Решение по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к ОАО `Сибирско-Уральская Алюминиевая компания` о возложении обязанностей



№ 2-1170-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего Безукладниковой М.И.

с участием прокурора Пермяковой Т.И.,

при секретаре Ивакиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора города Каменска-Уральского

в интересах неопределенного круга лиц

к

Открытому акционерному обществу «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»

об обязании разработать и утвердить окончательную санитарно-защитную зону,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» об обязании разработать и утвердить окончательную санитарно-защитную зону.

В судебном заседании прокурор Пермякова Т. И. исковые требования поддержала, с учетом уточнения сроков исполнения просила обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны для филиала «УАЗ-СУАЛ», находящегося в <адрес>, в срок до ** года; обязать Открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу. В обоснование своей позиции суду пояснила, что при проведении прокурорской проверки у ответчика выяснилась, что у филиала в городе Каменске-Уральском не установлен проект санитарно-защитной зоны и не проведены мероприятия по ее организации. Требования законодательства об установлении санитарно-защитной зоны действуют с ** года, однако до настоящего времени на предприятии санитарно-защитная зона отсутствует.

Представитель Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» Чемезов Л. С. исковые требования признал в части разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны, в части организации санитарно-защитной зоны требование полагал преждевременным, поскольку на данном этапе невозможно установить какие мероприятия потребуется провести, поскольку это можно будет установить только после утверждения проекта санитарно-защитной зоны. В основание своей позиции суду пояснил, что мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны на предприятии ведутся давно. Расчетный проект уже имеется. В настоящее время идет мониторинг по выбросам вредных веществ, на это требуется время, поскольку отдельно проводятся измерения по каждому элементу и в разных погодных условиях. Почти все измерения на данный момент проведены, однако выяснилось, что отсутствует методика по измерению количества выбросов диоксида алюминия. В настоящее время найдена организация, которая разработает методику, представлен проект договора и уже согласован на предприятии. С учетом времени, необходимого для разработки и утверждения методики, а также проведения последующих замеров по данной методике, окончательно утвердить проект санитарно-защитной зоны предприятие сможет не ранее конца ** года. Говорить о проведении мероприятий по организации санитарно-защитной зоны в настоящее время преждевременно, поскольку окончательный проект не утвержден, а исходя из расчетного проекта жилых домов и зон отдыха граждан в санитарно-защитной зоне нет. Если окончательный проект совпадет с расчетным, то никаких мероприятий не потребуется.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 2 статьи 52 Закона «Об охране окружающей природной среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Из пункта 2.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» следует, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункта 2.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Из требований пункта 4.1.1 санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» следует, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в частности, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

Ответчик выполнил требование закона в части составления проекта расчетной санитарно-защитной зоны филиала ОАО «СУАЛ» «СУАЛ-УАЗ» (л.д. 59-79).

В отношении указанного проекта имеется экспертное заключение ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (л.д. 86-98), согласно которого для окончательного решения вопроса об установлении размеров санитарно-защитной зоны для предприятия ОАО «СУАЛ» филиала «УАЗ-СУАЛ» необходимо обеспечить проведение мониторинга за состоянием атмосферного воздуха и уровней шума на границе расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, жилой застройке и представить отчет о результатах натурных лабораторных исследований и замеров.

Согласно договора от ** года и приложений к нему (л.д. 155-162) ответчик поручил разработать для него Проект санитарно-защитной зоны (произвести замеры по границе СЗЗ), выдать проектные решения для филиала «УАЗ-СУАЛ». Окончание работ предусмотрено в ** года.

Ответчиком представлен проект договора на разработку и аттестацию методики определения массовой концетрации диалюминий триоксида в атмосферном воздухе (л.д. 167-171) и лист согласования (л.д. 179), из которого следует, что предложенные условия договора согласованы должностными лицами предприятия.

С учетом изложенного, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» об обязании разработать и утвердить окончательную санитарно-защитную зону удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны для филиала «УАЗ-СУАЛ», находящегося в <адрес>, в срок до ** года.

Обязать Открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путём подачи жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Мотивированное решение изготовлено ** года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова