Решение по иску прокурора г. Каменска-Уральского к ОАО `Каменск-Уральский металлургический завод` о возложении обязаностей



Дело № 2-1237/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский 23 сентября 2011 года

Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области

в составе судьи Курина Д. В.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Каменска-Уральского Пермяковой Т. И.,

представителя ответчика Леготина В. Н., действующего на основании доверенности от 10.12.2010 года,

представителя ответчика Рогожниковой А. М., действующей на основании доверенности от 20.09.2011 года,

при секретаре Щавелюк С. Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска-Уральского к ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» об обязании разработать и утвердить окончательный проект организации санитарно-защитной зоны предприятия и обязании организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» об обязании в течение 1 года после вступления в силу решения разработать и утвердить окончательный проект организации санитарно-защитной зоны предприятия и обязании в течение 1, 5 лет после вступления решения в законную силу организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, уточнив сроки их выполнения, а именно в течении 1, 5 лет с момента вступления решения в силу разработать и утвердить окончательный проект организации санитарно-защитной зоны предприятия и в течение 2 лет после вступления решения в законную силу организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны. Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно разделу 7.1.2 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ", ОАО «КУМЗ» относится к объекту первого класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной не менее 1000 м. Однако, в нарушение указанных правил, ОАО «КУМЗ» не имеет проекта санитарно-защитной зоны, обоснованной расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровнями физического воздействия на атмосферный воздух, подтвержденных результатами натурных исследований и измерений. Соответственно, ОАО «КУМЗ» также и не организовал данную санитарно-защитную зону в соответствии с проектом, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, здоровье и жизнь. Требования об обязании организовать санитарно-защитную зону уточнил, указав, что необходимо отселить всех проживающих в санитарно-защитной зоне людей и вывести все детские дошкольные и школьные учреждения. Просит иск удовлетворить.

Представитель ОАО «КУМЗ» Леготин В.Н. исковые требования признал частично, указав, что признает их в части обязания разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны. Однако, указал, что срок в 1 год является нереальным. Требования в части организовать санитарно-защитную зону путем отселения всех проживающих в черте санитарно-защитной зоны не признал, указав на нереальность их исполнения.

Представитель ОАО «КУМЗ» Рогожникова А. М. пояснила, что с 2003 по 2005 год ОАО «КУМЗ» фактически разработало проект организации санитарно-защитной зоны, был заключен договор с ИМНЦ, была проведена работа по обоснованию границ ССЗ, положительное заключение получено в 2008 году. В этом же году изменились СанПиН, вдвое увеличив границы санитарно-защитной зоны – до 1000 м. В связи с этим всю работу пришлось начинать с начала, потом произошел кризис, и денег у завода на это не стало. В настоящее время предприятие разработало и получило положительное сан-эпид заключение на проект нормативов ПДВ. Проект санитарно-защитной зоны разрабатывается на основе замеров, которые проводятся в течение года, затем от 3 до 6 месяцев проводится экспертиза проекта, затем все данные направляются в Москву главному санитарному врачу для утверждения. Таким образом, на создание проекта необходимо не менее 2 лет, а точнее, около 2, 5 лет. Деньги в бюджет завода на проведение данных работ на следующий год заложены, в настоящее время уже произведены ряд замеров. Что касается требования организовать санитарно-защитную зоны, а значит отселить весь район вокруг завода, то эти требования нереальны. Единственное, что в их силах – организовать реабилитацию жителей.

Специалист – эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области К. пояснила, что ныне в санитарно-защитной зоне ОАО «КУМЗ» проживают около 10000 человек, находятся две школы и два детских сада. Действительно, в 2004 году ОАО «КУМЗ» проводило работу по замеру уровня загрязнения в своей санитарно-защитной зоны, но только по выбросам веществ, а не по шуму и не по вибрации. В 2011 году они проводили проверку по жалобе гражданина, в ходе которой выяснилось, что ОАО «КУМЗ» не имеет проекта санитарно-защитной зоны, за что ОАО «КУМЗ» было привлечено к административной ответственности по ст. 6. 3 КоАП РФ, данное решение вступило в силу после рассмотрения его апелляционной инстанцией Арбитражного суда. Считает, что разработать проект санитарно-защитной зоны вполне реально за 1, 5 года. Что касается организации данной зоны в том виде, в котором это имеет в виду прокуратура – отселение всех жителей, то это нереально.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п. 2 ст. 52 Закона «Об охране окружающей природной среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Из п. 2.1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ" следует, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 2.2. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ", ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Из требований п. 4.1.1 санитарных правила "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01" следует, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в частности, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

Как следует из пояснений ответчиков, ОАО «КУМЗ» не имеет проекта санитарно-защитной зоны и в части, обязывающей их разработать и утвердить данный проект, исковые требования признает.

Ответчиком представлен план мероприятий по разработке проекта ориентировочной СЗЗ ОАО «КУМЗ, которым запланировано проведение всех необходимых мероприятий по сознанию проекта СЗЗ и обоснованы сроки его разработки в 2 года (л. д. 105-109). Истцом данные сроки не опровергнуты, обоснование иных сроков не представлено. Кроме того, ответчиком представлены договор с ООО «***» на проведение лабораторных измерений на источниках выбросов вредных веществ, контроль нормативов ПДВ на границах жилой застройки и в местах размещения отходов с результатами замеров, проведенных летом 2011 года (л. д. 76-99), что свидетельствует о том, что ответчиком начата работа по разработке проекта СЗЗ.

С учетом изложенного, суд считает что требование истца об обязании ответчика разработать и утвердить окончательный проект организации санитарно-защитной зоны предприятия подлежит удовлетворению, срок выполнения данного требования устанавливается судом в 2 года с момента вступления решения в силу.

Что касается требования истца обязании ответчика в течение 1, 5 лет с момента вступления решения в силу организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, то суд приходит к следующему:

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, право на обращение в суд может возникнуть только тогда, когда были нарушены права и охраняемые законом интересы. В настоящем случае ставится вопрос об обязании ответчика исполнить требования, установленные проектом санитарно-защитной зоны предприятия, которого еще не существует. Следовательно, ответчик пока не допустил нарушение каких-либо прав и интересов. Кроме того, истцом не конкретизировано, какие именно действия ответчик должен предпринять для исполнения требования истца. После утверждения проекта санитарно-защитной зоны и установления перечня мероприятий по его выполнению можно будет вести речь о том, организует ответчик данную санитарно-защитную зону в соответствии с требованиями действующего законодательства либо нет. В настоящее время требование истца не конкретизировано, не основано на нормах закона и подзаконных актов и не может быть удовлетворено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процесуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Каменска-Уральского к ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» – удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны предприятия.

В удовлетворении требования прокурора г. Каменска-Уральского к ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод»: «обязать организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение 1, 5 лет с момента вступления решения суда в силу» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2011 года.

Судья Курин Д. В.