу не выполняла.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ с требованиями истца не согласилась и показала, что спорные периоды не могут быть включены в льготный стаж, так как Списком учреждений Санаторий-профилакторий не предусмотрен. Также Списком не предусмотрены должности, в которых работала истец. В *** истец работала на должности, которая не предусмотрена Списком. Кроме того, следует учесть, что при зачете спорных периодов стажа льготной работы для назначения пенсии недостаточно.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** в специальный стаж истца не включены периоды с *** по *** в должности медсестры бассейна ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности медсестры бассейна ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности медсестры бассейна ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности медсестры подводного душа-массажа ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности медсестры иглорефлексотерапевтического кабинета ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности диетсестры ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности диетсестры ОАО «*** «Санаторий-профилакторий», с *** по *** в должности медсестры по диетпитанию ***.

Ответчик считает, что поскольку Санаторий-профилакторий ОАО «***» и вышеназванные должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях, эти периоды работы не могут быть включены в льготный стаж. Кроме того, не представлены сведения персонифицированного учета за указанный период, подтверждающие льготный характер работы.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.

Из вышеуказанной статьи следует, что законодатель определяет такие условия для назначения пенсии за выслугу лет, как вид и характер деятельности, и не ставит в зависимость от наименования лечебного учреждения и правильности предоставления сведений работодателем.

Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержден постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года. Согласно Списку должностей право на досрочную пенсию имеют медицинские сестры.

Истец в спорные периоды работала медицинской сестрой в Санатории-профилактории ОАО «***».

Конституционный суд РФ своим Постановлением №11-П от 3 июня 2004 года признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 ст. 28 и пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами, в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Следовательно, право на досрочную пенсию не зависит от наименования учреждения, в котором истец работала. Лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, осуществляемая в негосударственных медицинских учреждениях, также дает право на получение досрочной пенсии.

Назначение пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнения определенной нагрузки.

В пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, указаны санатории (курорты), лечение в которых осуществляется по определенному профилю. Это означает, что работа в должности медсестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в вышеназванном разделе Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Представленные суду лицензии и сертификаты (л.д.31-41) свидетельствуют о том, что с *** года Санаторий-профилакторий «***», являющийся структурным подразделением ОАО «***», имел право на осуществление медицинской деятельности. Ему дано право на оказание санаторно-курортной помощи. Санаторно-курортная помощь включает в себя, в том числе лечение болезней органов кровообращения, дыхания, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, вышеуказанными документами подтверждено, что в Санатории-профилактории оказывается первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь.

Отсюда следует, что истец работала медицинской сестрой в многопрофильном санатории и осуществляла медицинскую деятельность по нескольким профилям, включая указанные в Списке.

Истец работала медсестрой бассейна, медсестрой подводного душа-массажа, диетсестрой. Ответчик считает, что должности, которые занимала истец, не предусмотрены Списком. Прежде всего, следует отметить, что истец работала медицинской сестрой. Списком предусмотрена должность медицинской сестры, медицинской сестры кабинета. Суд считает, что в наименовании должности истца обозначено место работы, а именно бассейн, кабинет подводного душа-массажа. Указание в наименовании должности истца места работы (кабинета) не свидетельствует, что такая должность не предусмотрена Списком. Из должностных инструкций следует, что на указанных должностях истец осуществляла лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья граждан.

В двух спорных периодах *** годов должность истца значится, как диетсестра. Из штатного расписания (л.д.69-76) следует, что в штате Санатория-профилактория имелась должность медицинской сестры диетической. Следовательно, истец работала в должности медсестры диетической, поскольку другой медсестры в штате не было. Из должностной инструкции (л.д.52-54) следует, что в должностные обязанности медсестры диетической входит деятельность по охране здоровья отдыхающих в санатории-профилактории, оказание неотложной медицинской помощи, выполнение назначений лечащего врача. Представленный суду сертификат (л.д.14) свидетельствует о том, что для работы в должности медсестры диетической необходима соответствующая медицинская квалификация, которую истец получила, пройдя обучение и сдав квалификационный экзамен.

На основании изложенного, суд считает возможным признать, что в спорные периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** истец работала в учреждении, осуществляющем деятельность по охране здоровья населения, на должностях поименованных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года. Поэтому указанные периоды подлежат включению в льготный стаж.

С *** по *** истец работала в Каменск-Уральском ***. Период не включен в стаж, так как должность медсестры по диетпитанию, по мнению ответчика, не поименована списком. Суд не согласен с доводами ответчика. Списком предусмотрена должность медсестры без указания профиля ее работы. Истец работала в должности медсестры по диетпитанию, что свидетельствует о профиле ее работы. Уточняющей справкой подтверждено, что должность истца относится к среднему медицинскому персоналу. Из должностной инструкции (л.д. 55-56) следует, что в должностные обязанности истца входила деятельность по охране здоровья лиц, находящихся в неврологическом отделении дома-интерната. Суд считает, что указанный период подлежит включению в льготный стаж.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в специальный стаж истца зачтено *** года *** мес. *** дней. По решению суда подлежит зачету *** лет *** мес. *** дней. Всего специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составлял *** лет *** мес. С учетом того, что после обращения за назначением пенсии истец продолжает работать в медицинском учреждении на должности медицинской сестры, необходимый стаж на дату принятия настоящего решения ею выработан. Поэтому суд должен обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Маминой Е.А. досрочную пенсию по старости с даты возникновения права.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** об отказе Маминой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в специальный стаж Маминой Е.А. следующие периоды:

- с *** по *** в должности медсестры бассейна ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»;

- с *** по *** в должности медсестры бассейна ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»;

- с *** по *** в должности медсестры бассейна ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»;

- с *** по *** в должности медсестры подводного душа-массажа ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»;

- с *** по *** в должности медсестры иглорефлексотерапевтического кабинета ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»;

- с *** по *** в должности диетсестры ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»;

- с *** по *** в должности диетсестры ОАО «*** «Санаторий-профилакторий»

- с *** по *** в должности медсестры по диетпитанию ***

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Маминой Е.А. досрочную пенсию по старости с даты возникновения права.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через канцелярию Красногорского районного суда.

СУДЬЯ