Решение по иску Тереховой Ю.Б. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью



№ 2-58-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2012 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.А.

с участием истца Тереховой Ю.Б.,

представителя ответчика Разуевой М.Н.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Тереховой Ю.Б. к

Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области

о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Решением ответчика от *** истцу отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Истец обратилась в суд с иском о признании решения ответчика незаконным в части, возложении обязанности по включению в стаж педагогической деятельности спорных периодов работы и назначении пенсии.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования и пояснила, что с *** по *** работала в должности вожатой пионерского лагеря «***». Об этом периоде не заявляла при обращении к ответчику, так как не было документов. В настоящее время факт работы подтверждается. Не включен в специальный стаж период работы с *** по *** в должности организатора внеклассной и внешкольной работы и учителя на неполную ставку средней школы . По мнению ответчика должность организатора внеклассной и внешкольной работы не предусмотрена Списком № 781, а работа учителя выполнялась не по штатной должности. Считает, что в спорный период она выполняла педагогическую деятельность, неправильная формулировка должности не свидетельствует об обратном. Кроме того, выполнение работы учителя на неполную ставку также не является ограничением ее прав на пенсию. ***, ***, *** она направлялась работодателем в командировку на курсы повышения квалификации и на научно-практическую конференцию. Эти дни также неправомерно исключены из специального стажа.

Представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что период работы истца в должности организатора внеклассной и внешкольной работы и учителя не включен в стаж, поскольку первая должность не предусмотрена Списком № 781 от 29 октября 2002 г. Обязанности же учителя выполнялись не по штатной должности. 3 дня не зачтены в специальный стаж, так как сведениями индивидуального (персонифицированного) учета льготный характер деятельности в эти дни не подтвержден. Специальный стаж истца исчислен 22 года 05 месяцев 15 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Решением ответчика от *** (л.д. 10-12) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку истцом не выработан необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности.

Суд находит отказ в назначении пенсии неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 27 пункт 1 подпункт 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд находит обоснованными требования истца о включении в специальный стаж периода работы должности вожатой пионерского лагеря «Дружба» с 01 по 23 августа 1984 г.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. За данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В периоды работы истца в должности пионервожатой действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых; работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.

Согласно расчетным ведомостям по начислению заработной платы работникам пионерского лагеря «***» за *** г. (л.д. 39-59) вожатой Тереховой Ю.Б. начислена заработная плата за * дня.

Из списка сотрудников пионерского лагеря «***», утвержденного президиумом профкома *** завода ***, усматривается, что в штате лагеря в качестве вожатой значится истец (л.д.60-63).

Справкой (л.д. 24) установлено, что истец работала в пионерском лагере вожатой в *** г. * дня.

Таким образом, истцом подтвержден факт работы, подлежащей включению в стаж педагогической деятельности.

В период работы истца в должности организатора внеклассной и внешкольной работы и учителя школы с *** по *** действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусматривалось право на пенсию за выслугу лет учителей средних школ. Причем, в названном документе не содержалось каких-либо ограничений, связанных с занятием должности сверх штата учреждения либо выполнения учителей учебной нагрузки не в полном размере. Требование о выполнении учителем учебной нагрузки введено с 01 сентября 2000 г.

Следовательно, указанный период подлежит включению в стаж педагогической деятельности.

Суд полагает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж и по выполнению обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы.

В соответствии с пунктом 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.

В судебном заседании установлено, что наименование должности истца неправильно зафиксировано при приеме на работу. Фактически ею исполнялись обязанности, соответствующие должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Суд находит неправомерным решение ответчика в части исключения из специального стажа периода нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Согласно статьям 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пункт 5 «Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года», утвержденного Приказом Министерства образования от 07 декабря 2000 г. № 3570, установлено, что в стаж непрерывной преподавательской работы засчитывается не только фактически проработанное время, но и время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, следует учитывать требования статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.

Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такая позиция была отражена и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006 г.

Из приказов от ***, ***, *** (л.д. 25-27) усматривается, что истец направлена на курсы повышения квалификации.

Личными карточками истца (л.д. 28-32) подтверждается оплата заработной платы, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд.

В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, утвержденным Приказом Министерства образования России от 26 июня 2000 г. № 1908, при аттестации педагогических работников учитывается данные о прохождении работников курсов повышения квалификации.

Должностной инструкцией учителя средней школы (л.д. 2-24) установлено, что учитель обязан систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж педагогической деятельности.

Учитывая, что с учетом спорных периодов стаж педагогической деятельности истца на день обращения составляет более требуемых 25 лет, то пенсия ей должна быть назначена с ***.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Тереховой Ю.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от *** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Тереховой Ю.Б..

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области:

1.включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, Тереховой Ю.Б. периоды работы:

- с *** по *** в должности вожатой пионерского лагеря «***» *** завода;

- с *** по *** в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, учителя средней школы района;

- с *** по *** в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, учителя средней школы Управления образовании;

- ***, ***, *** период нахождения на курсах повышения квалификации;

2. назначить Тереховой Ю.Б. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с ***.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в мотивированном виде составлено 25 января 2012 г.

Председательствующий: