Решение по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области `Каменск-Уральский центр занятости населения` к Андриановой О.И. о взыскании денежных средств



№ 2-1621/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года г. Каменск-Уральский

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Сметаниной Н.Н.

с участием прокурора Пермяковой Т.И.

ответчика Андриановой О.И.

третьего лица Овсянниковой К.В., действующей по доверенности №83 от 16.08.2011 года

при секретаре Газимзяновой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Андриановой О.И. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Андриановой О.И. о взыскании денежных средств в сумме *** руб.

Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» заявил самостоятельные требования по тем же основаниям, увеличив сумму иска до *** руб.

В судебном заседании помощник прокурора Пермякова Т.И. поддержала заявленные требования и показала, что согласно договору о содействии самозянстости безработных граждан ответчику были выделены денежные средства в сумме *** руб. Она обязана была использовать их по целевому назначению и отчитаться перед Центром занятости в установленные сроки. Также она должна представить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копию налоговой декларации. В связи с тем, что ответчик отчиталась не в полном объеме о целевом использовании денежных средств, сумма *** руб. подлежат возврату.

Представитель Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» (далее Центр занятости) поддержала заявленные требования в полном объеме на сумму *** руб. Основанием для удовлетворения требований Центр занятости считает нарушение условий договора №*** от *** о содействии самозанятости безработных граждан и стимулировании создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, которое выразилось в неисполнении договора. Ответчику было известно о сроках представления отчетности, однако она представила выписку из Единого государственного реестра и налоговую декларацию с нарушением срока. Также Андрианова О.И. по требованию Центра занятости не представила отчет о целевом использовании денежных средств. В представленном с нарушением срока отчете, она отчиталась не в полном объеме о целевом использовании денежных средств, выделенных, как на организацию собственного дела, так и на наемного работника.

Ответчик с требованиями согласилась частично, подтвердила, что не исполнила договор в части предоставления информации в установленный срок. Считает, что отчет о целевом использовании денежных средств она представила в полном объеме. О том, что на аренду помещения ей необходимо заключить договор она не знала. Кроме расписки, других доказательств аренды помещения у нее нет.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП, утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, в состав которой входит содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В целях реализации указанного постановления между Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Андриановой О.И. был заключен договор №*** от ***, согласно которому в качестве финансовой помощи на организацию собственного дела Андриановой О.И. были перечислены денежные средства в размере *** рублей, а также денежные средства на создание дополнительного рабочего места для безработного гражданина в сумме *** рублей.

Центр занятости населения считает, что Андрианова О.И. не выполнила условия договора, поэтому выданная ей финансовая помощь в общей сумме *** рублей подлежит возврату.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Из представленного договора (л.д.5-6) видно, что Центр занятости в течение 2 рабочих дней с момента представления Гражданином свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязан издать приказ об оказании финансовой помощи в размере *** рублей и перечислить сумму финансовой помощи на счет физического лица в течение 15 рабочих дней с момента издания приказа об оказании финансовой помощи. Также в течение 15 рабочих дней с момента представления сведений о трудоустройстве направленного Центром занятости гражданина, перечислить дополнительную финансовую помощь в *** рублей за каждое созданное дополнительное рабочее место.

Указанные условия договора Центром занятости выполнены. Согласно платежным поручениям №*** от *** (л.д.19) и №*** от *** (л.д.7) Андриановой О.И. были перечислены денежные средства в общей сумме *** рублей.

По условиям договора гражданин обязан организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом и заниматься деятельностью, указанной в договоре не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи.

Кроме того, согласно п.2.2.14, 2.2.15, 2.2.16 гражданин обязан представлять по требованию Центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, ведение предпринимательской деятельности. Не позднее 10 рабочих дней по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи представлять в Центр занятости выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Представлять в Центр занятости копию годовой отчетности, представленной в налоговые органы за 2010 и 2011 годы до 20 мая 2011 года и до 20 мая 2012 года.

Центр занятости считает, что вышеуказанные условия договора ответчиком не выполнены, в связи с чем, требует расторжения договора.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Согласно положениям п. 1 ст. 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета.

Как следует из закона, вопросы его реализации находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Программой поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП предусмотрен механизм реализации мероприятий по поддержке занятости населения.

Согласно пункту 6 параграфу 3 Программа включает содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела (далее - финансовая помощь).

Финансовая помощь оказывается на основании договора о содействии в организации предпринимательской деятельности между центром занятости и безработным гражданином, заключаемого при условии положительной оценки бизнес-плана экспертной комиссией.

Положения указанной программы включены в договор, заключенный *** между сторонами. Следовательно, существенным нарушением условий договора бедует являться нецелевое использование полученной финансовой помощи. Судом установлено, что Андрианова О.И. использовала часть выделенной ей финансовой помощи по целевому назначению. Из выделенной суммы *** руб., она затратила на покупку оборудования *** руб. (л.д. 41). Указанная сумма принята Центром занятости к зачету. Доказательств тому, что были затрачены денежные средства на рекламу и аренду суду не представлено. Расписка Ш. (л.д.54) о том, что она получила в качестве предоплаты за аренду помещения сумму *** руб. не свидетельствует, что ответчик понесла эти расходы из выделенных денежных средств. Как, указано выше, на сумму *** руб. она приобрела оборудование. Следовательно, на аренду помещения она могла потратить только остаток суммы, составляющей *** руб. Бизнес-планом предусмотрено на аренду *** руб. Следовательно, затраты на аренду помещения больше указанной суммы являются нецелевым использованием денежных средств. Договор аренды ответчиком не заключался, согласие наймодателя на сдачу нанимателем жилого помещения по договору поднайма не было получено. Поэтому вызывает сомнение, что Андрианова О.И. арендовала помещение для организации бизнеса. Каких-либо иных доказательств, помимо расписки, ответчик не представила. Суд считает расписку недопустимым доказательством, поэтому не может признать, что производилась плата за аренду помещения. Следует вывод, что сумма *** руб. израсходована ответчиком не по целевому назначению.

Ответчику были выделены денежные средства в сумме *** руб. на создание рабочего места. О том, что рабочее место создано, свидетельствует трудовой договор, копия трудовой книжки работника, платежные ведомости на выплату заработной платы и квитанции о перечислении взносов (л.д. 47-53). Для организации рабочего места приобреталась ткань на общую сумму *** руб. *** коп. (л.д. 42-43) и выплачена заработная плата работнику в сумме *** руб., Всего расходы составили *** руб. *** коп. Представленные суду квитанции о понесенных расходах на бухгалтерский учет в сумме *** руб. (л.д.39-40) не могут быть приняты к зачету, поскольку эти расходы понесены за пределами срока действия договора и не предусмотрены бизнес-планом. Следовательно, ответчик не отчиталась по созданному рабочему месту на сумму *** руб. *** коп. Поэтому указанная сумма подлежит возврату Центру занятости.

Всего размер нецелевого использования денежных средств составляет *** руб. *** коп. (***). Указанная сумма подлежит взысканию в пользу Центра занятости.

В соответствии с п.3.1 договора №*** от *** основанием для возврата финансовой помощи в полном объеме также является неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2.2.14, 2.2.15, 2.2.16.

Согласно п.2.2.14 договора Андрианова О.И. обязана была представить в Центр занятости в срок до 19 июля 2011 года отчет по целевому использованию финансовой помощи, согласно п. 2.2.15 в срок до 20 сентября 2011 года - выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно п. 2.2.16 в срок до 20 мая 2011 года - копии годовой отчетности, представленной в налоговые органы за 2010 год. Ответчик срок представления информации нарушила.

Указанные нарушения не могут быть признаны существенными, влекущими расторжение договора по требованию одной стороны, поскольку они не препятствуют реализации программы поддержки занятости населения и достижению целей заключенного договора.

Такого основания для расторжения договора, как нарушение срока предоставление информации о целевом использовании денежных средств, непредоставление Центру занятости в срок выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копии отчетности, представленной в налоговый орган, ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни иными законами не предусмотрено, поэтому, по мнению суда, включение такого условия в договор является ничтожным, противоречащим Гражданскому кодексу Российской Федерации и, соответственно, применяться не должно.

Следовательно, по основаниям предоставления Центру занятости информации с нарушением срока, установленного договором, требования Центра занятости о расторжении договора и полном возврате полученной денежной суммы удовлетворению не подлежат.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины. Следовательно, госпошлина в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика. Размер госпошлины от суммы удовлетворенных требований составляет сумму *** руб. *** коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» к Андриановой О.И. о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с Андриановой О.И. в пользу Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» денежные средства, полученные по договору №*** от ***, в размере *** (***) руб. *** коп.

Взыскать с Андриановой О.И. в доход бюджета МО г. Каменск-Уральский госпошлину в сумме *** (***) руб. *** коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через канцелярию Красногорского районного суда.

СУДЬЯ