№ 2-755-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июня 2011 г. Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: Председательствующего судьи Смирновой Л.А. С участием истца Новиковой Н.Ф., Представителя ответчика Меньшиковой Т.С., при секретаре Качалковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Н.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Решением ответчика от *** истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении пенсии; возложении обязанности включить в специальный стаж период работы в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ЗАО «***» с *** по настоящее время и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ***. В судебном заседании истец уточнила исковые требования и просила признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии; возложить обязанность включить в стаж период работы в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ЗАО «***» с *** по *** и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ***. Суду пояснила, что с *** она работает фельдшером в фельдшерском здравпункте ***, продолжала работу в той же должности и когда *** была передана в систему ОАО «***». С *** по *** здравпункт входил в состав ООО «***» г. Екатеринбурга. С *** здравпункты переданы в подчинение в ЗАО «***». Независимо от подчиненности она продолжает работать в одном и том же фельдшерском здравпункте. В ее обязанности входит оказание первой медицинской помощи, проведение профилактических прививок, лечебных мероприятий (инъекций, физиопроцедур и т.п.), направление к врачам и другая медицинская деятельность. Представитель ответчика возражала против заявленных требований по следующим основаниям. Право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения зависит от вида деятельности (профессии и должности) работника, от наименования учреждения здравоохранения, работа в которых дает право на получение указанной пенсии. Наименований организаций - ЗАО «***» и здравпункт не предусмотрены Списком должностей и учреждений, дающих право на пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Спорные периоды работы как льготные не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. На момент обращения специальный трудовой стаж истца составил 29 лет 09 месяцев при требуемом стаже 30 лет. Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. Решением ответчика от *** (л.д. *) истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку в стаж работы не подлежат зачету периоды работы с *** по ***. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации). Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). В определениях от 4 марта 2004 г. № 81-о, от 18 апреля 2006 г. № 84-о Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Следовательно, суд при разрешении спора должен определить, сопряжена ли работа истца в спорные периоды с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», распространяющийся на период до 01 ноября 1999 г. В отношении периодов работы после 01 ноября 1999 г., а по желанию гражданина – и периодов работы до 01 ноября 1999 г., применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 г. В отношении периодов работы после 12 ноября 2002 г. применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 781. Согласно указанному Списку право на досрочную трудовую пенсию по старости имеет средний медицинский персонал, в том числе: заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 1183н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля. Данным Порядком установлено, что первичная медико-санитарная помощь больным заболеваниями терапевтического профиля осуществляется преимущественно по месту жительства или работы граждан (фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, поликлиника, кабинет врача общей практики (семейного врача), отделение (центр) общей врачебной (семейной) практики, здравпункт предприятия, здравпункт образовательного учреждения и других), является основой системы оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля и включает мероприятия по профилактике, по своевременному (раннему) выявлению заболеваний, диагностике, лечению и медицинской реабилитации наиболее распространенных заболеваний терапевтического профиля, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому образованию населения. Таким образом, законодатель относит к медицинской деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, выполнение обязанностей фельдшера, заведующей фельдшерским здравпунктом как структурного подразделения организации. Из трудовой книжки (л.д. *), срочных трудовых договоров (л.д. *) усматривается, что *** по ***, с *** по *** истец работала в должности заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером ЗАО «***». Согласно Устава (л.д. *) ЗАО «***» осуществляет все виды медицинской деятельности и др. Лицензией от *** (л.д. *) подтверждается, что ЗАО «Медиана» имеет право на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с Положением о фельдшерском здравпункте ЗАО «***» (л.д. *) фельдшерский здравпункт – структурное подразделение ЗАО «***» на предприятии промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи. Фельдшерский здравпункт осуществляет первую доврачебную медико-санитарную помощь; организацию транспортировки больных в ЛПУ; направление больных на лечение в ЛПУ; проведение лечебных и реабилитационных мероприятий по назначению врача и т.п. В силу договоров на предоставление медицинских услуг от ***, от *** (л.д. *) ЗАО «***» обязалось оказывать работникам ОАО «***» на базе здравпунктов медицинские услуги в объеме первичной медико-санитарной помощи; обеспечивать дообследование работников по результатам профосмотров; проводить профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия и т.п. В числе других здравпункт организован в филиале общества – ***. Должностной инструкцией фельдшера здравпункта ЗАО «***» (л.д. *) следует, что в обязанности фельдшера здравпункта входит оказание первичной доврачебной помощи персоналу предприятия по месту работы, организация и проведение мер по профилактике заболеваемости, выполнение лечебных процедур и др. Суд находит, что представленные доказательства подтверждают факт выполнения истцом в указанный период лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Доводы ответчика об отсутствии сведений индивидуального (персонифицированного) учета о льготном характере деятельности истца не могут иметь правового значения. Данные сведения не могут служить основаниями для отнесения или неотнесения трудовой деятельности к лечебной деятельности. Поскольку с учетом спорного периода с *** по *** специальный стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составлял требуемые 30 лет, то пенсия истцу должна быть назначена со дня обращения к ответчику ***. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Новиковой Н.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить. Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области от *** об отказе в назначении Новиковой Н.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области: 1. включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Новиковой Н.Ф. период работы в должности заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером ЗАО «***» с *** по ***; 2. назначить Новиковой Н.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в 10-дневный срок со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ***. Председательствующий: