Дело № 2-1335\2011 РЕШЕНИЕ 13 октября 2011 года город Каменск-Уральский Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафронова М.В., при секретаре Садыковой Ю.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полинкер Т.К. к Государственному учреждению – Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области о взыскании компенсации, УСТАНОВИЛ: Полинкер Т.К. с *** года является инвалидом *** со *** ограничения способности к труду и имеет право на применение мер социальной поддержки, установленных Федеральным «О социальной поддержке инвалидов» № 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 года. *** года ей была сделана операция по *** в ФГУ «***». За *** истец оплатила *** рублей, что подтверждается счетом на оплату (л.д.9) и квитанцией об оплате № *** от *** года (л.д.10). Также истец понесла расходы на операцию и последующее пребывание в стационаре в сумме *** рублей, что подтверждается кассовым чеком и договором на оказание медицинских услуг № *** от *** года (л.д.10,12). После проведения истец обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о возмещении понесенных издержек, однако ответчик указал, что выплата компенсации за самостоятельное приобретение *** будет произведена при предоставлении индивидуальной программы реабилитации. Не имея такой программы, истец обратилась в суд с иском о взыскании с Фонда социального страхования РФ понесенных расходов в сумме *** рублей. Судом с согласия представителя истца в качестве соответчика был привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что индивидуальная программа реабилитации истцу не выдавалась, а выдана уже после такой операции. В период подготовки к операции, истец обращалась к различным специалистам. Ни один из них не сказал, что инвалиду должна быть выдана карта реабилитации. Истец не знала, что она существует. Оперативное лечение было рекомендовано истцу, поскольку длительное ожидание могло привести к худшим последствиям и у истца были сильные боли. *** был выбран хирургом, выполняющим операцию, его приобретали по документами, выданным институтом. Представитель ответчика — Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил отложить судебное заседание в связи с занятостью представителя, однако суд посчитал, что занятость одного представителя в ином процессе не лишает возможности ответчика как юридического лица, обладающего большим штатом сотрудников, направить иное лицо в качестве представителя, суд определил провести судебное заседание в отсутствие ответчика. Ранее в отзыве ответчик указывал, что инвалид может приобрести самостоятельно техническое средство и получить компенсацию только тогда, когда средство реабилитации внесено в ИПР до его приобретения. Ответчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется за счет средств ФСС и федерального бюджета. Сомнений в необходимости операции истице не имеется, факт отсутствия у истицы индивидуальной программы реабилитации не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, считал необходимым иск удовлетворить, взыскав расходы с Фонда социального страхования. Исследовав материалы дела, медицинские документы истца, заслушав представителя истца, суд пришел к следующему: Как следует из справки МСЭ от *** года (л.д.6), истец является инвалидом *** ограничения способности к трудовой деятельности. В соответствии со ст. 10 Ф3 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Согласно ст.11.1 данного закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия) Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В силу ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, к реабилитационным мероприятиям относятся восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование. К техническим средствам реабилитации относятся также протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы. В силу Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (в редакции, действовавшей на момент проведения операции истцу и на момент обращения истца к ответчику за возмещением расходов (л.д.11), Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: оплаты проживания инвалида в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;, выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида). В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам – изделий. В силу ст.11 закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Из представленных медицинских документов (истории болезни) следует, что при обращении истца в ГУЗ *** ей была рекомендована консультация ортопеда УрНИИ *** Из заявления истца следует, что она просила провести операцию по эндопротезированию вне очереди в связи с постоянно усиливающимися болями и полным отсутствием возможности передвижения. Также из истории болезни следует, что в плане лечения истцу показано оперативное эндопротезирование ***. Согласно ответа ФГУ *** (л.д.13), доказательством необходимости проведения операции являются результаты консультативного приема, по итогам которого принимается решение о наличии или отсутствии показаний к проведению операции на основании установленного диагноза, определяющего состояние здоровья пациента. Справкой подтверждается, что она находилась на лечении в ФГУ *** Таким образом, суд приходит к выводу на основании представленных доказательств и медицинских документов, что истцу было рекомендовано эндопротезирование и подтверждена ее нуждаемость в этом лечении. При этом закон не ставит в зависимость от наличия средств и очередности возмещение инвалиду расходов на реабилитацию. Что касается доводов ответчика об отсутствии у истца индивидуальной программы реабилитации инвалида, суд считает, что в данном конкретном деле, ее отсутствие не может являться единственным основанием для отказа в иске. Сама истец указывала, что данную программу ей никто не выдавал и не пояснял, что она необходима для приобретения технических средств. Доказательств иного суду не представлено. Согласно ответа руководителя филиала № *** Медико-социальной экспертизы, истцу в *** году выдана справка МСЭ, разработана индивидуальная программа реабилитации. Однако книга учета выдачи ИПР была уничтожена в 2010 году, акт освидетельствования МСЭ также не могли предоставить, ссылаясь на акты о затоплении и приведении документов в полную негодность. Таким образом, невозможно опровергнуть утверждения истца о том, что ИПР ей не выдавалась. А если такая ИПР выдавалась, то невозможно установить, что именно было рекомендовано истцу. Не исключено, что ей было рекомендованы указанные технические средства. В силу ст.2 Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В силу ст.9, закона, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Проведенная операция восстановила способность истца к передвижению, и была направлена на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о возмещении ей расходов на приобретение эндопротеза подлежат удовлетворению и эти средства следует взыскать со Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. На момент обращения истца к ответчику законодательство не предусматривало предельные размеры стоимости данных технических средств. Как видно из медицинских документов и ответа, истцом приобретен эндопротез, рекомендованный именно сотрудниками НИИ *** поскольку институт имеет клинический опыт их применения. Согласно договору об оказании услуг от *** года, заключенному между истцом и ФГУ ***, последний обязался предоставить истцу медицинские услуги: эндопротезирование тотальное тазобедренного сустава, стационар и реанимацию, пребывание в стационерае без медицинских услуг, стоимость которых составляет *** рублей. Таким образом, данные сопутствующие расходы истца, понесенные ей с оплатой реанимации после проведенной операции и последующим лечением в условиях стационара, непосредственно связаны с хирургическим вмешательством. Согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях. Следовательно, территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по оплате расходов инвалидов на восстановительное лечение возложена законом на Фонд социального страхования Российской Федерации. Поэтому суд приходит к выводу о взыскании со Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования и *** рублей – необходимых расходов, понесенных истцом в связи с оплатой эндопротезирования. Руководствуясь ст.ст.191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Полинкер Т.К. к Государственному учреждению – Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить. Взыскать в пользу Полинкер Т.К. с Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации расходы на эндопротез *** рублей и расходы на проведение операции по эндопротезированию *** рублей, всего взыскать *** рублей. В удовлетворении иска к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского в течение десяти дней со дня принятия судом решения в мотивированной форме. Решение в мотивированной форме изготовлено 18 октября 2011 года. Председательствующий Сафронов М.В.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ