Решение по иску Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей `Общественный контроль` в защиту прав и законных интересов Батаковой Н.А. к ОАО `Оренбургские авиалинии` о взыскании компенсации морального вреда



№ 2-230-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2012 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.А.,

с участием истца Батаковой Н.А.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в защиту прав и законных интересов

Батаковой Н.А. к

ОАО «Оренбургские авиалинии»

о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истцом приобретен авиабилет на рейс от *** по маршруту Екатеринбург – Анталья, осуществляемый перевозчиком ОАО «Оренбургские авиалинии». По прибытии в пункт назначения обнаружена утрата багажа.

Истец обратилась в суд с иском к ОАО «Оренбургские авиалинии» о возмещении морального вреда в сумме *** руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование своей позиции пояснила, что она вместе с ребенком по туристической путевке ездила отдыхать в г. Анталья (Туцрция) на 5 дней. *** являлись пассажирами авиарейса Екатеринбу-Анталья, который обслуживало ОАО «Оренбургские авиалинии». При посадке в самолет сдала багаж, весом *** кг. По прибытии в пункт назначения багажа не оказалось, он был утерян перевозчиком. Из-за утраты багажа она вынуждена была с ребенком около *** часов находиться в аэропорту, затем самостоятельно добираться до отеля. Пришлось приобретать вещи, предметы первой бытовой необходимости для себя и ребенка. На приобретение вещей потрачены денежные средства, которые предполагалось потратить на отдых и развлечения. Моральный вред состоит в переживаниях по поводу утраты личного имущества, дискомфорте из-за невозможности пользоваться нужными вещами и предметами. Ответчиком возмещен ущерб в сумме *** руб. и моральный вред в сумме *** руб. Моральный вред оценивает в *** руб.

Представитель ответчика просит дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве указывает, что *** в их адрес поступила претензия от Батаковой Н.А. с требованием о возмещении стоимости утерянного багажа в размере *** руб. и компенсации морального вреда в размере *** руб. В соответствии со статьей 119 Воздушного кодекса Российской Федерации за утрату или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 22 Варшавской конвенции при перевозке зарегистрированного багажа ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с 1 кг, за исключением случаев, когда пассажир при принятии багажа к перевозке делает специальное заявление о заинтересованности в доставке багажа к месту назначения, объявляет стоимость багажа и уплачивает специальный сбор по квитанции. Батакова Н.А. ценность зарегистрированного багажа не объявляла, дополнительный сбор за перевозку багажа с объявленной ценностью не уплачивала. Из сложившейся международной практики перевода 250 золотых франков в национальные валюты, зафиксированной в протоколах № 3, 4 Всемирной организации гражданской авиации (Монреаль, 1975 г.), ответственность перевозчика ограничивается суммой 20 долларов США за 1 кг багажа, при этом принимается курс доллара по отношению к национальной валюте на момент возмещения ответчиком ущерба. Претензионной комиссией ОАО «Оренбургские авиалинии» *** принято решение о возмещении материального ущерба в сумме *** руб., принесены официальные извинения за причиненные неудобства в связи с утратой ее багажа. Денежная сумма перечислена почтовым переводом. В претензии не содержалось указание, в чем выразились нравственные или физические страдания заявителя и не был обоснован размер морального вреда. С учетом описываемых в исковым заявлении Батковой Н.А. неудобств в виде поиска и покупки новых вещей, причиненных утратой багажа, претензионной комиссий принято решение о компенсации морального вреда Батаковой Н.А. в добровольном порядке в размере *** руб. Указанная сумма направлена почтовым переводом ***. Претензионное заявление истца было удовлетворено в добровольном порядке и в разумный срок.

Заслушав объяснения стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии со статьей 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и выдачи грузополучателю

Материалами дела установлено, что оказанная ответчиком услуга перевозки багажа, принадлежащего истцу, оказана некачественно.

Данный факт не отрицается ответчиком, материальный ущерб возмещен добровольно.

В силу статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд учитывает тот факт, что истец и ее несовершеннолетний оказались в иностранной государстве без личных вещей и предметов первой необходимости. Истец вынуждена была вместо отдыха заниматься сначала розыском багажа в аэропорту, затем покупкой вещей; потратила на эти цели денежные средства, предназначенные для отдыха и развлечений.

С учетом изложенных обстоятельств, требований разумности и справедливости суд находит возможным компенсировать моральный вред суммой *** руб.

Несмотря на очевидность возникновения у истца переживаний по поводу утраты багажа при известных обстоятельствах, ответчик не произвел компенсацию морального вреда в досудебном порядке в полном размере. Выплаченную в ходе судебного производства сумму компенсации морального вреда *** руб., суд не может признать достаточной для компенсации нравственных страданий истца.

В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Суд взыскивается с ответчика штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы, то есть *** руб., при этом половина указанного штрафа подлежат взысканию в пользу Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль.

На основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина *** руб.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в защиту прав и законных интересов Батаковой Н.А. к ОАО «Оренбургские авиалинии» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с ОАО «Оренбургские авиалинии» в пользу Батаковой Н.А. компенсацию морального вреда в сумме *** (***) руб.

Взыскать ОАО «Оренбургские авиалинии» госпошлину в доход местного бюджета МО «город Каменск-Уральский» в размере *** (***) руб.

Взыскать ОАО «Оренбургские авиалинии» штраф за несоблюдение добровольного порядке удовлетворения требований потребителя в доход местного бюджета МО «город Каменск-Уральский» в размере *** (***) руб.

Взыскать ОАО «Оренбургские авиалинии» штраф за несоблюдение добровольного порядке удовлетворения требований потребителя в пользу Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в размере *** (***) руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 11 марта 2012 г.

Председательствующий: