Решение по иску Пулукчу М.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью



Дело 2-478\2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2012 года г.Каменск-Уральский

Красногорский федеральный районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафронова М.В., при секретаре Садыковой Ю.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пулукчу М.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью

УСТАНОВИЛ:

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе № *** от *** года Пулукчу М.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. Пулукчу М.А. обратилась в суд с иском о признании права на досрочную пенсию, признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. КаменскеУральском и Каменском районе об отказе в назначении пенсии по старости, о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ответчик не включил в специальный стаж период работы ее в должности *** с *** года по *** года, поскольку это учреждение не поименовано списком. Считает, что к спорному периоду должны применяться нормы, действовавшие на момент осуществления ей лечебной деятельности. Функциональные обязанности и статус учреждения не менялся. Кроме того, ответчик при исчислении стажа не применил специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев период отпуска по беременности и родам и период отпуска по уходу за ребенком.

Истец с учетом уточнений просил признать за истцом право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным, обязать ГУ Управление Пексионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в специальный стаж спорные периоды работы в ***, а также включить в стаж в льготном исчислении отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Также просила обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить досрочную пенсию по старости с даты подачи заявления, то есть с *** года.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ с требованиями истца не согласилась.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** года в специальный стаж истца не включены периоды работы с *** года по *** года в должности ***, с *** года по *** года в должности *** Медико-санитарного учреждения ***, с *** года по *** года в должности *** Государственного областного стационарного медико-социального учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения ***

Ответчик считает, что такие учреждения не предусмотрены Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.

Кроме того, период отпуска по беременности и родам и период отпуска по уходу за ребенком с *** года по *** года и с *** года по *** года в должности *** засчитан как в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, следует, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном списке имеется указание на должность медицинской сестры в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которыми назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения согласно приложению предусматривалось медицинским сестрам домов инвалидов и интернатов, домов для престарелых, которые указаны как учреждения социального обеспечения.

Согласно п.3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 за данными работниками учреждений здравоохранения сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, введенным в действие с 01.10.1993, был признан утратившим силу вышеприведенный п. 3 Постановления Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 N 464, а также было установлено, что на территории Российской Федерации не применяются решения Совета Министров СССР, в том числе Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.

Таким образом, частично в спорный период работы истца до *** года действовало законодательство, предусматривавшее включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, сроков выслуги в связи с осуществлением лечебной деятельности, что ответчик не учел, вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 15.06.1998 N 18-П, Определении от 06.12.2001 N 310-О, Определении от 05.11.2002 N 320-О, Определении от 06.03.2003 N 107-О и Постановлении от 29.01.2004 N 2-П.

При таких обстоятельствах необходимо включить в специальный стаж период работы истца с *** года по *** года.

Кроме того, согласно письму Пенсионного фонда РФ от *** года ЗМЗ-25-27/8791 «О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения» в случаях, если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего типового положения. Судом установлено, что учреждение действовало на основании Типового положения, которое утверждено постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по труду и социальным вопросам от 20.06.1978 № 202. Согласно Типовому положению, *** является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания ***. Из справки видно, что *** существует с *** года. На момент его создания наименование учреждения соответствовало. Постановлением № *** от *** года *** относится к медико-социальному учреждению социального обслуживания. Суд приходит к выводу, что функции учреждения на протяжении всего периода его существования не менялись, оно занималось медицинским и бытовым обслуживанием престарелых и инвалидов. Досрочная пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от формального наименования структурного подразделения учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного можно считать, что также истец в спорный период с *** года по *** года работала в учреждениях, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения, на должностях поименованных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года. Поэтому указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Что касается требований истца об обязании ответчика включить периоды отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет, с *** года по *** года, в льготном исчислении с применением коэффициентов 1 к 1,6, суд считает необходимым данные требования удовлетворить, исходя из ст. 167 КЗоТ РСФСР, Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года N 156/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС N 677 от 22 августа 1989 года "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", из смысла которых следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.

Как видно из трудовой книжки и решения ответчика, истец в указанный период работала *** и *** в хирургическом стационарном отделении ГБ № ***. В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В таком порядке истцу был засчитан стаж работы в данных должностях, за исключением периодов отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Следовательно, необходимо исчислить истцу периоды отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет с *** года по *** года, в льготном исчислении с применением коэффициентов 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в специальный стаж истца зачтено *** года *** месяца *** дня.

С учетом данного решения и включения в специальный стаж указанных периодов и исчисления периода отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет 1 год за 1 год и 6 месяцев, специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составит более 30 лет. С учетом изложенного, суд должен признать за истцом право на досрочную пенсию по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения за её назначением.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать право Пулукчу М.А. на получение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Признать решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе от *** года об отказе Пулукчу М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить в специальный стаж Пулукчу М.А. следующие периоды:

- с *** года по *** года в должности ***

- с *** года по *** года в должности ***

- с *** года по *** года в должности *** ***

Обязать ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить Пулукчу М.А. в специальных стаж периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, с *** года по *** года, в льготном исчислении с применением коэффициентов 1 год за 1 год 6 месяцев.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Пулукчу М.А. досрочную пенсию по старости с даты обращения за её назначением, то есть с *** года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Красногорского районного суда.

Судья Сафронов М.В.