Решение по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к ООО `СУАЛ-Кремний-Урал` о возложении обязанностей



Дело 2- 868\11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Каменск-Уральский 22 июля 2011 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сафронова М.В., при секретаре Садыковой Ю.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» о возложении на ответчика следующих обязанностей:

1.Обязать ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух до * года,

2.Обязать ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны для объектов ООО «СУАЛ-Кремний-Урал», расположенных на промышленной площадке г.Каменск-Уральский, ул. *, д.* до * года,

3. Обязать ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» установить газоочистные сооружения для эксплуатации рудотермических печей №*, расположенных на промышленной площадке г.Каменск-Уральский ул. *, * до * года.

В обоснование иска указал, что согласно п.4.2 Устава ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» основными видами деятельности является производственная деятельность, включая, производство и переработку кремния сплавов с содержанием кремния. В период с * года по * года в ходе прокурорской проверки предприятия на промплощадке, расположенной по адресу: Свердловская область г.Каменск-Уральский ул. *, * установлено, что ответчик в нарушение ст.ст.12, ч.2 ст.14, 15, 16, 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст.22,39 Федерального закона «Об охране окружающей среды, осуществлял деятельность без проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

* года имущественный комплекс, включая стационарные источники выбросов, передан ответчику на праве собственности, стоит на балансе предприятия.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятием с * года осуществляется без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане и юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и доработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

В силу ч. 1 ст. 21 указанного закона, нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
На основании ч. 1 ст. 23 закона, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

На земельном участке, преданном ответчику в аренду, располагается промплощадка с комплексом рудотермических печей с 1 по 6. ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» относится к 1 категории по степёни воздействия выбросов на атмосферный воздух.

В соответствии с п.1 ст.35 закона, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ст.44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Ответчик не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является нарушением ст.ст.34, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, п.2.1, 2.5, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74.

В п.2 ст.52 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В ст.11 Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.1, 2.6, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 274, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарнозащитных зон.

ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года ы 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающй среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды. В данном случае, это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия.

Кроме того, согласно результатов проверок контролирующих органов (ТО Роспотребнадзора, Уральского управления Ростехнадзора за 2009-2011 гг.) ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» фактически эксплуатирует 6 руднотермических печей без газоочистки, ежегодно выбрасывая в атмосферный воздух более 3000 тонн загрязняющих веществ, в том числе пыли неорганической с содержанием кремния более 70 %. Согласно информации территориального отдела Роспортебнадзора в г.Каменск-Уральском и Каменском районе от 01.04.2011 №01.13.11/1113 при эксплуатации рудно-термических печей 000 «СУАЛ-Кремний-Урал» в воздух рабочей зоны поступает пыль с различным уровнем содержания кремния. Все кремнесодержащие пыли способны при длительном контакте вызывать профессиональные заболевания органов дыхания, которые являются хроническими и неизлечимыми. При проверке установлено, что содержание кремнесодержащей пыли превышало предельно допустимые концентрации от 1,9 до 65 раз. Согласно п.7 ст.16 ФЗ от 04.05.1999 года № 96-Ф3 (ред. от 27.12.2009) “06 охране атмосферного воздуха” запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу требований ст.11 Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица при осуществлении своей деятельности обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативньми правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов и не установке газоочистных сооружений на руднотермические печи, нарушает права неопределенного круга лиц на здоровье и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Ф3 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Разрешительные документы (Проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, проект организации санитарно-защитной зоны) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, считала срок, в течение которого ответчик должен выполнить данные обязанности разумным и обоснованным.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, не оспаривал отсутствие у него требуемой документации и газоочистных сооружений на печах.

Представитель департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, в интересах которого также подано исковое заявление, в судебное заседание не явился, исковые требования прокурора поддержал.

Судом установлено следующее: Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Следовательно, требования истца правомерны, и исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд принимает признание иска ответчиком, признание иска закону не противоречит. Отсутствие предусмотренных вышеуказанными нормативными актами разрешительных документов и газоочистных сооружений у ответчика не оспаривается последним и подтверждается представленными письменными материалами дела. Требования прокурора обоснованы по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указанные сроки для исполнения данных обязанностей являются разумными и обоснованными, позволяющими ответчику объективно принять все необходимые меры.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ в качестве способа защиты нарушенных прав избрано понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к ООО «СУАЛ-Кремний-Урал» удовлетворить.

Обязать ООО «СУАЛ-Кремний-Урал»:

разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух до * года,

разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны для объектов ООО «СУАЛ-Кремний-Урал», расположенных на промышленной площадке по адресу: г.Каменск-Уральский, ул. *, * до * года,

установить газоочистные сооружения для эксплуатации рудотермических печей №№ 1,2,3,4,5,6, расположенных на промышленной площадке по адресу: г.Каменск-Уральский, ул. *, * до * года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Сафронов М.В.