Решение по иску прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области `Каменск-Уральский центр занятости` к Сайфулину А.В. о взыскании денежных средств



Дело № 2-1691/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский 30 ноября 2011 года

Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области

в составе судьи Курина Д. В.,

с участием прокурора Пермяковой Т.И.,

представителя третьего лица ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» Овсянниковой К. В., действующей на основании доверенности № 83 от 16 августа 2011 года,

ответчика Сайфулина А. В.,

при секретаре Пунане Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» к Сайфулину А.В. о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» к Сайфулину А. В. о взыскании денежных средств в сумме *** руб.

В судебном заседании помощник прокурора Пермякова Т.И. поддержала заявленные требования в полном объеме и показала, что согласно договору о содействии самозанятости безработных граждан ответчику были выделены денежные средства в сумме *** руб. Он обязан был использовать их по целевому назначению и отчитаться перед Центром занятости в установленные сроки. В связи с тем, что имеет место существенное нарушение условий договора, а именно непредоставление отчетов в Службу занятости до 10.07.2011 и 10.10.2011 года, выплаченные по договору суммы, подлежат возврату.

Представитель Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» (далее Центр занятости) поддержала заявленные требования в полном объеме на сумму *** руб., указав, что одним из условий договора о предоставлении денежных средств являлось условие об обязательном предоставлении отчетности об израсходованных средствах ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Кроме того, средства должны расходоваться согласно бизнес-плану. Центр занятости не может принять представленные ответчиком только в суд документы о расходовании денежных средств, поскольку представлен лишь письменный договор между двумя физическими лицами на приобретение осциллографа без каких-либо документов к нему, кроме того, расходы на услуги связи оказаны на основании договоров, которые не позволяют использовать связь в предпринимательских целях.

Ответчик с требованиями истца не согласился, поскольку полученные денежные средства вложены им в развитие своего бизнеса. Он не отчитался ни в июле, ни в октябре 2011 года, так как ему позвонили из Центра занятости поздно, и он не смог собрать все необходимые документы. Осциллограф приобретен им с рук, цена его по сравнению с указанной в бизнес-плане (*** руб.) выросла до *** руб., поскольку он первоначально намерен был купить осциллограф у одного человека, но к моменту поступления денег тот человек уже осциллограф продал, пришлось искать нового продавца. Документы на осциллограф у него есть, только он их с собой не взял. Деятельность он сейчас не может осуществлять в полной мере в соответствии с бизнес-планом, поскольку не имеет необходимого оборудования, сейчас может осуществлять лишь мелкий ремонт. Более ничего, что указано в бизнес – плане, не приобрел. Услуги связи оплачивает, так как они необходимы ему для поиска клиентов. Просит в иске отказать.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП, утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, в состав которой входит содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В целях реализации указанного постановления между Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости населения» и Сайфулиным А. В. был заключен договор №*** от ***, согласно которому в качестве финансовой помощи на организацию собственного дела Сайфулину А. В. были перечислены денежные средства в размере *** рублей.

Прокурор считает, что Сайфулин А. В. не выполнил условия договора, поэтому выданная ему финансовая помощь в общей сумме *** рублей подлежит возврату.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Из представленного договора (л.д.5-6) видно, что Центр занятости в течение 2 рабочих дней с момента представления Гражданином свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязан издать приказ об оказании финансовой помощи в размере *** рублей и перечислить сумму финансовой помощи на счет физического лица в течение 15 рабочих дней с момента издания приказа об оказании финансовой помощи.

Указанные условия договора Центром занятости выполнены. Согласно платежному поручению №*** от *** Сайфулину А. В. были перечислены денежные средства в сумме *** рублей. (л. д. 7)

По условиям договора гражданин обязан организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом и заниматься деятельностью, указанной в договоре не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи.

Кроме того, согласно п.2.2.5, 2.2.6, 2.2.8 гражданин обязан использовать полученные средства субсидии на цели, предусмотренные бизнес-планом, в течение 12 месяцев с момента получения субсидии, на организацию собственного дела. Выписка из бизнес плана является неотъемлемой частью договора. Гражданин обязан предоставлять в Центр занятости ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об израсходованных средствах субсидии на организацию собственного дела по прилагаемой к настоящему договору форме, с приложением финансовых документов, подтверждающих использование субсидии на цели, предусмотренные бизнес-планом. Сообщить в Центр занятости в письменном виде о возникновении обстоятельств, влияющих на исполнение обязательств по договору, в 5-дневный срок.

Согласно п. 3.2 Договора, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования Центра занятости в случаях непредоставления отчетности, предусмотренной п. 2.2.6, в установленные сроки.

Прокурор считает, что вышеуказанные условия договора ответчиком не выполнены, в связи с чем требует возвращения субсидии.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Согласно положениям п. 1 ст. 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета.

Как следует из закона, вопросы его реализации находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Программой поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 декабря 2009 года №1915-ПП предусмотрен механизм реализации мероприятий по поддержке занятости населения.

Согласно пункту 6 параграфу 3 Программа включает содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела (далее - финансовая помощь).

Финансовая помощь оказывается на основании договора о содействии в организации предпринимательской деятельности между центром занятости и безработным гражданином, заключаемого при условии положительной оценки бизнес-плана экспертной комиссией.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку Программа направлена на конкретные цели, ее реализация основывается на соблюдении сторонами условий заключенного договора, то государство должно иметь возможность осуществления контроля за расходованием предоставленным гражданам средств, вследствие чего в договор и включены пункты о предоставлении ежеквартальной отчетности, невыполнение которой влечет ответственность в виде возврата суммы субсидии.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из требований ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

До настоящего времени Сайфулин А. В. не отчитался перед Центром занятости. В судебном заседании ответчик подтвердил, что в сроки до 10.07.2011 и до 10.10.2011 года отчетность в Центр занятости не предоставлял. В судебное заседание предоставил договоры на оказание услуг связи от 25.09.2008 года (л. д. 38-48), в п. 1.1. которых указано, что абонент использует услуги связи для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, квитанции об оплате услуг связи за март, апрель и июнь 2011 года (л. д. 49-50), а также договор купли – продажи осциллографа С1-75, заключенный между двумя физическими лицами – Г. и Сайфулиным А. В. *** на сумму *** руб. без приложения к нему каких-либо документов (паспорта, инструкции, руководства по эксплуатации с указанием серийного номера прибора) (л. д. 51).

Сайфулин А. В. не представил доказательств, что он в установленные договором сроки предоставил Центру занятости отчет об использовании денежных средств в соответствии с целями бизнес-плана, что является существенным нарушением договора. Представленные в суд документы нельзя расценивать как надлежащий отчет об использовании денежных средств, поскольку из всего комплекта оборудования, предусмотренного бизнес – планом (лазерный принтер, паяльная станция, термопистолет, осциллограф), представлен лишь договор на приобретение осциллографа на сумму *** руб. вместо указанной в бизнес-плане суммы в *** руб. без каких-либо доказательств его действительного наличия у ответчика, и оплата услуг связи, которая не могла использоваться в целях предпринимательской деятельности.

Указанное нарушение является основанием, предусмотренным в договоре, для возврата денежной субсидии по требованию Центра занятости. Требование о возврате денежных средств направлено ответчику 26.10.2011 года (л. д. 15).

На основании изложенного требования прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о возврате денежных средств, выплаченных Сайфулину А. В. по договору, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины. Следовательно, госпошлина в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика. Размер госпошлины от суммы удовлетворенных требований, исчисленный в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет сумму *** руб. *** коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» к Сайфулину А.В. о взыскании денежных средств– удовлетворить.

Взыскать с Сайфулина А.В. в пользу Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» денежные средства, полученные по договору №*** от ***, в размере *** (***) рублей *** коп.

Взыскать с Сайфулина А.В. в доход бюджета МО г. Каменск-Уральский госпошлину в сумме *** (***) руб. *** коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года.

Судья Курин Д. В.