Решение по иску Федченко С.И. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



№ 2-1585-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 г.

Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Смирновой Л.А.

С участием истца Федченко С.И.,

Представителя ответчика Пшенициной С.В.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Федченко С.И. к

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области

о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Решением ответчика от *** истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования и просила включить в стаж педагогической деятельности период работы в должности учителя школы-интерната Управления образования с *** по *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию с *** В указанное время она работала пионерской вожатой на полную ставку и учителем на * ставки. Спорный период не включен в специальный стаж ответчиком по тем основаниям, что у школы отсутствовал статус юридического лица и не выполнялась норма рабочего времени. С решением не согласна, поскольку пенсионным законодательством не предусмотрена зависимость права на пенсию от наличия у учреждения статуса юридического лица. Требование о выполнении нормы рабочего времени введено с ***. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, следовательно, не может распространяться на спорный период работы.

Представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что требования о включении в стаж периода работы в должности пионервожатой и учителя школы-интерната не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение статьи 12 Закона «Об образовании» у школы отсутствовал статус юридического лица, кроме того, истцом не выполнялась норма рабочего времени (педагогическая нагрузка) в должности учителя. Работа в должности пионерской вожатой не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку должность не включена в Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 г.

Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Решением ответчика от *** (л.д. 6-9) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в стаж работы не включен период работы в должности учителя школы-интерната Управления образования с *** по ***, с указанием на отсутствие у школы статуса юридического лица и невыполнение истцом педагогической нагрузки.

Суд находит отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 27 пункта 1 подпункта 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В период работы истца действовало Постановление Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 г., которым утвержден «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Указанный Список не содержит ограничений либо исключений при определении права гражданина на пенсионное обеспечение по норме рабочего времени.

Пункт 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 г., гласит, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной

должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

При этом пункт 5 названного Постановления установил, что указанный пункт Правил вступает в силу с 01 сентября 2000 г.

Таким образом, требование ответчика о соблюдении нормы рабочего времени за периоды до *** является незаконным.

В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Следовательно, наличие у образовательного учреждения статуса юридического лица не влияет на условия и характер профессиональной деятельности истца в педагогической должности, не влечет ограничений в праве на пенсионное обеспечение.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Ответчиком факт работы истца в должности учителя, которая предусмотрена соответствующими Списками, и факт отнесения школы-интерната к образовательным учреждениям для детей не оспаривается.

Суд находит, что в спорный период истец выполнял педагогическую деятельность, которая порождает право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Истец имеет право на включение спорного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать законно возникшее право.

С учетом спорного периода педагогический стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составлял более требуемых 25 лет, следовательно, на ответчика подлежит возложению обязанность назначения истцу пенсии с ***.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской

Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Федченко С.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от *** об отказе в назначении Федченко С.И. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, время работы Федченко С.И. в должности учителя школы-интерната Управления образования с *** по *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ***.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский федеральный районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Решение в мотивированном виде составлено ***.

Председательствующий: