№ 2-996-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 августа 2011 г. Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: Председательствующего федерального судьи Смирновой Л.А. с участием истца Ломаевой В.А., представителя ответчика Разуевой М.Н.., при секретаре Качалковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломаевой В.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о включении периодов работы в стаж педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л : Решением ответчика от *** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения незаконным, зачете в специальный трудовой стаж периодов работы. Впоследствии истец дополнила заявленные требования требованием о назначении досрочной трудовой пенсии с *** (л.д. *). В судебном заседании истец поддержала заявленные требования и пояснила, что *** обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением от *** ответчик в назначении пенсии отказал, указав на отсутствие необходимого стажа. В стаж не включен период работы с *** по *** в должности воспитателя МУ «***», поскольку учреждение не предусмотрено Списками. Считает, что период подлежит включению в стаж, поскольку Центр занимается социальной реабилитацией, профилактикой безнадзорности несовершеннолетних. Периоды работы с *** по *** в должности заведующей стационарным отделением по учебно-воспитательной работе МУ «***» не включены в специальный стаж по тому основанию, что ни должность, ни наименование учреждения не предусмотрены Списками. Данные периоды подлежат включению в педагогический стаж, так как согласно Списку № 781 право на досрочную пенсию имеет заведующий учебной частью. Занимаемая ею должность тождественна должности заведующей учебной частью, содержащейся в Списке. С *** по настоящее время она занимает должность заместителя директора по реабилитационной работе ГОУ СО «***». Данный период не включен в стаж из-за несоответствия должности. Должность «заместитель директора по реабилитационной работе» тождественна должности, указанной в Списке, - «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом». В спорные периоды она занималась педагогической деятельностью, участвовала в воспитательном процессе, в организации и проведении досуговых мероприятий, подготовке детей к школьным занятиям, в семейном, бытовом, профессиональном устройстве. Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что истцом не выработан необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности. Периоды работы в должности воспитателя МУ «***» с *** по *** в должности воспитателя МУ «***», поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее Список № 781). Периоды работы с *** по *** в должности заведующей стационарным отделением по учебно-воспитательной работе МУ «Социально***» не включены в специальный стаж по тому основанию, что до *** наименование учреждения, а за весь период и наименование должности не соответствует наименованиям учреждений и должностей, указанных в Списке № 781. Отсутствует в названном Списке № 781 г. должность заместителя директора по реабилитационной работе, в которой истец работает с *** Пунктом 5 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 781 (далее – Правила) установлено, что периоды работы в учреждениях социального обслуживания засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), независимо от того, когда выполнялась эта работа. Истцом не представлено доказательств выполнения по должности заведующей стационарным отделением по учебно-воспитательной работе нормы рабочего времени. Указанными Правилами трудовая деятельность в должности заместителя директора учреждения социального обслуживания не дает право на льготную пенсию. Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. Решением ответчика от *** (л.д. *) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку истцом не выработан необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности. В силу статьи 27 пункта 1 подпункта 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации). Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Суд находит обоснованными требования истца о включении в специальный стаж периода работы с *** по *** в должности воспитателя МУ «***». В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 содержится наименование должности «воспитатель», в разделе «Наименование учреждения» в пункте 1.13 учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Решением Комитета по управлению имуществом Администрации города Каменска-Уральского № от *** (л.д. *) учреждено МУ «***». На основании постановления Главы города Каменска-Уральского № от *** в название учреждения внесено изменения и оно стало именоваться МУ «***». Согласно Уставу МУ «***», утвержденного *** (л.д. *) задачами учреждениями являются: медико-психолого-педагогическая диагностика детей и подростков, выведение пациентов из кризисных ситуаций, оказание экстренной помощи; осуществление консультативной, стимулирующей и коррекционной работы; проведение социально-педагогической реабилитации и т.п. Аналогичные задачи выполняет МУ «***», наименование которого соответствует Списку №. Постановлением Правительства Российской Федерации № 896 от 27 ноября 2000 г. утверждено Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, согласно которому задачами учреждения являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Анализируя задачи, выполняемые социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, и задачи, которые выполнялись с *** по *** МУ «***», суд приходит к выводу о выполнении тех же функций. Таким образом, работа истца в спорный период подлежит включению в специальный стаж. Истцом оспаривается невключение в специальный стаж периода работы в должности заведующей стационарным отделением по учебно-воспитательной работе МУ «***» с *** по *** г. При этом истец ссылается на тождественность занимаемой должности, поименованной в Списке № 781 «заведующей учебной частью». Действительно в Списке в разделе «Наименование должности» содержится должность «заведующий учебной частью». Однако, для определения права истца на льготную пенсию необходимо руководствоваться пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Таким образом, истец должна была доказать выполнение в спорный период педагогической или учебной нагрузки. Из представленных должностных обязанностей заведующего стационарным отделом учебно-воспитательной работы (л.д. ***) усматривается, что в обязанности истца в спорный период входили административные, организаторские функции. Сведений о выполнении установленной законом педагогической или учебной нагрузки не представлено. Суд не усматривает оснований для включения в стаж педагогической деятельности периоды работы истца с *** по *** в должности заместителя директора по реабилитационной работе ГОУ СО «***». Согласно подпункта «б» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, засчитывается в указанный специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также от ведения преподавательской работы. В данной норме не содержится указания на учреждения социального обслуживания, в частности социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Не подтверждено и выполнение в период занятия данной должности выполнения педагогической или учебной нагрузки. Не могут свидетельствовать об этой нагрузке план работы заместителя директора по реабилитационной работе на *** г. (л.д. ***), циклограмма рабочего времени (л.д. ***). Поскольку на день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии педагогический стаж истца составлял менее 25 лет, то отказ в назначении пенсии является обоснованным и законным. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Ломаевой В.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о включении периодов работы в стаж педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично. Включить в стаж педагогической деятельности Ломаевой В.А. период работы с *** по *** в должности воспитателя МУ «Центр социально-психологической реабилитации для несовершеннолетних «Лада». Исковые требования ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в 10-дневный срок со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ***. Председательствующий: