№ 2-1156-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 сентября 2011 года Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего Безукладниковой М.И. с участием прокурора Пермяковой Т.И., при секретаре Ивакиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат № 27 основного общего образования» о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании бездействия незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Пермякова Т. И. поддержала заявленные требования и пояснила, что ** года прокуратурой города Каменска-Уральского с привлечением специалистов ГПН по городу Каменску-Уральскому. В результате проверки было выявлено 19 нарушений, из которых по двум нарушениям предоставлена отсрочка до ** года, по пяти нарушениям доказательств устранения ответчиком не представлено. Просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании исковые требования признал в части. Суду пояснил, что действительно в результате проверки были выявлены нарушения, большая часть которых уже устранена, по двум нарушениям был установлен срок исполнения до ** года, в настоящее время не устранены только два нарушения. Полагает, что бездействие нельзя признать незаконным, поскольку школа не располагает самостоятельными финансовыми средствами, он принимает все меры к устранению недостатков, указанных в предписаниях надзорных органов. Представитель третьего лица Органа местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского Свердловской области» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования не признает, школа самостоятельных финансовых средств не имеет, однако принимаются все необходимые меры к выполнению предписаний надзорных органов. Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора города Каменска-Уральского и Каменского района Федотовских О. В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что при проведении проверки ** года было выявлено 19 нарушений правил пожарной безопасности у ответчика, было выдано предписание. По двум пунктам срок выполнения перенесен на ** года, частично требования исполнены, пять нарушений не устранены до настоящего времени. Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно предписания № от ** года (л.д. 16-18) в результате проверки муниципального учреждения общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательная школа-интернат № 27 основного общего образования» были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: - в жилом корпусе отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, или с центральным пунктом пожарной связи (организация с массовыми пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. ППБ 01-03 п. 39); - в помещении насосной станции отсутствует схема обвязки насосов. На насосах-повысителях не указано их назначение (администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к исполнению находящихся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения ( наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения приспособленных для забора воды на случай пожара). III1Б 101-89 п. 2.4.1. В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном нососе-повысителе должно быть указано их назначение. Порядок насосов-повысителей должен определиться инструкцией. ППБ 01-03п. 92); - пожарные насосы проверяются 2 раза в год (в журнале проверки насосов-повысителей зарегистрирована проверка ** года и ** года). (Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). ППБ 101-89 п. 2.4.1.. Задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, должны проверяться на работоспособность не реже двух раз в год, а пожарные насосы – ежемесячно. Указанное оборудование должно находиться в исправном состоянии. ППБ 01-03 п. 93); - образовавшееся техническое отверстие в помещении насосной не заложено строительным раствором. (В местах пересечения противопожарных стен, перекрытии и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость. ППБ 01-03 п. 37); - в шкафах у пожарных кранов отсутствует пусковые кнопки для дистанционного пуска пожарных насосных установок. (Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). ППБ 101-89 п. 2.4.1. В местной повысительной насосной установке надлежит предусматривать параллельную работу насосов. При колебаниях давлений в наружной сети водопровода более 0,2 МП а (20 м) для жилых зданий следует предусматривать последовательную работу повысительных насосов с автоматическим включением в зависимости от требуемого давления. СНиП 2.04.01-85* п. 12.22); - двери (книгохранилища) не выполнены противопожарными. (противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблицы 1, заполнения проемов в противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы – таблице 2*. Тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград – таблице 3. п. 5.14* СНиП 21-01-97*. Здания и части здании - помещения или группы помещений, функционально связанных между собою, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы и зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находятся под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. СНиП 21-01-97* п. 5.21», п. 7.4, п. 7.17, п. 4.3.); - в столовой двери эвакуационного выхода, ведущие непосредственно наружу открываются не по ходу эвакуации (установлены вторые двери). (Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людей, находящихся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания шпоров изнутри без ключа. ППБ 01-03 п. 52); - допускается изменение функционального назначения помещения душевой в столовой (переоборудованной под раздевалку для сотрудников), данное помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. (При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений – СниП 21-01-97* п. 1.7*. В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическим установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории Л или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности лестничных клеток. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении – НПБ 1 10-0 п. 4, п. 14); - в помещении душевой (переоборудованной под раздевалку для сотрудников) эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. (При эксплуатации электроустановок запрещается: снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения – ППБ 101-89 п. 2.3.5. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника - ППБ 01-03 п. 60); - на электрощите в столовой допущено хранение картонных коробок в количестве 6 штук. (При эксплуатации действующих лектоустановок запрещается: размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы ППБ 01-03 п. 60); - отделка стен и потолка на путях эвакуации в помещении парикмахерской допускается горючими материалами (окраска, линолеум). (При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступней и лестничных площадок на путях эвакуации (Кроме зданий V степени огнестойкости) – ППБ 01-03 п. 53. В зданиях детских учреждений запрещается: б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуационных (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы – ППБ 101-89 п. 2.1.21); - отделка стен на путях эвакуации в столовой (коридор в служебных помещениях) допускается горючим материалом (окраска). (При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) – ППБ 01-03 п. 53. В зданиях детских учреждений запрещается: б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуационных (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы. ППБ 101-89 п. 2.1.21); - в столовой слуховое окно чердачного помещения не остеклено (слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии. ППБ 101-89 п. 2.1.17); - в жилом корпусе на 3 и 4 этажах (общий коридор) допускается отделка стен на путях эвакуации горючими материалами (окраска). (При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки облицовки и окраски стен и потолков, а также ступней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) – ППБ 01-03 п. 53. В зданиях детских учреждений запрещается: б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуационных (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы. ППБ 101-89 п. 2.1.21); - в прачечной утюг эксплуатируется в условиях, не соответствующих требованию инструкции организации-изготовителя (кабель удлинен кустарным способом). (При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электоприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкции организации- изготовителей, при приемки, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, также эксплуатировать электропровода и кабели в поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией – ППБ 01-03 п. 60); - помещения парикмахерской не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. (При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений - СНиП 21-01-97* п. 1.7*. В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическим установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамера (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственных помещения категории А или Б) насосных, водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении – НПБ 110-03 п. 4, п. 14); - в процессе эксплуатации не обеспечено содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них. Допускаются изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими норами и утвержденного в установленном порядке. При проведении ремонтных работ опускается применение конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм. Если разрешение на строительство здания не получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре. (Проект не предоставлен). (В процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проектов, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм. Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре. СНиП 21-01-97* п. 4.3); - отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации. (Освещение безопасности следует предусматривать в случаях, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение обслуживания оборудования и механизмов может вызвать: взрыв, пожар, отравление людей; длительное нарушение технологического процесса; нарушение режима детских учреждений независимо от числа находящимся в них детей СНиП 23-05-95 п. 7.61, п. 7.62); - не проведено испытание ограждений на крыше здания. (наружные лестницы и ограждения на крышах (покрытия) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям – ППБ 01-03 п. 41. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли. ППБ 101-89 п. 2.1.16). Из письма заместителя начальника отдела надзорной деятельности города Каменска-Уральского, Каменского городского округа Ч. № от ** года (л.д. 80-81) следует, что в отношении двух пунктов нарушений установлен срок исполнения до ** года, указанный срок установлен в отношении следующих нарушений: - в шкафах у пожарных кранов отсутствует пусковые кнопки для дистанционного пуска пожарных насосных установок; - в процессе эксплуатации не обеспечено содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них. Допускается изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими норами и утвержденного в установленном порядке. При проведении ремонтных работ допускается применение конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм. Если разрешение на строительство здания не получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре. (Проект не предоставлен). Из пояснений представителя Отдела государственного пожарного надзора города Каменска-Уральского и Каменского района Федотовских О. В. следует, что при повторной проверке ** года не устранены пять нарушений: - в жилом корпусе отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, или с центральным пунктом пожарной связи; - в помещении насосной станции отсутствует схема обвязки насосов. На насосах-повысителях не указано их назначение; - допускается изменение функционального назначения помещения душевой в столовой (переоборудованной под раздевалку для сотрудников), данное помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; - отделка стен и потолка на путях эвакуации в помещении парикмахерской допускается горючими материалом (окраска, линолеум); - помещения парикмахерской не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; - отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации. Доказательств обратного представителем ответчика не представлено. В соответствии со статьей 37Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учитывая, что в ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью детей, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению. Суд не может принять возражения представителя ответчика о том, что вины учреждения в допущенных нарушениях не имеется, факта бездействия не было. Исходя из представленной переписки между администрацией школы № 27 и управлением образования (л.д. 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 51, 52, 53, 54, 55, 57) следует, что администрацией школы деньги истребовались на устранение нарушений, указанных в предписаниях надзорных органов, в том числе и органов пожарного надзора. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Соответственно Муниципальное учреждение общеобразовательное школа-интернат «Школа-интернат № 27 основного общего образования» является получателем бюджетных средств, Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» - главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает полномочиями по составлению и исполнению бюджетной сметы, внесению соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях исполнения бюджета по расходам. В соответствии с пунктом 8 Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 112н от 20 ноября 2007 года «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» смета, учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета. В соответствии с пунктом 11 указанного Приказа внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс," и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус,". В соответствии с пунктом 12 Приказа внесение изменений в смету, требующее изменений показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств. Исходя из приведенных норм, администрация Муниципального учреждения общеобразовательной школы-интернат «Школа-интернат № 27 основного общего образования» имеет полномочия обратиться к ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» с требованиями об увеличении лимитов, установленных для выполнения работ, направленных на исключение допущения нарушений правил пожарной безопасности. Доказательств обращения с указанным документом представитель ответчика суду не представил. Принимая решение о признание бездействия ответчика незаконным суд принимает во внимание, что какие-либо действия администрация школы предпринимала после получения предписания, т.е. после того как были выявлены нарушения, однако, исходя из приведенных норм законодательства об образовании и о пожарной безопасности администрация школы должна предпринимать все меры для того, чтобы нарушений не допустить. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат № 27 основного общего образования» о признании бездействия незаконным удовлетворить. Признать бездействие должностных лиц Муниципального учреждения общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат № 27 основного общего образования», выразившееся в непринятии своевременных мер к недопущению нарушения требований пожарной безопасности, незаконным. Обязать администрацию Муниципального учреждения общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат № 27 основного общего образования» устранить в полном объеме следующие нарушения: - в жилом корпусе отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, или с центральным пунктом пожарной связи; - в помещении насосной станции отсутствует схема обвязки насосов. На насосах-повысителях не указано их назначение; - допускается изменение функционального назначения помещения душевой в столовой (переоборудованной под раздевалку для сотрудников), данное помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; - отделка стен и потолка на путях эвакуации в помещении парикмахерской допускается горючими материалами (окраска, линолеум); - помещения парикмахерской не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; - отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путём подачи жалобы в канцелярию Красногорского районного суда. Мотивированное решение изготовлено ** года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова