Заочное решение по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СО в г. Каменске-Уральском и Каменском районе к ООО `Комстрой` об обязанности разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны



№ 2-619/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 12 мая 2012 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего Мартынюк С.Л.

с участием представителей истца Давыдовой Ю.О., Кравченко М.В.

при секретаре Дога Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменске – Уральском и Каменском районе» к Обществу с ограниченной ответственностью «Комстрой» об обязании разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменске – Уральском и Каменском районе обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Комстрой» об обязании разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, просила обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны юридическое лицо ООО «Комстрой», до **** года. В обоснование своей позиции суду пояснила, что при проведении проверки у ответчика выяснилась, что у ООО «Комстрой» не разработан и не утвержден в установленном порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.

С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В ходе внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Комстрой», проведенной работниками истца с ****. по **** обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании, а именно: у юридического лица ООО «Комстрой», имеющего источники выбросов отсутствует проект санитарно-защитной зоны промышленного производства, в котором должны быть определены размеры и границы санитарно-защитной зоны.

Согласно п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 ООО «Комстрой» относится к *** классу опасности. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов *** класса опасности является обязательной. Предприятие имеет источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - асфальтовая установка, расположенная по адресу: <адрес>.

Постановлением от **** года за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. *** КоАП РФ ответчик подвергнут штрафу в размере *** рублей (л.д.12-15).

**** года в адрес ответчика было направлено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил (л.д.16, 16 об.).

ООО «Комстрой» не установлены размеры санитарно-защитной зоны для действующего промышленного объекта на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленного производства *** класса опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

В ООО «Комстрой» отсутствует проект обоснования санитарно-защитной зоны, в котором установлены размеры санитарно-защитной зоны промышленного производства, с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, подтвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Также в санитарно-защитной зоне ООО «Комстрой» согласно п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится к II классу опасности с санитарно-защитной зоной 500 метров, размещена жилая застройка. Данный факт является нарушением ст.11, ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.3.1., 3.12., 4.1., 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.п.3.1., 3.12., 4.1., 5.1; ст. 34, ст. 52 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг, а также продукции производственно- технического назначении, пищевых продуктов и товаров для реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказания услуг.

В силу ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам и ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. ООО «Комстрой» согласно п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 относится к *** классу опасности.

Таким образом, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов *** класса опасности является обязательной.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 п. 2.2. - Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В соответствии с п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

В силу СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 п. 2.4. для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Пунктом 2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 определено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В соответствии с п.1 ст. 35 Федерального закона «Об окружающей среде» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона «Об окружающей среде» от 10.01.2002 г. № 7ФЗ предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В силу п. 2 ст. 52 Федерального закона «Об окружающей среде» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно ст. 15, ст. 20, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96 ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух и рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организацией. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствие с санитарной классификацией предприятия.

При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно СанПиН 2.16.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (п.4.1.1) должны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами и соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

Исследовав материалы дела, суд установил, что у юридического лица ООО «Комстрой» отсутствует проект обоснования санитарно-защитной зоны, в котором установлены размеры санитарно-защитной зоны промышленного производства, с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, подтвержденный постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации, но несмотря на нарушение действующего законодательства осуществляет хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и индивидуальными лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В данном случае, это обязательное соблюдение требований санитарных правил, а именно обязательное наличие проекта обоснования санитарно-защитной зоны, в котором установлены размеры санитарно-защитной зоны промышленного производства.

При невыполнении вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, право на здоровье, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области санитарного законодательства, охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности с целью исключения негативного воздействия на здоровье населения.

С учетом изложенного, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, необходимо взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Комстрой» государственную пошлину в пользу местного бюджета «МО город Каменск-Уральский» *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменске – Уральском и Каменском районе к Обществу с ограниченной ответственностью «Комстрой» об обязании разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Комстрой» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны по <адрес>, в срок до **** года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Комстрой» государственную пошлину в пользу местного бюджета «МО город Каменск-Уральский» *** (***) рублей.

Ответчик вправе подать в Красногорский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения путём подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: С.Л. МАРТЫНЮК