№ 2-1624/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 ноября 2011 года г. Каменск-Уральский Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: судьи Сметаниной Н.Н. с участием прокурора Пермяковой Т.И. при секретаре Воскресенской А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Савастееву В.М. о взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Савастееву В.М. о взыскании денежных средств в сумме *** рублей. Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» заявил самостоятельные требования по тем же основаниям, увеличив сумму иска до *** руб. В судебном заседании помощник прокурора Пермякова Т.И. отказалась от заявленных требований. Представитель Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» (далее Центр занятости) в поданном письменном ходатайстве поддержала заявленные требования в полном объеме. Основанием для удовлетворения требований Центр занятости считает нарушение условий договора №*** от *** о содействии самозанятости безработных граждан и стимулировании создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, которое выразилось в нарушении сроков предоставления информации, предусмотренной договором. Ответчик Савастеев В.М. с иском не согласился и показал, что деятельность индивидуального предпринимателя он продолжает до настоящего времени, о целевом использовании денежных средств, выделенных на развитие своего дела, он отчитался перед Центром занятости в полном объеме. Отчет в ИФНС России №22 он представил с нарушением срока по семейным обстоятельствам. По тем же причинам он нарушил срок предоставления в Центр занятости копии отчета и выписки из Единого государственного реестра. Претензию Центра занятости о возврате денежных средств за досрочное увольнение наемного работника он удовлетворил, перечислил требуемую сумму денег. Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу: Постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП, утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, в состав которой входит содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В целях реализации указанного постановления между Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Савастеевым В.М. был заключен договор №*** от ***, согласно которому в качестве финансовой помощи на организацию собственного дела Савастееву В.М. были перечислены денежные средства в размере *** рублей, а также денежные средства на создание дополнительного рабочего места для безработного гражданина в сумме *** рублей. Центр занятости населения считает, что Савастеев В.М. не выполнил условия договора, поэтому выданная ему финансовая помощь в общей сумме *** рублей подлежит возврату. В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Из представленного договора (л.д.5-6) видно, что Центр занятости в течение 2 рабочих дней с момента представления Гражданином свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязан издать приказ об оказании финансовой помощи в размере *** рублей и перечислить сумму финансовой помощи на счет физического лица в течение 15 рабочих дней с момента издания приказа об оказании финансовой помощи. Также в течение 15 рабочих дней с момента представления сведений о трудоустройстве направленного Центром занятости гражданина, перечислить дополнительную финансовую помощь в *** рублей за каждое созданное дополнительное рабочее место. Указанные условия договора Центром занятости выполнены. Согласно платежным поручениям №*** от *** (л.д.21) и №*** от *** (л.д.7) Савастееву М.А. были перечислены денежные средства в общей сумме *** рублей. По условиям договора гражданин обязан организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом и заниматься деятельностью, указанной в договоре не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи. Кроме того, согласно п.2.2.14, 2.2.15, 2.2.16 гражданин обязан представлять по требованию Центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, ведение предпринимательской деятельности. Не позднее 10 рабочих дней по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи представлять в Центр занятости выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Представлять в Центр занятости копию годовой отчетности, представленной в налоговые органы за 2010 и 2011 годы до 20 мая 2011 года и до 20 мая 2012 года. Центр занятости считает, что вышеуказанные условия договора ответчиком не выполнены, в связи с чем, требует расторжения договора. Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Согласно положениям п. 1 ст. 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета. Как следует из закона вопросы его реализации находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Программой поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП предусмотрен механизм реализации мероприятий по поддержке занятости населения. Согласно пункту 6 параграфу 3 Программа включает содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела (далее - финансовая помощь). Финансовая помощь оказывается на основании договора о содействии в организации предпринимательской деятельности между центром занятости и безработным гражданином, заключаемого при условии положительной оценки бизнес-плана экспертной комиссией. Положения указанной программы включены в договор, заключенный 30 июля 2010 года между сторонами. Следовательно, существенным условием нарушения договора бедует являться нецелевое использование полученной финансовой помощи. Судом установлено, что Савастеев В.М. использовал выделенную ему финансовую помощь по целевому назначению. Он затратил бюджетные целевые средства, предоставленные ему из федерального бюджета в качестве государственной поддержки на реализацию государственной программы, по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом (л.д.37-48). Также он создал рабочее место. В связи с тем, что принятый на работу на созданное рабочее место безработный гражданин отработал не полный срок, установленный договором, полученная дополнительная финансовая помощь подлежала возврату (л.д.62,65). На основании претензии Центра занятости (л.д.66) Савастеев В.М., в связи с увольнением работника Ч. возвратил сумму *** руб. *** коп., что подтверждено платежной квитанцией от *** (л.д.67). В соответствии с п.3.1 договора №*** от *** основанием для возврата финансовой помощи в полном объеме также является неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2.2.14, 2.2.15, 2.2.16. Согласно п.2.2.14 договора Савастеев обязан был представить в Центр занятости в срок до 24 сентября 2011 года отчет по целевому использованию финансовой помощи, согласно п. 2.2.15 в срок до 21 сентября 2011 года - выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно п. 2.2.16 в срок до 20 мая 2011 года - копии годовой отчетности, представленной в налоговые органы за 2010 год. Ответчик срок представления информации нарушил. Указанные нарушения не могут быть признаны существенными, влекущими расторжение договора по требованию одной стороны, поскольку они не препятствуют реализации программы поддержки занятости населения и достижению целей заключенного договора. Такого основания для расторжения договора, как нарушение срока предоставление информации о целевом использовании денежных средств, непредоставление Центру занятости в срок выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копии отчетности, представленной в налоговый орган, ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни иными законами не предусмотрено, поэтому, по мнению суда, включение такого условия в договор является ничтожным, противоречащим Гражданскому кодексу Российской Федерации и, соответственно, применяться не должно. Также необходимо отметить, что не представлено доказательств, что ответчик получал от Центра занятости требование предоставления отчета о целевом использовании денежных средств. В целях осуществления контроля за исполнением договора, Центр занятости мог самостоятельно получить в налоговом органе выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и сведения о предоставления отчета ответчиком. Следовательно, по основаниям предоставления Центру занятости информации с нарушением срока, установленного договором, требования истца о расторжении договора удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Савастееву В.М. о взыскании денежных средств, выплаченных по договору №*** от ***, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 21 ноября 2011 года. Судья