Дело № 2-1623/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года г. Каменск-Уральский Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: судьи Сметаниной Н.Н. с участием прокурора Пермяковой Т.И. при секретаре Воскресенской А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Панову С.Ф. о взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Панову С.Ф. о взыскании денежных средств в сумме *** рублей. Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» заявил самостоятельные требования по тем же основаниям и на ту же сумму. В судебном заседании помощник прокурора Пермякова Т.И. поддержала заявленные требования в сумме *** руб. *** коп., в остальной части от требований отказался, так как считает, что ответчик израсходовал выделенные денежные средства по целевому назначению. В связи с тем, что ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя менее 12 месяцев, сумма подлежит возврату пропорционально периоду, в течение которого ответчик не выполнил обязанности по договору. Нарушение сроков предоставления информации Центру занятости не является основанием для расторжения договора. Представитель Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» (далее Центр занятости) поддержала заявленные требования в полном объеме. Основанием для удовлетворения требований Центр занятости считает нарушение условий договора №*** от *** о содействии самозанятости безработных граждан и стимулировании создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, которое выразилось в нарушении сроков предоставления информации, предусмотренной договором и нецелевом использовании денежных средств. Ответчик Панов С.Ф. с иском не согласился и показал, что деятельность индивидуального предпринимателя он прекратил до истечения 12 месяцев, поскольку претерпел в бизнесе большие убытки, о целевом использовании денежных средств, выделенных на развитие своего дела, он отчитался перед Центром занятости в полном объеме. Согласен, что нарушил срок предоставления в Центр занятости копии отчета и выписки из Единого государственного реестра, но это не должно повлечь расторжение договора. Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу: Постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП, утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, в состав которой входит содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В целях реализации указанного постановления между Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Пановым С.Ф. был заключен договор №*** от ***, согласно которому в качестве финансовой помощи на организацию собственного дела Панову С.Ф. были перечислены денежные средства в размере *** рублей. Центр занятости населения считает, что Панов С.Ф. не выполнил условия договора, поэтому выданная ему финансовая помощь в сумме *** рублей подлежит возврату. В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Из представленного договора (л.д.5-6) видно, что Центр занятости в течение 2 рабочих дней с момента представления Гражданином свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязан издать приказ об оказании финансовой помощи в размере *** рублей и перечислить сумму финансовой помощи на счет физического лица в течение 15 рабочих дней с момента издания приказа об оказании финансовой помощи. Указанные условия договора Центром занятости выполнены. Согласно платежному поручению №*** от *** (л.д.7) Панову С.Ф. были перечислены денежные средства в сумме *** рублей. По условиям договора гражданин обязан организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом и заниматься деятельностью, указанной в договоре не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи. Кроме того, согласно п.2.2.6, 2.2.7, 2.2.8 гражданин обязан представлять по требованию Центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, ведение предпринимательской деятельности. Не позднее 10 рабочих дней по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи представлять в Центр занятости выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Представлять в Центр занятости копию годовой отчетности, представленной в налоговые органы за 2010 и 2011 годы до 20 мая 2011 года и до 20 мая 2012 года. Центр занятости считает, что вышеуказанные условия договора ответчиком не выполнены, а также денежные средства потрачены не в соответствие с бизнес-планом, в связи с чем, требует расторжения договора. Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Согласно положениям п. 1 ст. 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета. Как следует из закона вопросы его реализации находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Программой поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП предусмотрен механизм реализации мероприятий по поддержке занятости населения. Согласно пункту 6 параграфу 3 Программа включает содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела (далее - финансовая помощь). Финансовая помощь оказывается на основании договора о содействии в организации предпринимательской деятельности между центром занятости и безработным гражданином, заключаемого при условии положительной оценки бизнес-плана экспертной комиссией. Положения указанной программы включены в договор, заключенный *** между сторонами. Следовательно, существенным условием нарушения договора бедует являться нецелевое использование полученной финансовой помощи. Центр занятости считает, что Панов С.Ф. использовал денежные средства не по назначению. Согласно бизнес-плану он должен приобрести перепелов на сумму *** руб., на остальные деньги приобрести оборудование, упаковку, корма. Ответчик всю сумму потратил на приобретение перепелов. Представленный ответчиком отчет и договор купли-продажи (л.д.43-45) подтверждают, что ответчик приобрел перепелов на сумму *** руб. Вместе с тем, ответчик утверждает, что он покупал клетки для содержания птиц, корма, два инкубатора, упаковку. Товарные чеки он не сохранил, так как считал, что представления договора на сумму *** руб. будет достаточно, чтобы отчитаться перед Центром занятости. Из бизнес-плана следует, что основным видом деятельности является разведение перепелов. Вышеизложенное подтверждает, что ответчик приобрел перепелов и все необходимое для их содержания. Перепела не могли содержаться без клеток, им ежедневно требовался корм, для воспроизводства нужны были инкубаторы, для яиц требовалась упаковка. В реализацию бизнес-плана были вложены, как полученные от Центра занятости деньги, так и собственные средства. Поскольку деньги являются обезличенными, невозможно разграничить на какие деньги приобретались перепела, а на какие что-то другое. Главное, что были приобретены перепела и все необходимое для их содержания. Суд считает возможным признать, что Панов С.Ф. использовал выделенную ему финансовую помощь по целевому назначению. Он затратил бюджетные целевые средства, предоставленные ему из федерального бюджета в качестве государственной поддержки на реализацию государственной программы, по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом (л.д.31-35). В соответствии с п. 3 договора №*** от *** основанием для возврата финансовой помощи в полном объеме также является неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8. Согласно п.2.2.7 договора Панов С.Ф. обязан был представить в Центр занятости в срок до 24 сентября 2011 года отчет по целевому использованию финансовой помощи, согласно п. 2.2.6 в срок до 21 июля 2011 года - выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно п. 2.2.8 в срок до 20 мая 2011 года - копии годовой отчетности, представленной в налоговые органы за 2010 год. Ответчик срок представления информации нарушил. Указанные нарушения не могут быть признаны существенными, влекущими расторжение договора по требованию одной стороны, поскольку они не препятствуют реализации программы поддержки занятости населения и достижению целей заключенного договора. Такого основания для расторжения договора, как нарушение срока предоставления информации о целевом использовании денежных средств, непредоставление Центру занятости в срок выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копии отчетности, представленной в налоговый орган, ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни иными законами не предусмотрено, поэтому, по мнению суда, включение такого условия в договор является ничтожным, противоречащим Гражданскому кодексу Российской Федерации и, соответственно, применяться не должно. Следовательно, по основаниям предоставления Центру занятости информации с нарушением срока, установленного договором, требования истца о расторжении договора удовлетворению не подлежат. Согласно п. 2.2.5 договора ответчик должен заниматься предпринимательской деятельностью по разведению перепелов не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи. Ответчик получил финансовую помощь ***. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.21) свидетельствует, что ответчик прекратил деятельность индивидуального предпринимателя ***, т.е. до истечения срока, предусмотренного договором. Пунктом 3 договора предусмотрено, что финансовая помощь подлежит возврату пропорционально периоду, в течение которого гражданин не выполнил обязанность заниматься предпринимательской деятельностью определенный срок. Согласно расчету Центра занятости (л.д.20) возврату подлежит сумма *** руб. *** коп. Ответчик возражений против представленного расчета не представил. Следовательно, взысканию подлежит указанная сумма. В остальной части требования Центра занятости следует оставить без удовлетворения. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Панову С.Ф. о взыскании денежных средств, выплаченных по договору №*** от *** удовлетворить. Иск Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Панову С.Ф. о взыскании денежных средств, выплаченных по договору №*** от *** удовлетворить частично. Взыскать с Панова С.Ф. в пользу Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» денежную сумму по договору №*** от *** в размере *** (***) руб. *** коп. Взыскать с Панова С.Ф. в доход бюджета МО г. Каменск-Уральский госпошлину в сумме *** (***) руб. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 22 ноября 2011 года. Судья