Решение по иску Першаковой Ф.С. к ТОИОГВ СО `УСЗН по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району` об индексации денежной компенсации на оздоровление и приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности



Дело № 2-508\2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2012 года

Красногорский федеральный районный суд г. Каменска - Уральского Свердловской области в составе:

судьи Сафронова М.В.

при секретаре Садыковой Ю.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Першаковой Ф.С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной защиты населения по городу Каменску – Уральскому и Каменскому району» об индексации денежной компенсации на оздоровление и приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности

У С Т А Н О В И Л :

Истец является лицом, выехавшим добровольно *** в *** году из населенного пункта ***, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в *** году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Ей выплачиваются ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме *** рублей *** копейки, а также ежегодная компенсация на оздоровление в сумме *** рубля *** копеек. Истец считает, что имеются основания для перерасчета размера назначенных ей компенсаций с применением иного порядка индексации. Истец считал возможным применить с *** года - коэффициент роста минимального размера оплаты труда, равный ***, а с *** года - коэффициент, равный ***, за период с *** года по *** года - индексы роста величины прожиточного минимума, с *** года - коэффициенты инфляции, установленные Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика в свою пользу сумму недоплаты по компенсационным выплатам на приобретение продовольственных товаров и оздоровление за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек и *** рубля *** копейки соответственно; обязать ответчика с *** года выплачивать ежемесячную компенсацию на питание в сумме *** рублей *** копеек с последующей индексацией согласно действующему законодательству; обязать ответчика с *** года установить ежемесячную компенсацию на оздоровление в размере *** рубля *** копейки с последующей индексацией.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Выслушав участвующих лиц, изучив представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в *** году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития.

К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с *** года по *** года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в *** году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с *** года по *** год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ, гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (далее - Закон) гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пп. 3 - 12 ч. 1 ст. 14 и пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пп. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 15 настоящего Закона.

Истец имеет право на получение ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, которые предусмотрены ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы *** рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в *** году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на *** г. (т.е. исчисленных исходя из *** руб. *** коп), а с *** года - исходя из базовой суммы *** рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от *** года "О минимальном размере оплаты труда" и от *** года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с *** года по *** года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в *** годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в *** годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

С учетом Постановления ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 8 декабря 2011 г. N 1019 «ОБ ИНДЕКСАЦИИ В 2012 ГОДУ РАЗМЕРОВ КОМПЕНСАЦИЙ И ИНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК" И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА, А ТАКЖЕ ВСЛЕДСТВИЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ» истцу установлены компенсации в размере *** рублей *** копейки и *** рублей *** копеек соответственно.

То обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поэтому они подлежат индексации за период с *** года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона. Индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, исходя из базовой суммы, этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

На основании изложенного следует, что истец не имеет право на индексацию компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и оздоровление с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или величины прожиточного минимума, что предусмотрено определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года № ***

Индексация полагающихся истцу компенсационных выплат произведена ответчиком в полном объеме в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, предусматривающими порядок индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров и ежегодных сумм на оздоровление, что подтверждено представленными справками о выплатах. Поэтому требования истца не подлежат удовлетворению.

Таким образом, оснований для индексации, предложенной истцом, не имеется.

Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 января 2008 года N 25-В07-24, а также позиции «Бюллетеня судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (второй квартал 2008 г.)" (утв. постановлением президиума Свердловского областного суда от 27.08.2008)

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Першаковой Ф.С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной защиты населения по городу Каменску – Уральскому и Каменскому району» об индексации денежной компенсации на оздоровление и приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по данным выплатам оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Судья Сафронов М.В.