Решение по иску Клепцовой Г.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



№ 2-1782-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Смирновой Л.А.

С участием истца Клепцовой Г.В.,

Представителя ответчика Шабуровой О.Н.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Клепцовой Г.В. к

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области

о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Решением ответчика от *** истцу отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме и пояснила, что с *** она работает фельдшером в здравпункте завода ***. До *** сотрудники здравпункта состояли в штате горбольницы , затем зачислены в штат спортивно-оздоровительного цеха завода, а с ***. по *** состояли в штате санатория-профилактория «***» того же завода. Все время она фактически работала во врачебном здравпункте дежурным фельдшером. В ее обязанности входило оказание первой медицинской помощи, прием больных, выдача больничных, назначение лечения, вакцинация. Работали круглосуточно в * смены в составе: дежурный фельдшер, санитарка, водитель, имелась санитарная машина. Здравпункт находился в отдельном здании, в штате имелись заведующий здравпунктом, врачи-терапевты, врачи-специалисты, медсестры, физкабинет, процедурный кабинет. Считает, что передача здравпункта в подчинение различных юридических лиц, структурных подразделений предприятия, не влияли на выполнение ею обязанностей дежурного фельдшера и занятие лечебной деятельностью. Считает незаконным исключение из специального стажа периода нахождения на курсах усовершенствования для повышения квалификации по занимаемой должности, получала заработную плату. Справкой подтверждается, что работа в период с *** по *** в МУЗ «Центральная городская клиническая больница » осуществлялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени.

Представитель ответчика возражала против заявленных требований по следующим основаниям. Право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения зависит от вида деятельности (профессии и должности) работника, от наименования учреждения здравоохранения, работа в которых дает право на получение указанной пенсии. Предприятие – ОАО «***» не является лечебно-профилактическим учреждениям, не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03 ноября 1995 г. № 395. Расценивать эти периоды как работу в структурном подразделении не позволяет пункт 1 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066. Нахождение на курсах повышения квалификации не включается в специальный стаж, поскольку в указанные периоды не осуществлялась лечебная деятельность, не содержатся эти периоды в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. За период с *** по *** не представлено сведений о выполнении работы в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Таким образом, на момент обращения специальный трудовой стаж истца составил * год * месяцев * день при требуемом стаже * лет.

Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Решением ответчика от *** (л.д. 9-11) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием требуемого стажа работы.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). В определениях от 4 марта 2004 г. № 81-о, от 18 апреля 2006 г. № 84-о Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Следовательно, суд при разрешении спора должен определить, сопряжена ли работа истца в спорные периоды с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», распространяющийся на период до 01 ноября 1999 г.

В отношении периодов работы после 01 ноября 1999 г., а по желанию гражданина – и периодов работы до 01 ноября 1999 г., применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 г.

В отношении периодов работы после 12 ноября 2002 г. применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 781.

Согласно указанному Списку право на досрочную трудовую пенсию по старости имеет средний медицинский персонал, в том числе: фельдшер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В примечании к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07 октября 2005 г. № 627, указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Приказом Минздавсоцразвития Российской Федерации от 23 марта 2011 г. № 233 н утверждено Положение о врачебном (фельдшерском) здравпункте, согласно пункту 2 которого здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия). Основными функциями здравпункта являются:

оказание первичной медико-санитарной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях (при обострении), подозрении на острые профессиональные заболевания до приезда бригады скорой медицинской помощи;

организация по медицинским показаниям направления работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультации к врачам-специалистам;

выдача по требованию справок о факте обращения за медицинской помощью работникам, обратившимся за медицинской помощью;

подготовка списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодических медицинских осмотров;

осуществление контроля своевременного прохождения работниками предварительного и периодических медицинских осмотров;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации (предприятия);

проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлениях, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации (предприятия);

охрана здоровья работников организации (предприятия);

участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществление контроля за выполнением рекомендаций по результатам периодических медицинских осмотров на предприятии;

ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление экстренных извещений о предварительном диагнозе острого профессионального заболевания (отравления);

участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на предприятии (организации);

оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;

повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;

изучение и соблюдение правил охраны труда;

предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах (пункт 8).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 1183н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля.

Данным Порядком установлено, что первичная медико-санитарная помощь больным заболеваниями терапевтического профиля осуществляется преимущественно по месту жительства или работы граждан (фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, поликлиника, кабинет врача общей практики (семейного врача), отделение (центр) общей врачебной (семейной) практики, здравпункт предприятия, здравпункт образовательного учреждения и других), является основой системы оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля и включает мероприятия по профилактике, по своевременному (раннему) выявлению заболеваний, диагностике, лечению и медицинской реабилитации наиболее распространенных заболеваний терапевтического профиля, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому образованию населения.

Таким образом, законодатель относит к медицинской деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, выполнение обязанностей фельдшера здравпунктом как структурного подразделения организации.

Из трудовой книжки (л.д. 12) усматривается, что истец с *** по *** работала в должности дежурного фельдшера здравпункта завода – АООТ (ОАО) «***», затем переводилась на том же предприятии в той же должности в спортивно-оздоровительный цех и санаторий-профилакторий «***».

Из уточняющей справки (л.д. 13) видно, что истец с *** принята в горбольницу фельдшером здравпункта завода ***, *** уволена переводом в АООТ «***».

Согласно справке ОАО «***» (л.д. 14-15) с *** по *** заводской здравпункт являлся самостоятельным структурным подразделением завода. С *** по *** здравпункт был структурным подразделением цеха – санаторий-профилакторий «***». С *** здравпункт является структурным подразделением заводоуправления. Лицензией от ***, сертификата от ***, штатных расписаний с *** здравпункт является врачебным, имеет ставку дежурного фельдшера.

Из штатных расписаний спортивно-оздоровительного цеха с *** (л.д. 22-23), на *** (л.д. 26-28) усматривается, что в штате цеха значатся врачи, медсестры, акушерка, дежурные фельдшера.

Приказом от *** (л.д. 29) установлено, что здравпункт завода передается из состава цеха в состав заводского профилактория (цех ).

Штатные расписания санатория-профилактория «*** (цех ) за *** (л.д. 30-63) свидетельствует о включении в состав оздоровительного цеха - санатория-профилактория «***» здравпункта. В штат здравпункта входят: заведующий здравпунктом, врачи-терапевты, врачи-специалисты, фельдшера дежурные, медицинские сестры и др.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о выполнении истцом в спорные периоды лечебной деятельности в должности и организации, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд находит неправомерным решение ответчика в части исключения из специального стажа периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с *** по ***.

Согласно статьям 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пункт 5 «Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года», утвержденного Приказом Министерства образования от 07 декабря 2000 г. № 3570, установлено, что в стаж непрерывной преподавательской работы засчитывается не только фактически проработанное время, но и время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, следует учитывать требования статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.

Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такая позиция была отражена и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006 г.

Статьей 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 73 названного Закона в обязанности медицинских и фармацевтических работников входит обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 утверждено Положения о лицензировании медицинской деятельности. Согласно пункту 5 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются в том числе: наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.

Следовательно, для медицинского работника повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.

Период работы в должности медсестры палатной МУЗ «Центральная городская клиническая больница » с *** по *** подлежит включению в специальный стаж, поскольку истцом в судебное заседание представлена уточняющая справка (л.д. 74), согласно которой в *** истец работала в режиме нормальной продолжительности рабочего времени.

Поскольку с учетом спорных периодов специальный стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составлял требуемые 30 лет, то пенсия истцу должна быть назначена со дня обращения к ответчику ***.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Клепцовой Г.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области:

1. включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Клепцовой Г.В. периоды работы:

- с *** по *** в должности дежурного фельдшера спортивно-оздоровительного цеха АООТ «***»;

- с *** по *** в должности дежурного фельдшера санатория-профилактория «***» АООТ «***»;

- с *** по *** в должности дежурного фельдшера санатория-профилактория «***» ОАО «***»;

- с *** по *** нахождение на курсах усовершенствования в период работы в должности медсестры палатной МУЗ «Центральная городская клиническая больница »;

- с *** по *** в должности медсестры палатной МУЗ «Центральная городская клиническая больница »;

2. назначить Клепцовой Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ***.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в 10-дневный срок со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ***

Председательствующий: