Решение по иску Гусевой З.В. к ГУ УПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе

судьи Сметаниной Н.Н.

при секретаре Юдиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевой З.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью

УСТАНОВИЛ:

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе №*** от *** Гусевой З.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, по тем основаниям, что отсутствует требуемый педагогический стаж.

В специальный стаж не включен период отпуска по уходу за ребенком до трех лет с *** по *** в период работы учителем в Управлении образования «*** средняя школа» и административный отпуск с *** по ***.

Считая решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ незаконным, Гусева З.В. обратилась в суд с иском об обжаловании его. В судебном заседании истец поддержала свои требования и просит суд:

1.                   Признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе об отказе в установлении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью от *** незаконным.

2.                   Обязать ГУ Управление ПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в стаж педагогической деятельности спорные периоды.

3.                   Обязать ГУ Управление ПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.

В обоснование своих требований истец показала, что отпуск по уходу за ребенком имел место в период, когда действующим законодательством предусматривалась возможность его зачета, также был предоставлен и отпуск без сохранения заработной платы, однако в трудовой книжке указано, что она уволилась по уходу за ребенком до 14 лет.

Представитель ГУ Управления ПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе с доводами истца не согласилась, считает, что спорный период отпуска по уходу за ребенком не подлежит включению в стаж, поскольку в соответствии с п.4,5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года он не относится к очередным и дополнительным отпускам и периодам нетрудоспособности. Кроме того, периоды нахождения в административных отпусках также не могут включаться в стаж при определении права на досрочную трудовую пенсию. Право на пенсию у истца не наступило, поскольку стажа 25 лет она не имеет.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других образовательных учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет, независимо от возраста.

Истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по тем основаниям, что она не имеет достаточного стажа.

Согласно решению ГУ Управления ПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** в стаж педагогической деятельности Гусевой З.В. не включен период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет и период нахождения истца в административном отпуске.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ обосновывает исключение периода отпуска по уходу за ребенком из специального стажа постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, которое не предусматривает зачет указанного периода.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика. Согласно свидетельству о рождении, дочь Гусевой З.В. родилась ***. Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет до ***. Период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет ей зачтен, свыше полутора лет исключен из стажа.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) у Гусевой З.В. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с *** по *** (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Из специального стажа исключен период с *** по ***, который значится, как административный отпуск, предоставленный истцу в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании».

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе считает, что Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года такой период не предусмотрен.

Названными Правилами предусмотрено, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно уточняющей справке №*** от *** (л.д.27) истцу был предоставлен дополнительный отпуск без сохранения заработной платы.

Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Аналогичное право на дополнительный отпуск предусмотрено ст. 335 Трудового кодекса РФ.

Пунктом 8 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 07.12.2000 №3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного отпуска сроком до одного года» установлено, что очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные данным Положением, определяются уставом образовательного учреждения.

За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность). Кроме того, за ним сохраняется педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Не смотря на то, что истцу был предоставлен дополнительный отпуск без оплаты, названный работодателем, как административный отпуск, не меняет сути самого отпуска, который являлся дополнительным, как предусматривают вышеназванные нормы.

Положения части первой ст. 6, части четвертой ст. 15, части первой ст. 17, ст. 18, 19, части первой ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П и Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2005 N 25 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

До принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ и постановления Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года ни один нормативный акт не предусматривал исключение из стажа педагогической деятельности дополнительных длительных отпусков, предоставляемых педагогам за непрерывный стаж педагогической работы. Следовательно, такой отпуск подлежал включению в педагогический стаж. С утверждением постановлением Правительства РФ №516 новых Правил исчисления стажа, дополнительные отпуска включаются в стаж при условии их оплаты. Указанное постановление не может распространяться на период до его введения в действия, так как ухудшает положение граждан.

Тот факт, что спорный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета, не может является основанием для отказа включения его в стаж. Указанными сведениями подтверждаются периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в стаж, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». На период дополнительного отпуска истца названный закон не действовал.

Суд считает, что вышеуказанный спорный период, имевший место до введения нового правового регулирования подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца.

На основании изложенного, в стаж педагогической деятельности истца подлежит зачету *** год *** мес. *** дней. Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ зачтен стаж *** года *** мес. *** дня. На дату обращения за назначением пенсии стаж истца составлял более 25 лет. С учетом изложенного, суд должен обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Гусевой З.В. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за назначением пенсии.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** об отказе в установлении Гусевой З.В. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью Гусевой З.В. следующие периоды:

- отпуск по уходу за ребенком после полутора лет с *** по *** в период работы учителем в *** средней школе Управления образования;

- дополнительный длительный отпуск с *** по *** в период работы учителем в МОУ «*** средняя общеобразовательная школа».

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Гусевой З.В. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за назначением пенсии.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Мотивированное решение составлено 16 августа 2011 года.

Судья