Решение по иску Исаковой Е.Ю. к ТОИОГВ СО `УСЗН по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району`, ГУ `Свердловское региональное отделение ФСС` о взыскании денежных средств



№ 2-529/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2012 г. г. Каменск-Уральский

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе судьи Курина Д.В.,

с участием истца Исаковой Е. Ю.,

представителя истца Шарапова С. И.,

представителя ответчика ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» Волковой Н. Ю., действующей на основании доверенности № 570-ю от 23.01.2012 года,

представителя ответчика ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» Заостровской В. В., действующей на основании доверенности № 63 от 28.12.2011 года,

при секретаре Щавелюк С. Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Исаковой Е.Ю. к ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» о взыскании денежных средств в сумме *** руб. *** коп. в счет недоплаченных сумм социальных пособий по закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча» за период 2009-2011 года, а также с иском к ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» о взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение за 2009 – 2011 года в сумме *** руб.. Кроме того, дополнительно были заявлены требования о компенсации морального вреда в сумме *** руб.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, указал, что проживая в Челябинской области, его доверительница получала выплаты по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча». Когда она переехала в 2005 году на постоянное место жительства в г. Каменск-Уральский, то перестала практически получать выплаты, получала только ежемесячно по *** руб. – и все. Хотя она должна была ежемесячно получать по *** руб. *** коп. согласно разъяснениям областного и федерального законодательства от 01.05.2011 года. Таким образом, за три года недополученная сумма составила *** руб. плюс компенсация за проезд за 3 года – *** руб. Также за три года его доверительница ни разу не ездила в санаторий, хотя в Челябинской области ей подобные путевки предоставлялись ежегодно. Его доверительница не обращалась в фонд социального страхования за получением путевки, так как не знала, что туда необходимо обратиться, ей об этом никто ничего не говорил. Его доверительница узнала, что стоимость путевки в год около *** руб., поэтому просит взыскать *** руб. за три года. Также компенсацию, предусмотренную ст. 27.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», его доверительница не получала ни разу. Его доверительнице причинен моральный вред в сумме *** руб., который он просит взыскать с ответчиков.

Истец позицию представителя поддержала полностью.

Представитель ответчика ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» пояснила, что ими истице производятся все выплаты, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча», которые состоят из ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме на настоящий момент *** руб. *** коп. в месяц, из ежегодной суммы на компенсацию на оздоровление, которая за 2012 год составила *** руб. *** коп., кроме того, в ежегодной компенсации на проезд за 2009 год в сумме *** руб., за 2010 год в сумме *** руб., за 2011 год в сумме *** руб., за 2012 год в сумме *** руб. Иных видов выплат по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча» ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» не производит. Выдачей путевок занимается ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования». За 2009, 2010 и 2011 года истица за ежегодной компенсацией на оздоровление не обращалась, указанная выплата производится ежегодно по заявлению лица, в 2012 году истица за указанной выплатой обращалась, и ей указанная выплата была произведена. Просит в иске отказать.

Представитель ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» исковые требования не признала, пояснив, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 327 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» функция обеспечения санаторно-курортным лечением возложена на Фонд социального страхования РФ. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении справку для получения путевки, после чего обращаются с заявлением о предоставлении путевки в филиал отделения Фонда. Следовательно, для получения набора социальных услуг истице следовало обратиться с заявлением в Пенсионный фонд об отказе в выплате ежемесячной компенсации и обратиться за предоставлением путевки в Фонд. Однако, в настоящее время в регистре Пенсионного фонда РФ имеется запись о выплате истице ежемесячной денежной компенсации и отказ от предоставления набора социальных услуг в виде санаторно-курортной путевки. Также истица неверно понимает фразу «внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях», которое не обозначает санаторно-курортное лечение. К ним истица за все время проживания в г. Каменске-Уральском ни разу не обращалась.

Выслушав истца, ответчиков, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно удостоверению серии *** №*** от ***, истица признана эвакуированной из населенного пункта Лесные поляны, подвергнувшегося загрязнению в следствии аварии на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, и имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». (л. д. 10)

Из ст. 17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; кроме того им гарантируются, в частности, ежегодная компенсация на оздоровление в размере *** рублей (п. 13).

П. п. 3-12 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гласят, что указанным гражданам предоставляется, в частности, внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках (п. 9);

Согласно п. 3 ст. 15 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», данным гражданам предоставляется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.

Следовательно, набор льгот, выраженных в денежном выражении и выплачиваемых органами социальной защиты населения, выражается в ежегодной денежной компенсации на оздоровление – *** руб., ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме *** руб.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из указанного порядка, размер компенсации, предусмотренный п. 3 ст. 15 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», составил:

с 01.01. 2009 года – *** руб. *** коп. (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007
№ 914 (ред. от 07.07.2009)),

с 01.01.2010 года – *** руб. *** коп. (Постановление Правительства РФ от 16.12.2009
№ 1024),

с 01.01.2011 года – *** руб. *** коп. (Постановление Правительства РФ от 21.12.2010
№ 1079),

с 01.01.2012 года – *** руб. *** коп. (Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 года № 1019)

Согласно приложенной к материалам дела информации о выплатах, указанные денежные суммы были начислены и выплачены истице в полном объеме (л. д. 56-57).

Из представленной Министерством социальных отношений Челябинской области справки следует, что во время проживания истице в Челябинской области ей выплачивались: компенсация на приобретение продовольственных товаров (с 2000 по 2005 год в размере от *** руб. до *** руб.), а также ежегодная компенсация на оздоровление в сумме от *** руб. до *** руб., иных выплат не производилось (л. д. 53).

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 30.12.2008 года № 1426 – ПП, установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, - ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (далее - ежегодное пособие на проезд) в размере *** рублей, для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации. Назначение ежегодного пособия на проезд производится территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства обратившегося лица на основании его письменного заявления. Ежегодное пособие на проезд индексируется с 1 января текущего года один раз в год, исходя из прогнозного уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.

На 2009 год пособие составило *** руб., на 2010 год – *** руб., на 2011 год – *** руб., на 2012 год – *** руб. Распоряжения о выплате указанных пособий истцу были приняты ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» в соответствующих суммах (л. д. 59-64).

Согласно «Правилам выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.06.2005 № 377, от 22.01.2007 № 29), для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы: заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. Уполномоченный орган составляет списки получателей компенсации, в которых указываются: а) фамилия, имя, отчество получателя компенсации; б) размер компенсации; в) реквизиты организации федеральной почтовой связи по месту жительства и почтовый адрес получателя компенсации либо реквизиты счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации. Списки подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации. Выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.

Из представленных материалов выплатного дела видно, что в 2006, 2007, 2012 годах истица обращалась в ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» с заявлением о выплате компенсации на оздоровление, а в 2008, 2009, 2010 и 2011 года она за указанной компенсацией не обращалась, (л. д. 65-104) что, исходя из заявительного характера назначения указанной компенсации не влекло обязанности ответчика по начислению и выплате истице указанных сумм.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» выполнило все свои обязательства перед истицей по выплате ей компенсаций на оздоровление, ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации стоимости проезда. Следовательно, оснований для удовлетворения иска к ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» не имеется. Доводы представителя истца о том, что ответчиком истцу должны выплачиваться суммы ежемесячной компенсации в соответствии со ст. 27.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» судом не могут быть приняты, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 27.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», данная ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому исковые требования не предъявлялись.

Что касается исковых требований, предъявляемых истицей к ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» о взыскании денежных средств за неиспользование путевок в санаторно-курортные учреждения, то суд приходит к следующему:

Из п. 9 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что истица имеет право на внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках. Однако, по мнению суда, указанная норма не регулирует предоставление санаторно-курортного лечения льготной категории граждан в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок предоставления гражданам набора социальных услуг определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 328 от 29.12.2004 года "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".

Согласно ст. 6.7 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг, в том числе за санаторно-курортным лечением, в утвержденном порядке.

Граждане, имеющие право на набор социальных услуг, в силу положений п.п. 3.6, п. 3.7 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года № 256. При наличии справки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда. Согласно п. 3.8 указанного Порядка исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки, сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей профилю лечения, с указанием даты заезда.

Как установлено в судебном заседании, не отрицается истицей и ее представителем, за все годы проживания в г. Каменске-Уральском истица ни разу не обращалась в органы Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортного лечения, и ей ни разу не было в предоставлении данного лечения отказано по каким-либо причинам. Следовательно, нежелание истца воспользоваться пакетом социальных услуг, по мнению суда, не может служить основанием для взыскания с ответчика какой-либо денежной компенсации за их непредоставление.

Таким образом, права истца ответчиком ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» нарушены не были, оснований для взыскания какой-либо денежной компенсации в пользу истца не имеется, в удовлетворении требований следует отказать.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественньие права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что действиями ответчиков по делу не были нарушены права истца, в удовлетворении требований о возмещении морального вреда также следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Исаковой Е.Ю. к ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району», ГУ «Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через канцелярию Красногорского районного суда.

Решение вынесено и оглашено 07 июня 2012 года.

Судья Курин Д. В.