Решение по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Григоровой В.И. к ТОИОГВ СО `УСЗН МСЗН СО по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району`, Министерство финансов Свердловской области, МСЗН СО о взыскании денежной компенсации



№ 2-192-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2012 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.А.,

с участием прокурора Пермяковой Т.И.,

истца Григоровой В.И.

представителя ответчика Яковлевой И.В.,

третьего лица Мавродиевой Л.А.,

при секретаре Качалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора города Каменска-Уральского в интересах Григоровой В.И. к

ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», Министерству финансов Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Свердловской области

о взыскании денежной компенсации,

по иску

Григоровой В.И. к

ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», Министерству финансов Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Свердловской области

о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Григорова В.И. имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Свердловской области «О здравоохранении в Свердловской области».

Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд в интересах Григоровой В.И. к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» (далее – УСЗН) о возложении обязанности по возмещению денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с *** г. по *** г. в сумме *** руб. *** коп.

Григорова В.И. представила дополнительное исковое заявление (л.д. 113-114), в котором просит возместить неполученную денежную компенсацию за период с *** в сумме *** руб. *** коп., возместить моральный вред в сумме *** руб.

Определением суда в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Свердловской области, Министерство социальной защиты населения Свердловской области.

В судебном заседании прокурор просила взыскать с ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» в пользу истца неполученную денежную компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме *** руб. *** коп. за период с *** г. по *** г.

В обоснование иска пояснила, что в соответствии счастью 4 статьи 54 Закона Свердловской области «О здравоохранении в Свердловской области» медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, а также медицинским и фармацевтическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, предоставляется компенсация 100 процентов расходов на оплату пользования жилым помещением и 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения; компенсация 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения) и (или) газоснабжения. Истец с *** г. является пенсионером по старости, свыше 20 лет отработала в качестве фармацевтического работника государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах. *** г. истец обратилась в УСЗН за получением справки, предоставляющей указанную меру социальной поддержки. В выдаче справки необоснованно отказано. Только *** г. истец получила необходимую справку. В результате необоснованного отказа истец с *** г. не могла реализовать свое право на меры социальной поддержки, неполученная сумма компенсации за указанный период составляет *** руб. *** коп.

Истец поддержала требования прокурора, а также заявленные дополнительные требования и пояснила, что с *** г. по *** г. работала в сельской местности заведующей государственной аптекой, в дальнейшем работала в частной аптеке. В *** г. вышла на пенсию. В том же году обратилась в УСЗН, где заявили об отсутствии права на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, так как на пенсию она ушла из частной аптеки. *** г. она обратилась на прием к специалисту УСЗН, в выдаче справки отказали, указав, что права на льготы она не имеет, так как последним местом работы до выхода на пенсию является частная аптека. Не было предложено представать документы, подтверждающие государственную форму собственности аптеки «***», либо представить дополнительные документы по периоду работы с *** г. по *** г. в сельской аптеке. Спустя некоторое время она обратилась на прием к руководителю УСЗН Русских Т.И., та также подтвердила, что права на компенсацию она не имеет. Только в *** г. она сама ознакомилась с Законом, узнав, что право на льготу она имеет, *** обратилась в УСЗН, где ей предложили представить дополнительные документы. Только *** предложили написать заявление, справку о праве на льготу выдали ***. Полагает, что ее право на получение компенсации с *** г. нарушено в результате неквалифицированной работы сотрудников УСЗН. В результате лишения права на денежную компенсацию она испытывала нравственные страдания, компенсацию морального вреда оценивает в *** руб.

Представитель УСЗН исковые требования не признала, пояснила, что в период до *** истец с заявлением о выдаче справки на денежную компенсацию не обращалась. На основании заявления от ***, представленных документов, подтверждающих необходимый стаж работы, истцу *** выдана соответствующая справка и с *** г. истцу выплачивается компенсация. Истец *** обратилась на устный прием, достаточных документов, подтверждающих ее работу в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, не предоставлялось. Однозначный вывод о работе истца в указанных учреждениях в период работы с *** по *** по записям в трудовой книжке сделать не возможно. Есть запись о приеме на работу в одну аптеку и запись об увольнении из другой аптеки. Оснований для выдачи справки не имелось. УСЗН не является органом, производящим начисление и выплату денежных компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг данной категории граждан. Начисление компенсаций производится Муниципальным казенным учреждением - Расчетный центр по компенсациям, выплаты производятся из средств областного бюджета. Сведений об обращении истца в *** г. не имеется, журналы приема граждан уничтожены в связи с истечением срока хранения. Кроме того, находит необоснованными представленные расчеты прокурора и истца, компенсации подлежат фактически понесенные расходы. В материалах дела имеются квитанции, на которых отсутствуют штампы оплаты. Для компенсации могут быть учтены расходы на содержание жилья в сумме *** руб., на оплату электроэнергии – *** руб., по газоснабжению – *** руб., всего *** руб.. Просит применить срок исковой давности к требованиям за ***-*** г.г. Оснований для возмещения морального вреда не имеется, поскольку личные неимущественные права истца ответчиком не нарушены.

Представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области просит рассмотреть дело в его отсутствие. Полагает Министерство ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 27 октября 2005 г. № 927-пп лицам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы по специальности не менее 10 лет, выдается справка, дающая право на получение мер социальной поддержки по освобождению от оплаты за пользование жилым помещением, платы за содержанием и ремонт жилого помещения, от оплаты за коммунальные услуги территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства (л.д. 161-162, 196-197).

Представитель Министерства финансов Свердловской области просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 199-201, 209-212). Полагает, что истцу необходимо доказать вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь. В соответствии с пунктом 7 Порядка рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. № 1558-пп, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной защиты населения по месту жительства. Выдача справки осуществляется на основании заявления и приложенных к нему соответствующих документов. Такие документы органу социальной защиты не представлены. Требования о взыскании суммы неполученных льгот и возмещении морального вреда за счет казны Свердловской области являются несостоятельными.

Третье лицо Русских Т.И., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

В предварительном судебном заседании исковые требования не признала. Согласно записям в журнале истец впервые обратилась в УСЗН в *** г., специалистом было предложено представить документы по работе в аптеке «***». Вновь истец обратилась ***, необходимых документов не имела, ей был разъяснен порядок выдачи справок. Необходимые документы были истцом представлены в *** г., после чего выдана справка. Записи о нахождении истца на приеме руководителя УСЗН не имеется.

Третье лицо Мавродиева Л.А. исковые требования не признала, пояснила, что действительно истец *** г. обратилась на прием. При изучении трудовой книжкипериод работы с *** г. по *** г. учету не подлежал, так как сведения носили неточный порядок, не хватало промежуточных записей. Григоровой В.И. предложили подтвердить этот период работы. Так как истец заявила, что ей сложно ехать в г. Екатеринбург, был предложен вариант подтверждения стажа в аптеке «***». Истцу не отказывали в письменном обращении, она получила необходимую консультацию при обращении на устный прием.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, показания свидетеля, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 54 Закона Свердловской области «О здравоохранении в Свердловской области» медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, а также медицинским и фармацевтическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, настоящим Областным законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация нанимателю и (или) члену семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, 100 процентов расходов на оплату пользования жилым помещением и 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо компенсация собственнику и (или) члену семьи собственника жилого помещения в многоквартирном доме 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) компенсация 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления).

Меры социальной поддержки, предусмотренные в подпунктах 1 и 2 части первой настоящего пункта, распространяются на лиц, указанных в абзаце первом части первой настоящего пункта, вышедших на пенсию, проживающих на территории Свердловской области и имеющих стаж работы по специальности не менее десяти лет в расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах областных государственных организациях здравоохранения, обособленных структурных подразделениях областных государственных организаций здравоохранения, областных государственных образовательных организациях, обособленных структурных подразделениях областных государственных образовательных организаций, муниципальных организациях здравоохранения, обособленных структурных подразделениях муниципальных организаций здравоохранения, муниципальных образовательных организациях и (или) в обособленных структурных подразделениях муниципальных образовательных организаций.

Согласно пункту 7 Порядка рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. № 1558-пп (далее – Порядок рассмотрения заявлений), лицам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной защиты населения по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки.

Как установлено в судебном заседании, истец относится к категории лиц, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы по специальности в областных государственных организациях здравоохранения в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет.

Факт работы истца подтверждается трудовой книжкой (л.д. 20-24), согласно которой истец принята на работу *** на должность заведующей аптеки п. ***. *** г. уволена из МП «***» с. ***.

Приказом от *** (л.д. 167) истец назначена заведующей-провизором аптекой ***, которая являлась структурным подразделением Центральной районной аптеки *** до *** г. (л.д. 168). Со *** г. по *** г. истец работала заведующей-провизором аптеки ***, которая являлась структурным подразделением Центральной районной аптеки , в дальнейшем МП «***» (л.д. 170).

Истец является получателем пенсии по старости с *** (л.д. 19).

Согласно журналу устного приема граждан специалиста УСЗН Мавродиевой Л.А. (л.д. 29-31) усматривается, что истец обратилась на прием *** для получения справки о праве на льготу, предусмотренную Законом Свердловской области «О здравоохранении в Свердловской области».

Специалистом УСЗН предложено представить дополнительные документы, подтверждающие отнесение аптеки «***», где работала истец в период с *** по ***., к государственным или муниципальным учреждениям.

Справка, предоставляющая истцу право на получение денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, выдана *** Компенсация истцу предоставляется с *** г.

Суд полагает, что при обращении истца *** ответчиком УСЗН не выполнены необходимые действия для реализации истцом права на меры социальной поддержки.

Действительно, из трудовой книжки истца невозможно установить период ее работы в аптеках, входивших в состав Аптечного управления Свердловского облисполкома (л.д. 23), поскольку принималась истец на работу в аптеку , уволена из аптеки .

Таким образом, при определении права на указанную меру социальной поддержки истцу надлежало представить доказательства работы именно за данный период. Специалистами ответчика истцу не разъяснено право на предоставление необходимых документов.

При этом ссылки представителя ответчика об отсутствии письменных обращений истца в *** г. правового значения для разрешения спора не имеют. Ответчик обязан разъяснить истцу право на письменное обращение.

С учетом изложенного, суд находит, что по вине ответчика истец не смогла воспользоваться своим правом на получение денежной компенсации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Суд полагает, что неполученные суммы денежной компенсации являются для истца убытками и подлежат возмещению.

С учетом даты обращения истец имела право на получение льготы с *** г.

Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Истец узнала о нарушении своего права на получение справки ***, исковое заявление поступило в суд ***, таким образом, в пределах требования истца могут быть удовлетворены в пределах срока исковой давности, то есть, начиная с *** г.

Согласно пункту 26 Порядка рассмотрения заявлений назначение компенсации расходов производится с месяца обращения в уполномоченный орган по месту жительства гражданина с документами, указанными в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящего Порядка.

Истец обратилась в уполномоченный орган за назначением компенсации ***, следовательно, компенсации подлежали расходы, понесенные с *** г.

С учетом изложенного, убытки подлежат возмещению за период с *** г. по

*** г. включительно.

Истец является собственником *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру по *** (л.д. 36-38). Следовательно, компенсации подлежит *** доля расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно выписке по лицевому счету (л.д. 230-231, 232) за указанный период за жилое помещение в <адрес> произведена оплата содержания и ремонта жилого помещения в общей сумме *** руб. *** коп.

Оплата газоснабжения произведена в сумме *** руб. *** коп. (л.д. 59, 60, 61), электроснабжения – в сумме *** руб. *** коп.

Всего оплата содержания, ремонта жилого помещения, оплата коммунальных услуг составила *** руб. *** коп. Доля истца составляет *** руб. *** коп. (*** : ***)

Данная сумма подлежит взысканию в пользу истца.

Финансирование расходов по данной льготе производится за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области, утвержденного Постановление правительства свердловской области от 23 июня 2008 г. № 630-пп, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области «Об областном бюджете» в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Следовательно, взыскание неполученной истцом суммы компенсации необходимо произвести с Министерства социальной защиты населения Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возмещении морального вреда.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.

Истцом не представлено доказательств причинения морального вреда в результате действий, посягающих на нематериальные блага, нарушающих личные неимущественные права.

Требования истца носят материальный характер.

С учетом вышеизложенного, оснований для возложения ответственности на ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», Министерству финансов Свердловской области не имеется.

Требования истца Григоровой В.И. о возмещении расходов начиная с *** суд находит несостоятельными. Истцом доказательств обращения к ответчику за получение справки на меру социальной поддержки в *** г. не представлено.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах Григоровой В.И. к Министерству социальной защиты населения Свердловской области о взыскании денежной компенсации удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области в пользу Григоровой В.И. денежную компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с *** г. по *** г. в сумме *** (***) руб. *** коп.

Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах Григоровой В.И. к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», Министерству финансов Свердловской области о взыскании денежной компенсации оставить без удовлетворения.

Иск Григоровой В.И. к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», Министерству финансов Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Свердловской области о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2012 г.

Председательствующий: